12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маланьина Наталия Александровна40

Маланьина Н. А., Гоголина Е. Ю.

Урок литературного чтения во 2 классе



Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели:

Образовательные: познакомить с биографией и сказками А. С. Пушкина,

формировать умение выразительно читать, анализировать текст,

Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё

отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,

артистические способности.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение не поддаваться

чужому влиянию.


Оборудование:

Кац Э.Э. учебник «Литературное чтение», 2 класс, Изд. «Астрель» 2005

Наглядный материал на доске.

Цветовые кружки, рыбки для каждого ученика из цветного картона.

Компьютер, проектор.


Ход урока


1.Организационный момент


-Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.

Прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем же наш урок.

а) Развитие артикуляционного аппарата.

- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка).

-произнесите звуки о, и, оу.


2. Актуализация знаний.


- Ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке литературного чтения?

(Вычитывали сказку К. Д. Ушинского «Мена»)

- Что значит вычитывать текст?

- В какой позиции работали?

- Как работаем с текстом? (Что выясняем?) (кто рассказчик, настроение рассказчика)

- Что ещё надо сделать, работая над текстом? (Определить точку зрения автора и читателя).

- Всегда ли точки зрения автора и читателя совпадают?

(как итог – кластер)

- В конце прошлого урока мы поставили перед собой цель нашей последующей работы. Вспомните её. (продолжить работу по разделу «Авторские сказки»)

- Какие задачи на сегодняшний урок?

(Работа «в позиции читателя» над произведением).

- Послушайте стихотворение (чтение стихотворения)

б) Работа со стихотворением.

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы,

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.


- Прочитать орфографически.

- Прочитать выразительно.


а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)

Сколько жив на свете человек?

Ровно столько, сколько помнят люди.

Кто-то год, а кто-то целый век.

Кто-то вечно в этом мире будет.

Есть ли смерть для творческих людей?

Нет. Лишь шаг в другое измеренье.

Мир души царит в кругу друзей

И передается в поколеньях.

Тот огонь, что он зажег у нас.

Не погаснет по веленью ветра.

Где-то из глубин в нежданный час

Воспылает от искры заветной. Л. Преображенская.


-Сегодня на уроке мы поговорим об одном из них.


3. Постановка учебной задачи.


Ребята просматривают первые кадры из поэмы «Руслан и Людмила».

-Ребята, кто автор этого отрывка? (А.С. Пушкин)

портрет А.С. Пушкина

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением этого автора.


Звучит любая мелодичная классическая музыка. В это время ученик в костюме лицеиста рассказывает биографию А.С. Пушкина.

«Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».

-А, вы, знаете сказки А. С. Пушкина?

-Сейчас мы это узнаем.


Группам раздаются части фигуры рыбки, на которых написаны отрывки из сказок А. С. Пушкина.

-Ребята, прочитав, свои отрывки и, назвав, из каких они сказок, мы соберем целую фигуру (рыбки), и узнаем, с какой сказкой познакомимся на уроке.


Викторина


а) «Жил был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет сам, не зная куда».

Сказка о попе и о его работнике Балде.

б) «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила я б пир».

«Кабы я была царица,-

Говорит её сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки- царя

Родила богатыря».

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди.


в) «Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее».

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.


г) «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй лежа на боку!»

Сказка о золотом петушке.


С каждой отгаданной сказкой ребята на доске собирают фигурку золотой рыбки.

-С какой же сказкой мы сегодня познакомимся?

-Итак, тема нашего урока?

-Цель? (вычитывание произведения)


4. Решение учебной задачи.


1 этап работы над текстом.

-И самое время окунуться в волшебный мир, может быть, самой знаменитой сказки А. С. Пушкина, знакомство с которой мы начнем, прослушав 1-ую часть из сказки в исполнении Алисы Фрейндлих.

-А теперь прочитайте 1-ый отрывок про себя, подчеркивая слова, значение которых вам неизвестно. Разберите их в группах, обращаясь за помощью к сноскам и словарю в учебнике. Также разобраться в толковании неизвестных слов вам будут помогать мудрецы.


Анализ текста.


-Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?

-Почему рыбка названа «непростою»? (говорит, может исполнять желания)

-Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?

-С каким чувством он их произносил?

-Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?

-Прочитайте описание моря.

На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета.

-Ребята, каким цветом можно передать настроение этой части, состояние моря?

Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного цвета выставляется на доске. Так на всех этапах подобной работы.

-Покажите руками движение моря (спокойное, синее).

Физкультминутка.

Вместе встали все скорей,

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились враз.

Рыбки плавают, ныряют

В чистой тепленькой воде:

То согнуться, разогнуться,

То зароются в песке.

А теперь вздохнули дружно

И вернулись в дом к себе.


2 этап работы над текстом.


-А чтобы узнать, о чем же говорится во 2-ой части, давайте мы с вами перенесемся в театр. А какой же театр без актеров? Кто хочет сегодня побыть в роли актеров? (Чтение отрывка по ролям. с. 136-138. Остальные ученики следят за чтением ).

-Давайте проверим на сколько внимательно вы слушали отрывок.


Анализ текста.


- Когда старик второй раз приходит к рыбке, как он обращается к ней? (можно рассказать или прочитать)

- Почему рыбак называет рыбку «государыней»?(почтительное отношение, т.к.просит у нее, правила обращения, культура речи.)

- Почему просит «смиловаться»?

- Прочитайте, как старик объясняет, почему он беспокоит рыбку?

- Прочитайте, как выглядит море?

- Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря?

- Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось).


3 этап работы над текстом.


-Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-ей частью, смотрим на экран.

Просмотр отрывка. с. 138-139


Анализ текста.


-Сделайте вычитывание 3-ей части по алгоритму, который я вам сейчас раздам, впишите ответы.



ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?(стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение). НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНИ.


Почему? Объясни свой выбор.





Какой характер был у старика? У старухи? Соедини.

Кроткий

Сварливый

Добрый

Мt1572715111aa.gift1572715111ab.gif ягкий

Злобный

Властный

Смиренный, покорный

Жадный, алчный

Податливый

Грубый

Неуживчивый

Безропотный

Бескорыстный


Каким показалось море?



-Каким цветом можно передать настроение этой части, настроение моря?

- Покажите движением рук состояние моря (помутилося синее море).


4 этап работы над текстом.


- Перечислите главных героев сказки. (Ученики называют: старик, старуха, рыбка).

-Расшифруйте имя еще одного героя нашего произведения по коду:

Д

А

В

Е

М

К

О

Р

Я

Р

О

Н


1

8

2

12

9

7

10

4

5

11

3

6


- Почему море можно назвать героем сказки? ( выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.)

-Как море показывает свое отношение к происходящему? ( Цвет моря меняется). Почему?

Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря.

- А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.

- Как рыбка относится к старику?

- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. (В классе спрятаны золотые рыбки, найдите их). Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

Ученики пишут под музыку. Любая спокойная классическая музыка.

Чтение желаний.

-На следующих уроках мы продолжим работать с этой сказкой, и узнаем много интересного, нового в уже давно известной нам сказке.


5. Рефлексия.


Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.

-Все сегодня старались

-С какой сказкой вы познакомились сегодня

-К какому виду сказок относится эта произведение?

-Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?

Анализ работы по табличкам.

Всё было понятно.

Было трудно.

Расскажу другим.

Было интересно.

- В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь друг другу , подарите свои улыбки окружающим.

Спасибо за урок!













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.