Конспект занятия в 1 классе «Волшебные превращения осенних листьев с использованием арт-терапии»
Цель: познакомить обучающихся первого класса с осенними листьями как с материалом для аппликации, научить приемам работы с сухими листьями.
Задачи: - развивать эстетические чувства;
- развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление;
- воспитывать аккуратность при работе, развивать интерес к новым способам аппликации;
- учить слушать музыку, формировать способность видеть ее, показать гармонию звуков и цветов в природе и искусстве;
- учить обучающихся рисовать в технике, которая называется «печать», наносить краску на обратную сторону листочка от середины к краям;
- самостоятельно подбирать нужные листочки и гармонично сочетать цвета.
- делать отпечатки на листе, создавая какой-то предмет или сюжет, дорисовывая кисточкой мелкие детали, которых не хватает на рисунке.
- воспитывать любовь к природе, желание воспроизводить свои фантазии на бумаге;
-развивать желание творчества в дальнейшем.
Материалы: сухие листья, бумага, влажные салфетки, музыка Вивальди «Осень», П.Чайковский «Вальс цветов»; гуашевые краски.
Оборудование: образцы аппликаций.
Ход занятия:
Педагог: Загадка про осень
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, ребята, угадает? (Осень)
- Верно, этой девицей является волшебница-осень. А теперь, послушайте стих про осень!
Педагог: Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Педагог: «Ребята, сегодня осень приглашает нас в свое удивительное царство, где мы сможем полюбоваться ее красотой. А путешествие наше будет необычным, потому, что мы осуществим ее в своем воображении, а поможет нам в этом музыка, которую написал композитор Вивальди. Называется она «Осень».
Педагог: «Итак, сядьте ровно, закройте глаза. Темно, тихо. Прислушайтесь к самим себе, к своему сердцу, окунитесь в фантастический мир волшебницы осени.(Обучающиеся слушают отрывок композиции Вивальди «Осень»)».
Педагог: «Вот и закончилось наше фантастическое путешествие. Вам понравилась музыка? Хорошая музыка, потому что осень хорошая. А что вы увидели в своем воображении, слушая эту музыку, какая музыка по характеру? Поделитесь своими впечатлениями». (Ответы обучающихся)
Педагог: «А кто услышал, как шепчут осенние листья, о чем они шепчут? (как хорошо осень их раскрасила, как хорошо им качаться на ветке). Какие цвета вы увидели, слушая музыку? Кто почувствовал аромат осени? Чем пахнет осень? (опавшими листочками, овощами с огорода, грибами, дождем...)».
Педагог: «Ребята, Вы знаете как называется то, когда листья опадают с деревьев?(Листопад). Правильно, ребята. Вы наверное видели как кружатся, падая листики. Самые красивые мы с вами засушили. И сегодня, мы с вами изобразим листопад. Но не из цветной бумаги, а из листиков, которые мы приготовили».
-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о листочках:
- Меняют осенью свой цвет,
- Научились различать листочки по форме и с какого они дерева
- О том, что они умеют танцевать, кружиться,
- Плавать по воде, как челноки,
- Летать в воздухе как парашюты
- Научились слушать их шелест и прочее.
Педагог: А еще, мы сделали для себя неожиданное открытие, что осенними листочками можно рисовать. Посмотрите, какие красивые листочки подарила нам осень. Если внимательно присмотреться к каждому листочку, то можно увидеть, что он нам что-то напоминает.
Педагог: Сейчас мы их рассмотрим и постараемся узнать с какого дерева или куста листочек, и что он напоминает вам по форме.
(Показываю листья клена, дуба, каштана, куста рябины, сирени, а дети распознают с какого он дерева или куста, рассказывают на что, или на кого похожи листочки: на лапку гуся, парашюты, зонтики, птички, рыбки, цветы, бабочки и другое)
Физкультминутка «Осеннее дерево»
Педагог:
Вот это - дерево, мой друг,
(медленно поднимают руки вверх)
Их очень много-посмотри вокруг!
(движения в воздухе руками, будто определяют силуэт дерева)
Ветви с ветром играют
Наклоняются, качают.
(наклоны туловища влево, вправо)
А листочки шелестят
Будто сказку говорят
(руки вверх, двигают пальчиками)
Ветерок гулял, бродил,
С веток листьев натрусил.
(двигаются произвольно, приседают, плавные движения руками)
Осень к деревцу приходит
(приставляют ладошку к уху)
Краску листьям приносит.
(движение правой рукой, будто держат кисточку вверх - вниз)
Педагог: Вчера, когда я вернулась домой с прогулки, и меня ждали осенние листочки. Мне очень захотелось нарисовать что-то интересное вместе с ними. Посмотрите, что у меня получилось.
Педагог: А теперь вспомним еще, как можно рисовать листочками:
1. Берем листочек за кончик.
2. Кладем его на клеенку, обратной стороной вверх. Почему? - Хорошо видны прожилки, выпуклости.
3. Наносим краску нужного цвета от середины к краям, придерживаем листок при этом указательным пальцем левой руки.
4. Моем и вытираем кисть.
5. Берем листок за кончик и переносим его на лист, кладем окрашенной стороной.
6. Сверху накрываем листок бумажкой и легонько прижимаем ладонью.
7. Забираем листок, а на его месте остается хорошенький отпечаток - точно копия его самого.
8. Тоненькой кисточкой дорисовываем то, чего не хватает на рисунке.
Вспомнили.
Педагог: Как называется такой прием рисования? (Печать). Предлагаю детям сесть за столы.
- Ребята, посмотрите внимательно на свои листочки. Подумайте, что или кого они вам напоминают. Что бы вы хотели сегодня нарисовать с помощью этих листочков? Попробуйте их превратить в нечто интересное. А сейчас возьмите большую кисточку. Возьмите ее легонько тремя пальчиками, сильно не сжимайте, чтобы кисточка чувствовала тепло ваших пальчиков. Поднимите кисть щетиной вверх.
Поэтапный показ и правила выполнения работы:
1.вырезаем по шаблону ствол дерева из цветной бумаги
2.наклеиваем на цветной картон, не забывая использовать салфетки для промакивания клея.
3.Приклеиваем сухие листья на крону дерева и в «полете» по желанию. Не забываем пользоваться салфетками и промакивать аккуратно – листья хрупкие.
Упражнение «Кисточка здоровается».
- «Добрый день» - опускаем щетинку вниз. При этом двигаются только пальчики.
- А сейчас протяните свободную ладошку вперед. Потренируемся, как будем покрывать листочек краской - дети проводят сухой кистью по ладошке от середины к краям от себя, как будто гладим листочек. Листочку очень приятно, он оставит вам хороший отпечаток.
Педагог: А сейчас, дети, давайте поблагодарим листочки за то, что помогали вам нарисовать такие красивые рисунки и попрощаемся с ними:«Не грустите листочки, что скоро придет зима. Все листочки упадут с деревьев и спрячутся под снегом. И скоро наступит весна и придут вам на смену уже другие ваши братики и сестрички, но мы с вами не расстаемся. Мы говорим «До свидания».
Итоги: - Ребята, с каким материалом мы сегодня работали? (с природным, с сухими листьями)
- Что мы сегодня изготавливали? (ответы обучающихся)
- Ребята, давайте, вы покажете свои работы, какие красивые они у вас получились. Ребята, свои работы вы можете подарить своим родным и близким. Выставка работ.
Рефлексия:
Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы?
- Довольны ли вы собой? Спасибо вам за занятие.
Скударнова Наталья Владимировна