Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 8 October 2022

Класс: 2

УМК: «Перспектива»

Тема урока: А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

Тип урока: изучение нового

Цель: Знакомство с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение находить в тексте информацию по заданию учителя.

Способствовать совершенствованию навыков правильного, выразительного и осознанного чтения.

Развивающие: 

Формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Способствовать развитию речи и пополнению словарного запаса учащихся.

Формировать умение аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к мнению окружающих.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Умеют находить в тексте конкретную информацию.

Метапредметные: 

Регулятивные:

Осуществляют самоконтроль своей деятельности.

Познавательные:

Умеют осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

Умеют аргументировать свою точку зрения.

Личностные: 

Доброжелательно относятся к мнению окружающих.

Оборудование: презентация, учебник

План урока:

Орг. момент (1 мин.)

Актуализация знаний.Подготовка к восприятию текста (17 мин.)

Физкультминутка (1 мин.)

Чтение художественного произведения (20 мин.)

Подведение итогов. Рефлексия. (4 мин.)

Информация о домашнем задании (1 мин.)

Ход урока



Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы и средства

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Максимовна. Я рада вас видеть. Давайте начнем наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу! Пусть весь урок вас будет сопровождать только хорошее настроение.


Улыбаются.

Форма: фронт.

Средство: речь учителя.

КУУД:

Умение слушать и понимать речь других.

2. Подготовка к восприятию текста. Актуализация знаний.

Обеспечить воспроизведение знаний, необходимых для восприятия нового произведения. Организовать настрой на восприятие текста.

- Вы уже хорошо знакомы с произведениями А.С.Пушкина. Сегодня я хочу познакомить вас с его биографией. Ведь всегда интересно узнать, каким был человек, писавший такие чудесные и известные во всем мире произведения.

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений.

В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в жизни Александра Сергеевича трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился со многими знаменитыми в будущем людьми. Также именно здесь было написано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу».

За свою достаточно короткую жизнь Пушкин написал 826 произведений, 7 из которых были сказки.

- А какие сказки Пушкина вы читали? Какая сказка вам понравилась больше и почему?


- Спасибо, очень интересно. Ребята, знаете ли вы, чем волшебная сказка отличается от других видов сказок?



- Верно. В первую очередь волшебная сказка отличается от других видов сказок, конечно, своим волшебством, своим фантастическим сюжетом. Так же, как вы уже сказали, в волшебной сказке могут присутствовать говорящие животные или птицы, заколдованные предметы, волшебные превращения и другие чудеса.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье.

Так же отличительной чертой волшебной сказки является троекратное повторение, т.е. повторение какого-либо действия три раза.


- Сегодня мы начнем работать со “Сказка о рыбаке и рыбке”, и вы мне сами скажите, является ли она волшебной и, если да, то почему.


- Прежде чем начать читать сказку, познакомимся с некоторыми словами, которые встреться нам в тексте.

Давайте прочтем слова все вместе по слогам.

Теперь читаем хором с ударением.

на слайде слова:

ветхий

невод

пряжа

тина

старче

откуп

воротился

бранить

простофиля

кликать

надобно

смилуйся

пуще

корысть

сварливая

землянка

светёлка

тесовый

столбовая дворянка

Предположите значение слова “ветхий”.

Спрашиваю значение каждого слова у детей, потом вывожу отдельно каждое слово с картинкой.

























Слушают


























отвечают



Отвечают: «В волшебной сказке герой может превратиться в животное и наоборот, ГГ помогают волшебные животные и заколдованные предметы, ГГ проходит испытания в запретных и удивительных местах; в таких сказках ГГ встречается с необычными злодеями»













Читают

читают

ветхий-старый, изношенный.

невод-большая рыболовная сеть.

пряжа-нитки

тина-скопление водорослей

старче-старец, старый человек

откуп-плата, которой откупаются

воротился-вернулся

бранить-ругать

простофиля-несообразительный, глупый человек

кликать-звать

надобно-надо, необходимо

смилуйся-сжалься

пуще-сильнее

корысть-жадность

сворливая-ворчливая, склонная к ссорам

землянка-углубленное в землю жилище

светёлка-небольшая светлая комната в верхней части дома

тесовый-зделанный из теса

столбовая дворянка-это женщина, из хорошей семьи, жена или вдова государственного служащего, владеющая поместьем.

Форма: фронт.

Метод: беседа, рассказ.

Средства: речь, учителя, презентация.

КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ПУУД:

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Физкультминутка

Предупредить усталость.

Включаю видео.

Повторяют движения.



3. Чтение и анализ художественного произведения.

Создание условий для понимания содержания произведения, характера героев, замысла автора.

- Со сложными словами мы поработали, а теперь перейдем к сказке.

Наше изучение сказки начнем с просмотра отрывка из советского мультфильма.

3.40 - 5.50

Ну а теперь переходим непосредственно к чтению. Открываем учебник на странице 7 и находим слова после трех звездочек. (Воротился старик...). Пальчик все поставили, следим. Я могу в любое время остановиться и попросить продолжить любого из вас. (до звездочек).


- Продолжает Юля Назаренко. А я смотрю, как вы следите. (Вот пошел он... до звездочек).


- Спасибо. Дальше читает Никита (Воротился старик...до звездочек).


- Спасибо. Продолжает Лёня (Вот пошел он...до Пошел он ко...)


- Спасибо. Дальше читает Диана Дикова. (Пошел он ко... до звездочек)


-Спасибо. Читаем дальше. (Пошел старик... до Хочет быть...)


- А сейчас вы поработаете в парах и ответите на вопросы. Отвечаем только да или нет. На выполнение задания 2 минуты.

Вопросы:

Сказка начинается со слов “Жил старик со своею старухой...”?

Старик рыбачил 34 года?

Старик поймал серебряного кита?

Рыбка говорила человеческим голосом?

В первый раз Старик попросил у Рыбки новое корыто?

Старуха радовалась подаркам Рыбки?

Во второй раз попросил Старик у Рыбки дворец?

Старуха стала столбовой дворянкой?

Давайте проверим, что у вас получилось.

Если в ответах “нет”, прошу ребят сказать, что действительно было в сказке.

- Молодцы! Ребята, а какие чудеса случились? Что рыбка подарила?


- Прочитайте, как Старуха встречала Старика на стр. 9.

Старуха благодарит Старика? А что она делает?

Давайте прочитаем, как она его ругает. Не забывайте про знаки, которые стоят в тексте.

- Посмотрите, менялось ли настроения моря? Найдите в тексте, что о нем говорится.

Как вы думаете, от чего зависят изменения в поведении моря?

- Верно. А какие эмоции у Рыбки? Что она отвечает Старику?

- Молодцы, спасибо!


Смотрят






следят






читают



читают



читают



читают



Читают


















отвечают




Корыто, избу, сделала столбовой дворянкой


Читают


Нет, ругает

Читают


Читают и отвечают


От внутреннего состояния Старика

отвечают

Форма: фронт.

Прием: чтение вслух.

Средства: учебник.

Методы: беседа, работа с книгой.

КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Умение вступать в диалог с учителем.

ПУУД:

Умение искать и выделять необходимую информацию в тексте.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Организовать анализ и оценку качества работы на уроке.


- Ребята, с какой сказкой мы познакомились сегодня?

Кто ее автор?

Является ли она волшебной?

Докажите.




Что в прочитанном фрагменте произвело на вас особое впечатление? Почему?


- Ребята, продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Я хотел бы…


Сказка о рыбаке и рыбке

А.С.Пушкин

Является, есть троекратное повторение, рыбка говорит и исполняет желания.

Отвечают.


КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Умение вступать в диалог с учителем.

ПУУД:

Умение доказывать.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации