Методическая разработка по профориентации «В мире профессий» (2 класс)
МБОУ «Дубъязская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка по профориентации
«В мире профессий»
Разработала
учитель начальных классов
Рахимова Г. И.
Введение
Младший школьный возраст является самым плодотворным для личностного развития ребёнка. Через игровую деятельность, происходит познание окружающего мира. В играх профориентационного содержания у ребёнка появляется возможность получить представления о себе, своих качествах, интересах и возможностях.
Структура данного профориентационного занятия в начальных основывается на возрастных особенностях детей. Поэтому в профориентационные занятия должны включатся игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. В процессе планирования профориентационного занятия важно учить выделять в профессиях существенные, главные стороны.
Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить знания о профессиях, а также способствует развитию ребёнка.
Цель занятия: формирование у учащихся представления о мире современных профессий.
Задачи:
Познакомить учащихся с новыми профессиями.
Способствовать увеличению словарного запаса через развитие речевой деятельности.
Способствовать развитию познавательных процессов.
Воспитывать уважительное отношение к труду.
Возраст обучающихся: 1-4 классы.
Оборудование: компьютер, предметные картинки, плакаты, раздаточный материал.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Ход занятия.
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете -
Музыка всюду, улыбки и смех -
Школа открыла двери для всех.
А зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться считать, писать, читать, узнать о мире.)
Доска оформлена плакатами на тему «В мире профессий».
-Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем беседовать?
Сегодня мы с вами будем говорить о профессиях. Мы постараемся разгадать секреты профессий, узнать особенности и тонкости профессий ваших родителей.
-Вы готовы отправляться в путь?
Сообщение темы занятия и постановка цели.
Если вы согласны отправляться в путь по миру профессий, то мы начинаем. Но на пути нам будут встречаться разные задания и конкурсы. Сегодня вы встретитесь с разными профессиями, вспомните, что вы знаете о них, поделитесь своими знаниями с одноклассниками, а кто-то из вас может, услышит и узнает что-то новое. Наше занятие будет проходить на разных островах, где вы будете участвовать в викторинах, разгадывать загадки, рисовать и получать в конце занятия секретный приз.
Работать мы будем в группах по 5 человек, поэтому от каждого из вас завит результат нашего путешествия.
Актуализация знаний о профессиях, применение знаний при выполнении заданий, загадок, игр.
Итак, первое задание - «Собери словечко»
Педагог раздаёт конверты каждой группе учащихся с буквами, из которых нужно собрать 2 слова - название профессии.
(Повар, врач, учитель, водитель, писатель, военный, шахтёр, продавец).
Дети работают в группах.
Когда задание выполнено, начинается обсуждение профессий, которые получились.
Следующее задание, которое встречается на нашем пути «Остров загадок»
Педагог читает загадку, если учащиеся отгадывают правильно, то педагог показывает изображение представителя данной профессии (приложение №1)
Загадки про папины профессии
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется... (военный)
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а... (машинист)
Загадки про мамины профессии
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня- (воспитатель)
-Вы молодцы ребята с загадками вы быстро справились!
Чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо вспомнить профессии литературных героев: (приложение №2)
Кто приходил на помощь животным, которые заболели в Африке? (доктор Айболит);
Какая профессия была у Печкина? (почтальон);
Кем был старик в сказке о золотой рыбке? (рыбак);
Кто по профессии был отец Буратино? (столяр);
Кто были по профессии сестры в сказке о Царе Салтане? (повариха и ткачиха);
Профессия Пилюлькина? (доктор);
Профессия Дяди Стёпы? (милиционер или полицейский).
С этим заданием вы справились очень хорошо, и мы начинаем работать со следующим заданием «Кто чем занимается». Дети по очереди из каждой группы, берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается:
Повар… (варит еду),
врач… (лечит людей),
учитель… (учит детей),
строитель… (строит дома),
художник… (рисует картины),
пианист…(играет на пианино),
писатель…(пишет книги),
портниха…(шьет одежду),
уборщица…(моет полы),
продавец…(продает товар),
фотограф…(фотографирует людей, окружающий мир),
воспитательница…(воспитывает детей),
контролер…(проверяет билеты).
Подведение итогов занятия.
Наше занятие подходит к концу, мы выполнили много разных заданий. Давайте посмотрим на доску, как много разнообразных профессий есть в мире. Ваши родители работают в разных сферах. Каждый выполняет свои обязанности, и труд каждого ценен и необходим!
Мир профессий очень интересен и разнообразен. Мы с вами сегодня познакомились с некоторыми профессиями. На том наше занятие законченно, а теперь обещанный секретный «сладкий подарок»!
Заключение
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, интересных историй, занимательных случаев и впечатлений взрослого. На этой стадии создается определенная эмоционально-наглядная основа, на которой осуществляется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на этой основе, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем большее число профессий будет знакомо ребенку и чем шире будет его представление о мире профессий, тем проще он в дальнейшем осуществит процесс выбора своей будущей профессии.
Исходя из психологических особенностей младших школьников, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о мире профессий в процессе его участия в профориентационных играх, в общении со взрослыми.
Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл. Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду, лекарства и т. д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему. Хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живётся тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим.
В работе по профориентации можно использовать самые разнообразные формы работы: беседы, встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, игры, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, создание альбомов: «Все работы хороши, выбирай себе на вкус», «Мудрые мысли о труде и выборе профессий» и другие виды работы.
Такие занятия дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
Список литературы
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / составители: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., Академия, 2001. - 231 с.
Гордон, Т. А. Курс эффективного преподавателя: как раскрыть в школьниках самое лучшее / Т. А. Гордон. - М. : Ломоносов, 2010. - 432 с.
Занимательное азбуковедение: сборник методических материалов/ В. В.Волина. М.: Просвещение, 2000 – 54 с.
Твоя профессиональная карьера: книга для учителя // методика преподавания курса /С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуконов.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1999 – 123 с.с