Групповая логопедическая игра по профориентации «В мире профессий»

3
0
Материал опубликован 28 January 2016

МКОУ «Толпинская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области


 


 


 


 

ГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ».

 

ПОДГОТОВИЛА:

учитель-логопед

Фомина Екатерина Александровна

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования представлений о существующих видах профессий.

ЗАДАЧИ:

1.Дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.

2.Сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду.

3.Воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

Закрепить представления о различных видах профессий.

Ввести в активный словарь:

существительные: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, лет­чик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, сте­кольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птич­ница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, медсес­тра;

прилагательные: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисципли­нированный, нужный, полезный, необходимый, тяжелый, интересный, аккуратный, старательный, строгий, исполнительный и т. д.;

глаголы: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пи­шет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, счи­тает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, уп­равляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают, охраняют, защищают;

наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

Развивать словесно-логическое мышление.

Формировать навыки употребления сложноподчиненных предложений.

Формировать навык сло­вообразования, образования сложных слов.

Формировать навык согласования глаголов с существительными, существительных с прилагательными.

Упражнять детей в подборе подходящих по смыслу опреде­лений, в подборе подходящих по смыслу существительных.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: школьник будет понимать,  насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.

КОНКУРС РИСУНКОВ (предварительно).

1-2 классы «Профессии моих родителей».

3-4 классы «Кем я вижу себя в будущем».

АНКЕТИРОВАНИЕ (предварительно).

ХОД ИГРЫ:

ВЕДУЩИЙ: Добрый день! Рада вас всех видеть! Сегодняшняя наша встреча просвещена ПРОФЕССИЯМ. Я вам предлагаю немного поиграть, и в процессе этой игры вспомнить и поговорить о такой важной теме, как «ПРОФЕССИИ». Но для начала дайте посмотрим на выставку рисунков, которые нарисовали вы, ребята, и определим двух победителей в номинациях «Профессии моих родителей» и «Кем я вижу себя в будущем». Победители получают грамоты.

ВЕДУЩИЙ: положительный настрой нам даст игра «Комплимент»: подавая руку соседу сказать комплемент или приятное для него слово.

ВЕДУЩИЙ: послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака "Кем быть?"

Дело было вечером, делать было нечего,
Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.
Галка села на заборе, кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Боря просто так
А у меня в кармане гвоздь, а у Вас?
А у нас сегодня гость. А у Вас?
А у нас сегодня мама отправляется в полёт,
Потому что наша мама называется пилот.
С лесенки ответил Вова "Мама - лётчик! Что ж такого?
Вот у Коли, например, мама - милиционер,
А у Толи и у Веры - обе мамы инженеры,
А у Лёвы мама - повар,
Мама - лётчик, что ж такого?"
"Всех важней, -сказала Ната, - мама вагоновожатый,
На работе до зацепы водит мама два прицепа"
И спросила Нина тихо: "Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт? Ну, конечно, ни пилот!
Лётчик водит самолёты - это очень хорошо!
Повар делает котлеты - это тоже хорошо!
Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе!
Мамы разные нужны, мамы всякие важны!"

О чем это стихотворение? Советую вам прочитать его полностью!

ВЕДУЩИЙ: ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о профессиях. А кто из вас может мне объяснить, что значит слово ПРОФЕССИЯ?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВЕДУЩИЙ:ПРОФЕССИЯ- это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

В современном обществе под ПРОФЕССИЕЙ понимают такое занятие человека, которое:

требует специальной подготовки, обучения.

практикуется человеком регулярно.

служит источником средств к существованию.

ВЕДУЩИЙ: ребята, а кто знает, что такое СПЕЦИАЛЬНОСТЬ? И чем СПЕЦИАЛЬНОСТЬ отличается от ПРОФЕССИИ?СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – это вид занятий в рамках одной профессии.

ВЕДУЩИЙ: а еще существует такое понятие, как ДОЛЖНОСТЬ. Кто-нибудь поможет мне разобраться, чем ДОЛЖНОСТЬ отличается от СПЕЦИАЛЬНОСТИ?ДОЛЖНОСТЬ – это служебная обязанность, это круг действий возложенных на одного человека и обязательных для исполнения.

ВЕДУШИЙ: Игра «Угадай профессию по жестам»: желающие выходят, выбирают карточку с названием профессии, и жестами показывают её. Зрители отгадывают. Участники получают медальки.

ВЕДУЩИЙ: давайте все вместе вспомним старую считалочку: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной...» ...В старину профессий было мало, и все они вполне могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем. Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Обучают теперь многим профессиям в специальных институтах. Но сначала нужно еще школу закончить! Давайте разделимся на две команды и ПЕРЕЧИСЛИМ СВЕ ЗНАКОМЫЕ ВАМ ПРОФЕССИИ! Чья команда назовет последнюю профессию, та и победит. (ПИСАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ, ХУДОЖНИК, УЧИТЕЛЬ, ВОЕННЫЙ, ПОГРАНИЧНИК,ЛЕТЧИК,ПОЖАРНЫЙ, ПОЛИЦЕЙСКИЙ, АГРОНОМ, ЭНЕРГЕТИК, ПРОДАВЕЦ, САПОЖНИК, ПОРТНОЙ, СЛЕСАРЬ, СТОЛЯР, СТРОИТЕЛЬ, ИНЖЕНЕР, ШАХТЕР, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, МАШИНОСТРОИТЕЛЬ, АРХИТЕКТОР, АКТЕР, ДРЕССИРОВЩИК, ГЕОЛОГ, ЭКОЛОГ, ХИМИК, КОСМОНАВТ, УЧЕНЫЙ, ВРАЧ, ПОВАР, ШОФЕР).

ВЕДУЩИЙ: Игра «ВОПРОС-ОТВЕТ»:

КТО ТРУДИТСЯ, ЧТОБЫ НАС НАКОРМИТЬ И НАПОИТЬ? Рыбаки и рыбоводы, фермеры и доярки, птичницы, пастухи, свиноводы, овощеводы, садоводы и люди других профессий. Помогают им агрономы, ветеринары, механизаторы, трактористы, инженеры. Все люди продукты покупают, в магазине или на рынке. Помогают им шоферы, продавцы, товароведы.

КТО НАС ОДЕВАЕТ И ОБУВАЕТ? Сапожник! А кто им помогает? Рабочие, инженеры, продавцы, ученые и многие другие.

А КТО ТРУДИТСЯ, ЧТОБЫ У НАС БЫЛО УДОБНОЕ ЖИЛЬЕ? Архитекторы, строители, дворники, слесаря, столяры, маляры, электрики.

КТО НАС ЛЕЧИТ? Врачи и медицинские сестры. Помогают им аптекари и ученые.

КТО НАС УЧИТ? Учителя и тренеры, руководители кружков.

КТО НАС УЧИТ? Шофер, летчик, капитан.

КТО НАС РАДУЕТ ИСКУССТВОМ? Балерина, дрессировщик, клоун, фокусник, художник, скрипач, певец.

КТОПОЛУЧАЕТДЛЯНАСНОВЫЕЗНАНИЯ? Ученые, космонавты, акванавты, геологи, исследователи, программисты.

КТО СОЗДАЕТ НОВЫЕ МАШИНЫ? Конструкторы, изобретатели, инженеры.

КТО ДОБЫВАЕТ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА? Шахтеры, нефтяники.

КТО ОХРАНЯЕТ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА? Лесничие, егеря, инспекторы.

КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ? Милиционеры, пограничники, танкисты.

КТО НАМ ПОМОГАЕТ БЫТЬ КРАСИВЫМИ? Парикмахеры, модельеры.

КТО ПРИДУМЫВАЕТ ЗАКОНЫ И СЛЕДИТ, ЧТОБЫ ИХ ИСПОЛНЯЛИ? Депутаты, судьи, милиционеры, правительство.

А КТО ТРУДИТСЯ, ЧТОБЫ У НАС БЫЛИ КНИГИ? Писатели, редакторы, рабочие, библиотекари.

ВЕДУЩИЙ: Игра «Назови качества, необходимые для определенной профессии»: желающие выходят, вытягивают карточку с названием профессии и называют качества, которыми должен обладать человек данной профессии. Участники получают медальки.

ВЕДУЩИЙ: ФИЗМИНУТУКА Игра «Тропинка». Мне потребуется 10 участников, которые поделятся на 2 команды. Участники становятся друг за другом. Первый – ведущий ведет группу по труднопроходимой местности, по узкой тропинке, петляющей по краю скалистого обрыва. При этом ведущий преодолевает преграды и препятствия (камни, поваленные деревья и др.). Группа повторяет за ним все движения. По хлопку ведущий становится в хвост группы, а ведущим становится следующий участник. И так до тех пор, пока в качестве ведущего не побывают все участники.

ВЕДУЩИЙ: Игра «Подбери глагол к существительному»: повар -, учитель - , врач - , продавец - , воспитатель - , водитель - , писатель - , художник - , певец - , переводчик -. Два учащихся берет по 5 карточек. Побеждает тот, кто правильно подбирает все глаголы.

ЗАГАДКИ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник)

Е. Бергер

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

И. Гамазкова

Он бревно отешет ловко,

Рамы сделает, навес.

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес. (Плотник)

В. Степанов

У этой волшебницы

Этой художницы

Не кисти, не краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснется,

Тот станет красивей! (Парикмахер)

И. Гамазкова

Его приходу

Каждый рад,

Когда на кухне

Водопад. (Водопроводчик)

М. Шварц

Встанет он на заре,

Снег расчистит на дворе.

Мусор уберет

И песком посыплет лед. (Дворник)

В. Степанов

Он в небо синее

Поднимает самолет

И летит за облаками

Над горами и лесами. (Пилот)

В. Степанов

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо люди жили в нем.

(Строители)

Мы рано встаем,

Ведь наша забота –

Всех отвозить

По утрам на работу. (Шофер)

Он принес нам телеграмму:

«Приезжаю. Ждите. Мама».

Деду пенсию принес,

Хоть совсем не Дед Мороз.

На ногах с рассвета он.

Кто же это? (Почтальон)

Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

И старших уважать. (Учитель)

Кто болен –

Тому даст лекарство принять.

Тому, кто здоров,

Разрешит погулять. (Врач)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты? (Повар)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз—и помним вас.

(Фотограф)

С огнем бороться мы должны —

С водою мы напарники.

С нами будут не страшны

Газы вам угарные.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? — ... (Пожарные).

ВЕДУЩИЙ: Игра «Четвёртый лишний»

Послушайте внимательно и назовите лишнее слово.

кисть, маляр, рубанок, топор –

каменщик, маляр, кисть, штукатур —

подъемный кран, молоток, бульдозер, экскаватор —

топор, молоток, кисть, плотник —

летчик, водитель, машинист, таксист.

ВЕДУЩИЙ: Игра «Отгадай слово»: хлебороб – (РОБХЛЕБО), рыболов – (ЛОВБОРЫ), лесоруб – (СОРУБЛЕ), пчеловод – (ВОДЛОПЧЕ), трубочист – (БОТРУЧИСТ), садовод – (САВОДДО). В слова перепутались буквы. Желающих получают карточки со словами, восстанавливают порядок слогов в словах и называю получившуюся профессию.

ВЕДУЩИЙ: Конкурс «Собери картинку» Задача конкурса – собрать картинку, на которой изображен человек определенной профессии.

ВЕДУЩИЙ: Игра «Небылицы» Если высказывание будет не верным, то исправте и дайте правильный ответ.

Садовник — это тот, кто работает в детском саду. Неверно.

Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.

Уборщица — это та, кто делает головные уборы. Неверно.

Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.

Столяр — это тот, кто делает столы. Неверно.

Столяр — это тот, кто изготавливает пред­меты из дерева.

Плотник — это тот, кто делает плоты. Неверно.

Плотник — это тот, кто строит здания из дерева.

Водитель — это тот, кто водит на экскурсии. Неверно.

Водитель — это тот, кто водит машину.

ВЕДУЩИЙ: в заключении нашей игры я предлагаю вам, ребята, отгадать кроссворд:

         

6.

с

               
                             
           

т

               
 

1.

п

о

ж

а

р

н

ы

й

         
           

о

               
   

2.

в

о

д

и

т

е

л

ь

       
           

т

               
       

7.

 

е

               
       

м

 

л

               

у

ч

и

т

е

л

ь

3.

             
       

д

                   
 

4.

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь

   
       

е

                   
       

с

                   
       

т

                   

п

о

в

а

р

5.

                 
       

а

                   
ВОПРОСЫ К КРОСВОРДУ

В каком случае и кому должны немедленно сообщить информацию по телефону 01? ПОЖАРНЫЙ.

Человек, управляющий легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок. ВОДИТЕЛЬ.

Работа человека этой профессии заключается в следующем: обучение детей; подготовка развлекательных мероприятий; проведение организационных планерок, родительских собраний; работа с детьми и их родителями; проведение уроков, ведение кружков, репетиторство; организация культурно-массовых мероприятий; организация детского отдыха, досуга. УЧИТЕЛЬ.

Эта профессия – возможность окунуться в мир детства, непосредственности, мир сказки и фантазии. ВОСПИТАТЕЛЬ.

Эта профессия одна из немногих, где обязательные вкусовые ощущения и восприятия являются основными профессионально важными психическими функциями. ПОВАР.

Этой профессии подходят глаголы: строить - возводить, созидать, создавать. СТРОИТЕЛЬ.

Эта работа заключается в охране здоровья детей и преподавательского состава школы. ШКОЛЬНАЯ МЕДСЕСТРА.

ВЕДУЩИЙ: ребята, сегодня мы с вами вспомнили и назвали множество профессий. Одна другой интереснее. Но знайте, что не просто стать мастером своего дела. Для этого нужно много знать и много уметь. И еще нужно любить свою работу и упорно трудиться каждый день! Полезной работы очень много на свете. Главное — выбрать дело по душе! Я думаю, что у вас ещё очень много времени, для того чтобы определиться с выбором профессии. Только хочу вам посоветовать серьёзно подойти к этому выбору, и уже сейчас начать обращать внимание на то, какое занятие вам более интересно, какое дело вас привлекает больше. Ведь заниматься любимым делом очень важно для каждого человека.

Спасибо за внимание! До новых встреч.

ИСТОЧНИКИ:

http://www.razvitierebenka.com/2011/02/blog-post_11.html (КАРТОЧКИ ПРОФЕССИИ)

http://steshka.ru/professii-v-kartinkax (КАРТИНКИ ПРОФФЕСИИ)

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/07/30/professii-v-kartinkakh (тематические картинки

https://yandex.ru/images/ картинки

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/03/04/rechevye-igry-i-uprazhneniya-po-teme-professii

речевые игры и упражнения.

(http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/26/mir-professiy-glazami-detey)вопросы о профессиях

 

Комментарии

Занятие для учащихся 1-2, 3-4 классов? Их всех вместе садят? А им интересно - в диапазоне 4-х лет разницы? А кому из них понятно это: "В современном обществе под ПРОФЕССИЕЙ понимают такое занятие человека, которое: требует специальной подготовки, обучения. практикуется человеком регулярно. служит источником средств к существованию"?

9 February 2016