Занятие в подготовительной группе «Лягушки. Волшебные превращения»
Технологическая карта НОД
по познавательному развитию (экология)
Возрастная группа детей: подготовительная группа 6-7 лет
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Лягушки. Волшебные превращения»
Цель: Вызвать у детей интерес к объектам живой природы, формировать у них представления о стадиях развития некоторых животных
Задачи:
- Показать развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
- Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.
- Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: игрушка Лягушка, изображения лягушек, мп3 «Вот лягушки вдоль дорожки скачут, вытянувши ножки…», lego Wedo, планшет для программирования, стаканы с водой трубочками, маска Аист.
Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательно-исследовательская.
Форма работы с детьми: групповая.
Ход НОД
Этап и его задача Организация детей Оборудование |
Деятельность и речь воспитателя |
Деятельность и речь детей
|
Организационный этап |
||
Создание образовательной ситуации
|
Педагог обращает внимание детей на макет пруда . - Ребята, посмотрите все сюда! Я проходила мимо нашей группы и увидела необычную композицию. Здесь записка «Для детей детского сада «Тополёк» (заглядывает). Что это?
- Правильно! Это макет пруда! А кто живет у пруду? - Молодцы! Правильно! Загадывает загадку: - У болотной мягкой кочки, Под зелененьким листочком Притаилась попрыгушка- Пучеглазая … Воспитатель: Конечно, это лягушка! Посмотрите, сегодня к нам в гости пришла лягушка (показывает игрушку-лягушку). Смотрите какая она хорошенькая! |
Дети находятся в групповой комнате. Начинают заинтересованно рассматривать макет. Отвечают, предполагают: Это макет пруда, речки, озера, болота. Отвечают: рыбки, стрекозы, лягушки, комары…
Дети: Лягушка!
Дети называют, любуются лягушкой, гладят ее. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми |
- Ой, кажется наша лягушка грустит. В чем же причина?
- Мы приветливо встретил нашего гостя, а вот в природе, как встречают лягушку? Воспитатель обобщает сказанное детьми: - Правильно! Немногим хочется ее погладить, потому что у нее голая, скользкая и холодная кожа, и нередко ее считают противным, неприятным, безобразным существом. Но это мнение ошибочное. Я предлагаю рассказать все хорошее что мы знаем о лягушках нашей гостье и поиграть с ней! Это ее развеселит. |
Дети предполагают: потерялась, кто то обидел, с ней нкто не грает… Предлагают спросить у лягушки? Рассказывают о лягушке.
Дети соглашаются. |
Основной этап |
||
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Игра «Какая?» - развитие речи
Рассматривание иллюстраций - обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни.
Физминутка «Лягушки»
Опыт «Как увидеть воздух» - обнаружить воздух в окружающем пространстве - в воде. П./игра «Лягушка и аист» - развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.
Рассказ «Как появляются лягушки?
Моделирование «Превращение лягушки» - показать развитие лягушки от икринки до взрослой особи, развивать мелкую моторку рук.
|
Воспитатель с детьми садятся в кружок. - На самом деле - лягушки самые безобидные, полезные и необходимые в природе существа. Чем же они полезны? - Правильно. Лягушку относят к классу земноводных. В народе лягушку называют квакушкой и делают ее доброй героиней многих сказок. Какие сказки о лягушках вы знаете?
- Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в реке и в траве. Отсюда и произошли их названия. В болоте живет болотная лягушка, а в озере - какая? В траве? В реке?
- От цвета окружающей среды зависит и цвет лягушки. Если лягушка живет в траве, на земле (показываю картинку) ее окраска бурая- под цвет земли, а вот в воде лягушки - зеленого цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений (показываю картинку). Такая окраска делает ее незаметной от хищников, которые могут лягушку съесть. - А теперь давайте рассмотрим нашу гостью. - Сколько у нее лапок? - Какие они? -Какое строение лапок позволяет лягушке передвигаться в воде? - Как на суше передвигаются лягушки? А как прыгает лягушка? Давайте превратимся в лягушек и покажем «Вот лягушки вдоль дорожки Скачут, вытянувши ножки…»
Продолжаем рассматривать лягушку. -Посмотрите на ее голову. Она какая? -А какие у нее глаза?
-А какой у нее рот? Воспитатель: Во рту у лягушки язык длинный и липкий (рассматриваем картинку, где лягушка выбрасывает свой длинный язык и ловит пищу- комара) - А чем питается лягушка? - А кто знает, чем дышит лягушка? - У лягушки, как и у человека, есть легкие и ноздри. Предлагаю всем глубоко вздохнуть. -Чем мы дышим? Воздух невидим, но его много вокруг нас, он есть и в воде, и там мы можем его увидеть. - Подойдите к столам, где стоят стаканы с водой и трубочками. - В любом водоеме есть воздух, им дышат водные животные, в том числе и лягушки. - Кого боятся лягушки? Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) - А вы знаете как появляются лягушки? - Весной на реке, на камышах, водорослях, в воде можно увидеть икринки, словно желе на воде. Вначале икринка яркая, потом она темнеет, растет, у нее появляется хвостик, потом задние лапки, позднее и передние Это головастик. У него хвостик, который потом исчезает. Вот так появляются на свет лягушата, которые радуются весне, теплу и принимают участие в лягушачьих концертах. - Давайте вместе построим модель лягушки с помощью конструктора Lego. 1. Создание модели головастика (личинки).
- У нас получился головастик! Какой он? 2. Создание модели молодой лягушки (лягушонка). - Головастик вырос превратился в маленького лягушонка. Чем маленькая лягушка отличается от головастика? - Затем у лягушонка появляются задние лапки и он превращается в взрослую лягушку. Теперь лягушка может передвигаться не только в воде, но на суше. 3. Запрограммируйте молодую лягушку. Посмотрите какая замечательная модель лягушки у нас получилась! Она умеет прыгать, издавать звуки, похожие на кваканье лягушки. |
- Лягушки полезны, потому что они поедают вредителей: мух, комаров, тлю. Лягушки могут жить и в воде и на земле.
«Лягушка путешественница», «Царевна-лягушка», «Теремок».
Озерная Травяная Речная
Рассматривают иллюстрации.
Рассматривают игрушку Четыре Передние лапки короче задних Перепончатое Прыжками Дети встают и прыгают под музыку
Большая и нет шеи Выпуклые, потому и зовут ее пучеглазая Большой
Насекомыми Воздухом
Тоже воздухом
Дети дуют в трубочки и видят много пузырьков воздуха. Аиста, цапли, журавля Дети играют
Дети отвечают Слушают рассказ, рассматривают иллюстрации к рассказу.
Соглашаются Участвуют в создании модели. Начинают строить головастика, у которого есть только глаза, длинный хвост и поначалу нет передних лапок. Дети отвечают: маленький, зеленый, у него есть хвостик и нет конечностей (лапок) Дети: у маленькой лягушки появились передние лапки, хвостик, стал меньше. Следуя инструкции по сборке, дети превращают Дети рассматривают модель, выделяют особенности, учатся элементарному программированию. |
Заключительный этап |
||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей |
-Ребята, вы очень понравились нашему гостю - лягушке, она очень рада что посетила нашу группу! Ей уже пора возвращаться домой, она надеется, что вы запомните все, о чем мы говорили, никогда не будете обижать ее друзей. - Какое задание было для вас самое трудное? - А самое интересное? - Вы большие молодцы!! |
Дети анализируют свою деятельность.
|
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность |
Воспитатель предлагает детям нарисовать свои впечатления о занятии |
Самостоятельная художественно-продуктивная деятельность детей. |