Конспект урока по русскому языку в 11 классе «Язык как первоэлемент художественной литературы»

1
0
Материал опубликован 23 January 2018

Конспект урока по русскому языку в 11 классе

Тема: «Язык как первоэлемент художественной литературы».

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Язык как первоэлемент художественной литературы».

Задачи: 1) проанализировать языковые средства, передающие эстетическое содержание художественного стиля; 

2) развивать творческое воображение, аналитическое, образное мышление, связную речь, формировать научно-лингвистический подход в работе с текстом; совершенствовать читательские умения, достаточные для продуктивной самостоятельной работы с произведением художественной литературы эпического жанра;

3) воспитывать чувство любви к русскому языку через художественное слово, представления о прекрасном в языке художественной литературы; создать условия для полноценного эмоционального восприятия содержания литературного произведения.

Ведущая технология обучения: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Место урока в учебном плане: 2-й урок из блока «Художественный стиль речи».

Тип урока: повторительно-обобщающий. Практикум.

Оборудование: подробный план работы «Анализ текста художественного стиля речи» (Приложение №1), толковый словарь С. И. Ожегова и В. И. Даля, тетради, учебник Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2001.

Автор методической разработки: Соловова Е.Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Ход урока

I. Этап мотивации

Слово учителя. Знаете ли вы, что лес, как и человек, умеет разговаривать? Это особый язык, не каждый путник может его понять, оценить красоту звучания. Только чуткий, наблюдательный и добрый душой человек слышит, видит, чувствует живой мир леса, общается с ним. Каждый из вас хотя бы раз в жизни был в этом прекрасном царстве деревьев, кустарников и трав. Вспомните, какие удивительно приятные ощущения возникали у вас в тот момент. Закройте глаза и представьте себе такую картину. Лето. Светлый, просторный лес. Прогретая солнечными лучами земля. Ласковый ветерок. Мягкая трава под ногами. Ароматы полевых цветов. Птичьи трели. Откройте глаза. Что вы видели? (Вариант ответа учеников: Весёлую палитру лесного царства: цветы, грибы, птицы.) Всё, что мы сегодня вспоминали, видели и слышали, поможет нам как читателям эмоционально, образно воспринять описание природы из рассказа И. С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи». Напоминаю, что это произведение вы должны были в качестве домашнего задания самостоятельно прочитать накануне. Анализируя текст, выявляя изобразительно-выразительные средства и их роль в описании, мы ставим перед собой задачу - доказать или опровергнуть тезис: язык - первоэлемент художественной литературы. А поможет нам организовать нашу продуктивную деятельность следующий план.

II. Знакомство с подробным планом работы «Анализ текста художественного стиля речи» (Приложение №1)

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Тема и основная мысль текста. (О чём? Зачем?)
  3. Как бы вы могли озаглавить этот текст?
  4. Особенности текста:
  • стихотворение, проза, драма;
  • жанр;
  • тип речи;
  • вид речи (монолог, диалог).

     5. Лексика:

 

  • тематические группы;
  • конкретная лексика;
  • слова в переносном значении;
  • лексика по степени современности (неологизмы, историзмы, архаизмы);
  • эмоциональная, стилистически окрашенная лексика (высокая /книжная, нейтральная /межстилевая, сниженная /разговорная, просторечная);
  • синонимы, антонимы (в том числе и контекстуальные).

     6. Тропы.
     7. Морфологические особенности. (Какие части речи преобладают в отрывка? Как это сказывается на идейно-художественном содержании тексте?)
     8. Синтаксические особенности. (Преобладают предложения короткие или длинные, простые или сложные, двусоставные или односоставные, полные или неполные. Эмоционально-экспрессивный синтаксис. Каким стилистическим фигурам автор отдаёт предпочтение?)

 

III. Проверка домашней работы (индивидуальное задание). Словарная работа

Слово учителя. Читая рассказ И. С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи», вы обратили внимание на слова, требующие толкования лексического значения.

Заглянем мы, как Пушкин встарь,

В толковый наш словарь.

Словарная работа была индивидуальным заданием одного учащегося, который воспользовался толковыми словарями С. И. Ожегова и В. И. Даля и подготовил для вас следующее сообщение.

Сообщение ученика.

Верста. 1) Старая русская мера длины, равная 1, 06 км.

2) Выкрашенный чёрно-белыми полосами дорожный столп, отмечающий эту меру (устар.).

Аршин. 1) Старая русская мера длины, равная 0, 71 м.

2) Линейка, планка такой длины для измерения.

Сажень. 1) Старая русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м.).

2) Количество чего-нибудь, измеряемого такой мерой.

3) Линейка, планка такой длины для измерения.

Отпрыски. 1) Побег, отходящий от пня или корня.

2) (Перен. зн.) Потомок (устар.), а также дитя, чадо (ирон.).

Чиликать. Чирикать, щебетать, насвистывать тихонько пташкою.

Трут. Фитиль или высушенный трутник, при высекании огня зажигающийся от искры. Трутник - трубчатый гриб, растущий на деревьях.

Покоробились. Кривиться, делаться согнутым.

IV. Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 505 по плану (анализ текста) Сначала подготовленный ученик выразительно читает текст. На следующем этапе работы проводится беседа, выполняются задания (одни по выбору учителя и учеников - в письменной форме, а другие - в устной).

Слово учителя. В. Г. Белинский говорил: «Не можем не упомянуть о необыкновенном мастерстве г. Тургенева изображать картины русской природы». Природа в произведениях писателя как живое сложное существо, которое движется, дышит, развивается, растёт, умирает и снова оживает. Лучшие герои в рассказах не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение её стихий. Тургенев изображает скрытую от многих взаимную связь человека и леса. Это и будет темой отрывка. Основная мысль текста - раскрыть взаимосвязь картины природы с эмоциональным состоянием героев, показать, как народное, живое, поэтическое восприятие природы объединяет людей из разных социальных слоёв.

Можно предложить следующие варианты заголовка отрывка: «Волшебный мир леса», «Лесная сказка», «Лесное царство», «Магия леса», «Поэтический мир природы».

Перед нами отрывок из рассказа, текст прозаического жанра.

Тип речи - описание (портрет Касьяна, описание погоды, природы).

От какого лица ведётся рассказ? Рассказ ведётся от первого лица (употребление местоимения «Я»).

В тексте выделяется лексика таких тематических групп, как «Природа» (травка, деревцо, грибы), «Погода» (жара, облака, ветерок), «Эмоциональное состояние человека» (обрадуешься, утомителен, печально). Конкретная лексика доминирует в отрывке (кузнечики, птицы, осины...), есть слова и в переносном значении (кудрявое дерево, кислый звук), что характерно для художественного стиля речи. Также встречаются устаревшие слова (сажень, аршин, верста), которые употребляются для того, чтобы воссоздать характер конкретной исторической эпохи.

Много эмоционально-оценочных слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (головка, маленькие, чашечки, ветерок, песенка). Сниженная, разговорная лексика используется для портретного описания Касьяна, простого крестьянского мужика (прозвали Блохой, совал за пазуху, бормотал себе что-то под нос, передразнивал). Высокая, книжная лексика вводится в описание картины природы, которая восхищает рассказчика, охотника (прекрасная, мгновение, возвышались, грациозно, торжественно). Есть и стилистически нейтральные слова (чёрная, кусты, ходил).

В 1-м абзаце встречаются контекстуальные синонимы: передразнивал, перекликался, зачиликал, подхватил (его песенку). Они вносят тонкие смысловые, стилистические оттенки в оформление высказывания, способствуют усилению выражения действия (динамика, ритмичность). Присутствуют в отрывке и контекстуальные антонимы (просыпался - утихал, зелёные - мёртвые), которые раскрывают противоречивую сущность предметов, явлений, качеств, наблюдаемых в мире природы. Какие философские мысли вызывает у вас созерцание этой контрастной картины? Вероятно, о жизни и смерти, о мгновенности земного бытия.

Для данного текста характерно употребление эпитетов («пытливым, странным взглядом», «слабая тень»), метафорических эпитетов («кислый и сухой звук», «золотые чашечки куриной слепоты»), олицетворений («ветерок просыпался»). Из всех изобразительно-выразительных средств языка Тургенев отдаёт предпочтение в этом тексте сравнениям, сравнительным оборотам («изжелта-белые, как весенний запоздалый снег»). Зачем автор включает их в своё описание?

Проведём стилистический эксперимент: прочитаем текст без сравнительных оборотов. (Один из учеников читает отрывок текста вслух.) Что изменилось? Изменилась индивидуально-стилистическая манера художника слова, описание стало «тусклым», лаконичным, пострадала и эмоциональность восприятия текста. Какой вывод можно сделать, опираясь на результаты стилистического эксперимента? Стилистический эксперимент позволил нам почувствовать, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», значимость языковых средств в художественном произведении.

На морфологическом уровне, используя статистический метод, можно подсчитать, какие части речи преобладают в данном отрывке. Для экономии времени выполните это задание по группам: 1-я группа подсчитывает существительные, 2-я - прилагательные, а 3-я - глаголы и глагольные формы (причастия и деепричастия). Результаты работы по группам можно представить в виде итоговой таблицы. Как можно их прокомментировать?

Существительные

Прилагательные

Глаголы, глагольные формы

= 107

= 62

= 91

По результатам подсчёта, видно, что в тексте преобладают существительные. В данном отрывке существительные нужны для обозначения предметов, явлений природы, чтобы в сознании читателя могли возникнуть конкретные зрительные образы того места, где оказались герои. Второе место в тексте занимают глаголы и глагольные формы, которые называют конкретное действие, движение в пространстве, делают содержание динамичным, ритмичным. В каком абзаце это видно наглядно? (В первом абзаце.) Немаловажную роль в описании погоды и леса играют прилагательные, которые по своей численности занимают в отрывке 3-е место. В каких абзацах эта часть речи активно используется? (Во втором и третьем абзацах.) Выступая в роли определений и эпитетов, прилагательные помогают читателю в яркой зрительной и эмоциональной форме представить в своём воображении облик предмета, ощутить его индивидуальные качества, свойства. Как настоящий художник, Тургенев использует в своём произведении разнообразные краски (части речи), добиваясь нужного эффекта эстетического воздействия на человека.

На синтаксическом уровне следует отметить преобладание длинных по протяжённости, двусоставных, полных, сложных по структуре (преимущественно с бессоюзной связью) предложений. Одна из особенностей языка Тургенева - многократное повторение однородных членов предложения, что придаёт речи особую выразительность. Заметна «любовь» автора к конструкциям с деепричастными оборотами. Они ёмки, ярки, экономны, несут большую смысловую нагрузку точного рисунка, придают динамичность тексту. Все предложения повествовательные, невосклицательные.

Из стилистических фигур писатель отдаёт предпочтение инверсии, когда сказуемое стоит перед подлежащим (неслись облака), лексическому повтору (губчатые наросты... те самые наросты), антитезе (то просыпался, то утихал...), умолчанию (в конце 1 и 3 абзаца, а также в середине предложения 2 абзаца). Как образно сказал В. Набоков, многоточие - «следы на цыпочках ушедших слов». Несмотря на отсутствие в отрывке восклицательных или вопросительных предложений, умолчание передаёт эмоциональность речи, автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться о невысказанном. Все эти фигуры речи усиливают интонационно-синтаксическую выразительность текста.

Вывод. Тургеневский текст - неиссякаемый источник примеров не только для всестороннего анализа, но и для «любования», как сказал В. Солоухин, великим русским языком великого Мастера. В умелых руках писателя язык наш «способен творить чудеса».

V. Подведение итогов урока.

Удалось ли нам сегодня на уроке доказать тезис: язык - первоэлемент художественной литературы? Может ли идейное содержание произведения быть в отрыве от художественной формы? Возможно ли оценить богатство и выразительность художественных образов в тексте, анализируя только один языковой уровень? Почему? Помогает ли читателю внимательное чтение и вдумчивый анализ языковых средств почувствовать, определить индивидуальный стиль писателя?

VI. Домашнее задание. Выписать из упражнения 505 слова с трудными орфограммами (20-25 слов по выбору), произвести синтаксический разбор 2-го предложения, морфемный разбор слова «вырубленного». Подготовиться к семинару. Выполнить упражнение 496 по группам: 1-я группа готовит сообщение о тропах с примерами из художественных произведений, 2-я - о стилистических фигурах.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.