Конспект интегрированного урока технологии в 6 классе «Изготовление куклы-оберега Параскева-Пятница»
Конспект урока технологии в 6 классе
Тема урока: «Изготовление куклы-оберега Параскева – Пятница»
Учитель: Серых Светлана Валентиновна
Цель урока:
Обучающие - пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны, познакомить учащихся с русскими народными куклами.
Приобщать обучающихся к русской народной культуре.
Развивающие – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитывающие – способствовать развитию интереса к предмету.
Практические – научить изготавливать куклу – оберег.
Методы обучения: Объяснение нового материала, работа в группах, метод проектов, презентация, здоровье – сбережение.
Оборудование и материалы:
компьютер
проектор
презентация
шерстяные нитки разных цветов
палочки для крестовины
Тип урока: интегрированный с использованием ИКТ
Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно изготавливать традиционную русскую куклу-оберег.
Метапредметные(УУД):
Познавательные: ученик научится выделять познавательные цели о характерных особенностях народной куклы, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ, выбирать способы решения, выбор материалов; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.
Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.
Коммуникативные: ученик научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее.
Личностные: ученик научится осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа.
План урока:
1.Организациооный момент: проверка готовности к уроку.
2.Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа по теме, рассказ об истории происхождения кукл - оберегов, просмотр презентации, показ способа изготовления куклы.
3. Физ.минутка
4.Практическая работа: Изготовление куклы Параскева – Пятница.
5.Проверка усвоения изученного: ответы на вопросы.
6.Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка за практическую работу.
7.Домашнее задание.
8.Уборка кабинета.
Ход урока
1.Учитель проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Тема урока:
Отгадайте загадку:
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Обучающиеся: Кукла.
Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.
На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Тряпичные куклы выглядят странно и непривычно. Когда вы начинаете вникать в их смысловое значение и понимать, сколько любви и заботы вложено в каждую из них, то они как будто начинают излучать эту накопленную и закрепленную в узелочках любовь. Это хорошая игрушка для ребенка и приятный сувенир для подарка, и увлекательное хобби, которое дарит радость.
Народные куклы делились на три группы:
Куклы-обереги;
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуалов, они передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье. Множество славянских кукол- оберегов знаменовало переход от зимы к лету, завершение холодов и начало теплого сезона. Их делали из веток и трав, одевали в яркие платья и сарафаны, повязывали цветные платки. В каждой местности кукол звали по-разному: в честь населенных пунктов, природных явлений, сказочных персонажей. Но участвовали они практически в одном и том же ритуале: с песнями и плясками проходили по селу в сопровождении веселой толпы.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
А сейчас я хочу вас познакомить с этими куклами.
Показ слайдов.
3.Физминутка
4.Практическая работа. Мы с вами узнали очень много интересного о разных куклах.
Сегодня мы остановимся на кукле – обереге «Параскева - Пятница» и изготовим её своими руками. А как вы думаете, почему она так называется?
Эта кукла – покровительница женских ремесел. Ее делали ко дню Паравкевы, 10 ноября. В этот день нельзя было заниматься ремеслами. Девушки обращались к ней с молитвами, чтобы послала хорошего жениха. Замужние женщины приводили в этот день болезненных детей к родникам и умывали их водой, чтобы они были здоровы. И девушки, и женщины показывали в этот день свое рукоделие. Неслучайно Параскева сделана из нитей.
Основное отличие кукол оберегов в том, что иголки при их изготовлении не применяются.
У вас на столах лежит всё необходимое для выполнения работы.
Объяснение задания.
Разбор последовательности выполнения работы по презентации.
Схема поэтапного изготовления куклы-оберега
5. Проверка усвоения изученного. Когда возникли первые игрушки?
Из чего их делали? Названия каких кукол вы запомнили?
Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?
Для чего она служила, какое было её назначение?
6.Подведение итогов.
Мы справились с целью сегодняшнего урока. Куклы получились у всех замечательные. Сделаем выставку ваших работ.
(Учитель оценивает работу учеников)
7.Домашнее задание.
Найти в интернете значение других кукл.
8. Уборка класса.