Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"» (2 класс)
Класс: 2
УМК: «Перспектива»
Тема урока: А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Тип урока: изучение нового
Цель: Знакомство с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение находить в тексте информацию по заданию учителя.
Способствовать совершенствованию навыков правильного, выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
Формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Способствовать развитию речи и пополнению словарного запаса учащихся.
Формировать умение аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к мнению окружающих.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умеют находить в тексте конкретную информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
Осуществляют самоконтроль своей деятельности.
Познавательные:
Умеют осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
Умеют аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Доброжелательно относятся к мнению окружающих.
Оборудование: презентация, учебник
План урока:
Орг. момент (1 мин.)
Актуализация знаний.Подготовка к восприятию текста (17 мин.)
Физкультминутка (1 мин.)
Чтение художественного произведения (20 мин.)
Подведение итогов. Рефлексия. (4 мин.)
Информация о домашнем задании (1 мин.)
Ход урока
Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы, формы и средства | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | Подготовить учащихся к работе на уроке. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Максимовна. Я рада вас видеть. Давайте начнем наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу! Пусть весь урок вас будет сопровождать только хорошее настроение. | Улыбаются. | Форма: фронт. Средство: речь учителя. | КУУД: Умение слушать и понимать речь других. |
2. Подготовка к восприятию текста. Актуализация знаний. | Обеспечить воспроизведение знаний, необходимых для восприятия нового произведения. Организовать настрой на восприятие текста. | - Вы уже хорошо знакомы с произведениями А.С.Пушкина. Сегодня я хочу познакомить вас с его биографией. Ведь всегда интересно узнать, каким был человек, писавший такие чудесные и известные во всем мире произведения. Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в жизни Александра Сергеевича трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился со многими знаменитыми в будущем людьми. Также именно здесь было написано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». За свою достаточно короткую жизнь Пушкин написал 826 произведений, 7 из которых были сказки. - А какие сказки Пушкина вы читали? Какая сказка вам понравилась больше и почему? - Спасибо, очень интересно. Ребята, знаете ли вы, чем волшебная сказка отличается от других видов сказок? - Верно. В первую очередь волшебная сказка отличается от других видов сказок, конечно, своим волшебством, своим фантастическим сюжетом. Так же, как вы уже сказали, в волшебной сказке могут присутствовать говорящие животные или птицы, заколдованные предметы, волшебные превращения и другие чудеса. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. Так же отличительной чертой волшебной сказки является троекратное повторение, т.е. повторение какого-либо действия три раза. - Сегодня мы начнем работать со “Сказка о рыбаке и рыбке”, и вы мне сами скажите, является ли она волшебной и, если да, то почему. - Прежде чем начать читать сказку, познакомимся с некоторыми словами, которые встреться нам в тексте. Давайте прочтем слова все вместе по слогам. Теперь читаем хором с ударением. на слайде слова: ветхий невод пряжа тина старче откуп воротился бранить простофиля кликать надобно смилуйся пуще корысть сварливая землянка светёлка тесовый столбовая дворянка Предположите значение слова “ветхий”. Спрашиваю значение каждого слова у детей, потом вывожу отдельно каждое слово с картинкой. | Слушают отвечают Отвечают: «В волшебной сказке герой может превратиться в животное и наоборот, ГГ помогают волшебные животные и заколдованные предметы, ГГ проходит испытания в запретных и удивительных местах; в таких сказках ГГ встречается с необычными злодеями» Читают читают ветхий-старый, изношенный. невод-большая рыболовная сеть. пряжа-нитки тина-скопление водорослей старче-старец, старый человек откуп-плата, которой откупаются воротился-вернулся бранить-ругать простофиля-несообразительный, глупый человек кликать-звать надобно-надо, необходимо смилуйся-сжалься пуще-сильнее корысть-жадность сворливая-ворчливая, склонная к ссорам землянка-углубленное в землю жилище светёлка-небольшая светлая комната в верхней части дома тесовый-зделанный из теса столбовая дворянка-это женщина, из хорошей семьи, жена или вдова государственного служащего, владеющая поместьем. | Форма: фронт. Метод: беседа, рассказ. Средства: речь, учителя, презентация. | КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. ПУУД: Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Физкультминутка | Предупредить усталость. | Включаю видео. | Повторяют движения. | | |
3. Чтение и анализ художественного произведения. | Создание условий для понимания содержания произведения, характера героев, замысла автора. | - Со сложными словами мы поработали, а теперь перейдем к сказке. Наше изучение сказки начнем с просмотра отрывка из советского мультфильма. 3.40 - 5.50 Ну а теперь переходим непосредственно к чтению. Открываем учебник на странице 7 и находим слова после трех звездочек. (Воротился старик...). Пальчик все поставили, следим. Я могу в любое время остановиться и попросить продолжить любого из вас. (до звездочек). - Продолжает Юля Назаренко. А я смотрю, как вы следите. (Вот пошел он... до звездочек). - Спасибо. Дальше читает Никита (Воротился старик...до звездочек). - Спасибо. Продолжает Лёня (Вот пошел он...до Пошел он ко...) - Спасибо. Дальше читает Диана Дикова. (Пошел он ко... до звездочек) -Спасибо. Читаем дальше. (Пошел старик... до Хочет быть...) - А сейчас вы поработаете в парах и ответите на вопросы. Отвечаем только да или нет. На выполнение задания 2 минуты. Вопросы: Сказка начинается со слов “Жил старик со своею старухой...”? Старик рыбачил 34 года? Старик поймал серебряного кита? Рыбка говорила человеческим голосом? В первый раз Старик попросил у Рыбки новое корыто? Старуха радовалась подаркам Рыбки? Во второй раз попросил Старик у Рыбки дворец? Старуха стала столбовой дворянкой? Давайте проверим, что у вас получилось. Если в ответах “нет”, прошу ребят сказать, что действительно было в сказке. - Молодцы! Ребята, а какие чудеса случились? Что рыбка подарила? - Прочитайте, как Старуха встречала Старика на стр. 9. Старуха благодарит Старика? А что она делает? Давайте прочитаем, как она его ругает. Не забывайте про знаки, которые стоят в тексте. - Посмотрите, менялось ли настроения моря? Найдите в тексте, что о нем говорится. Как вы думаете, от чего зависят изменения в поведении моря? - Верно. А какие эмоции у Рыбки? Что она отвечает Старику? | Смотрят следят читают читают читают читают Читают отвечают Корыто, избу, сделала столбовой дворянкой Читают Нет, ругает Читают Читают и отвечают От внутреннего состояния Старика отвечают | Форма: фронт. Прием: чтение вслух. Средства: учебник. Методы: беседа, работа с книгой. | КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Умение вступать в диалог с учителем. ПУУД: Умение искать и выделять необходимую информацию в тексте. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | Организовать анализ и оценку качества работы на уроке. | - Ребята, с какой сказкой мы познакомились сегодня? Кто ее автор? Является ли она волшебной? Докажите. Что в прочитанном фрагменте произвело на вас особое впечатление? Почему? - Ребята, продолжите предложения: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Я хотел бы… | Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкин Является, есть троекратное повторение, рыбка говорит и исполняет желания. Отвечают. | | КУУД: Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Умение вступать в диалог с учителем. ПУУД: Умение доказывать. |