Конспект занятия с детско-родительской парой «Мир семьи»
Конспект занятия с детско-родительской парой.
«Мир семьи»
Цель: осознание различий между восприятием ребенка и взрослого с целью нормализации взаимоотношений в детско-родительской паре.
Материалы: полоски разных цветов, бланки для ответов родителями, песочница, фигуры для работы в техниках песочной терапии (элементы построек, растительность, живые существа, камни, мосты, заборы и др.)
Ход занятия.
- Упражнение «Знакомство с семьей»
Родителю и ребенку предлагается рассказать немного о своей семье, выбрать цвет, которым условно можно обозначить всю семью. Предлагается ответить на вопрос: Какая ситуация из жизни семьи представляется, когда смотрите на этот цвет?
Ребенку, затем родителю предлагается выбрать цвета для обозначения членов семьи.
- Родителям предлагается ответить на ряд вопросов . Ответы заносятся в таблицу.
Вопрос |
Ответы за себя |
Ответы за ребенка |
Реальный ответ ребенка |
1. Мое любимое (нелюбимое) животное. Почему? 2. Мое любимое блюдо (что я не люблю есть)? 3. Моя любимая погода/ время года 4. Мой любимый (нелюбимый) цвет. 5. Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится. Список вопросов дополняется исходя из возраста ребенка и индивидуальных особенностей членов семьи |
Родитель отвечает на вопросы относительно себя |
Родитель делает предположение, как бы на этот вопрос ответил его ребенок |
|
Реальные ответы записывают во время опроса ребенка, при этом у ребенка просят сделать предположение об ответе родителя (А у мамы какое любимое животное?).
Делается вывод о близости в отношениях между взрослыми и ребенком.
- Предлагается поиграть в игру «Кто в семье самый…»
Ответы произносятся хором и быстро:
«Кто в семье самый веселый?», «самый умный?», «самый сильный», «самый высокий», «самый быстрый», «самый красивый», «самый плаксивый», «самый громкий», «самый строгий», «самый конфликтный» и т.д. (для детей дошкольного возраста понятия могут упрощаться «кто чаще всех злится или ругается», «кто чаще грустит»)
Разные мнения записываются и в дальнейшем обсуждаются с парой родитель-ребенок: знал ли ты, что мама (папа) считает тебя самым быстрым?
- Работа с песком: «Мир семьи»
Участникам предлагается построить мир своей семьи совместно, но без участников (дома, растительность, заборы, камни, мосты)
Затем каждый выбирает фигурку, которая могла бы играть его роль в этом мире. Участникам (родителям и ребенку) предлагается дать характеристику этой фигурке. Ответить на вопрос: Какая она?
Специалист просит ребенка найти место фигуркам на пространстве песка (в мире семьи): сначала ребенок размещает свою фигурку, затем фигурки взрослого/взрослых.
При этом специалист оценивает расположение всех фигур, близость их друг к другу. Взрослым задается вопрос: нравится ли ему расположение его фигуры, как он себя чувствует на этом месте, хотелось бы ее переместить (если «да», то на какое место).
Далее совместно с участниками делаются перемещения для комфортного ощущения каждого в построенном мире, возможно добавление элементов с условием обоснования необходимости каждого элемента (какой он, для чего он нужен)
При ощущении дистанцирования и «холодности» во взаимоотношениях между взрослыми и ребенком и при этом положительной оценки данных расположений участниками, специалист просит «построить связь»: тропинка из камней, мост и т.п.
Работа с песком помогает визуализировать семейную ситуацию и найти реальные возможности для построения доверительных отношений в паре родитель-ребенок.
Занятие может проводиться с двумя родителями и ребенком, а так же только с одним из родителей и ребенком.