Конспект классного часа «Мастерская общения: Вместе мы – сила!»

8
2
Материал опубликован 27 July 2023

Название статьи. Конспект классного часа «Мастерская общения: Вместе мы – сила!»

Сведения об авторе. Кочанова Лариса Витальевна, ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум», преподаватель.

Аннотация. Материал подготовлен для проведения классного часа на 1 курсе в период адаптации к учебному процессу. В конспект входит подборка упражнений для работы во время занятия, описание, обсуждение и психологический смысл каждого упражнения, а также лекционный материал двух тем для обсуждения со студентами: «Самоуважение» и «Невербальный язык тела».

Основной текст. В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплоченности коллектива зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач». В данном примере, для первокурсников есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей студенты нуждаются в поддержке, и они могут ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Цель классного часа: повышение сплоченности группы, развитие взаимоуважения.

Задачи классного часа:

Повышение доброжелательности, интереса и умения строить доверительные отношения друг с другом;

Развивать умение сотрудничать и действовать сообща;

Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

Разрешать конфликтные ситуации;

Формировать позитивное отношение к каждому человеку.

Группа для студента - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка была учебная группа, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между однокурсниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Классный час составлен в виде тренинга или как указано в названии - в виде мастерской общения. Тренинг в переводе означает тренировка, она дает прекрасную возможность отработать коммуникативные навыки – вступления в контакт и выхода из него. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решить свои личностные проблемы. Конечно, мной не предполагалась рассчитывать на глубокие изменения в сознании участников группы после одного часа урока. Но, рассчитывала, что у некоторых может произойти переосмысление или смена внутренних установок, появится определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям.

За время занятий ребята будут много раз менять партнёра по взаимодействию и не совсем всегда с тем, кем находится в дружеских отношениях. Каждый раз придется приветствовать нового человека, а потом прощаться с ним.

На занятии будут определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все вы чувствовали себя комфортно и безопасно. Слайд должен быть виден практически постоянно, на протяжении всего занятия (рисунок 1. Список правил на занятии).

Далее даны некоторые игровые моменты, которые были использованы для данного занятия.

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

«Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Описание упражнения: Разделить группу на 2 подгруппы путем выдачи листов разного цвета. Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств или различий и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

«Поменяйтесь местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу, например, «Поменяйтесь местами» те, кто умеет жарить яичницу». Задача тех, кто обладает данным умением или признаком встать со своего места и сесть на другое свободное. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Например, - Поменяйтесь местами те, у кого есть собака.

- Поменяйтесь местами те, кто любит читать.

- Поменяйтесь местами те, кто любит выступать на сцене.

- Поменяйтесь местами те, кто занимается спортом.

- Поменяйтесь местами те, кто умеет готовить пищу.

Психологический смысл упражнения

Этот тренинг позволяет создать условия для того, чтобы ребята могли лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность друг к другу.

Рефлексия: Посмотрите, оказывается, что у нас много общего, а, сколько мы еще не знаем друг о друге…

Диалог и Мини- лекция.

Предлагается каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос «Что такое самоуважение?» Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение для психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком, и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.

Самоуважение. Степень, в которой человек ценит сам себя. Обратите внимание, что, хотя слово уважение несет коннотацию высокой оценки или ценности, составная форма самоуважение относится ко всему измерению и обычно уточняется степень самоуважения (высокая или низкая). Также называется самооценкой.

Гордость – это важнейший источник силы. Гордость – это то качество характера, души, которое отличает свободного человека от раба. Гордость не имеет ничего общего с гордыней или высокомерием. Мы говорим о нашей чести, высоком человеческом достоинстве, непременной и безусловной черте каждой полноценно развитой личности.

Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие — желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя. Ощущаете разницу?

Смирение - Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.

Люди, уважающие себя, всегда уверенны в своих способностях, удовлетворены своей жизнью и работой. Они не боятся рисковать и пробовать что-то новое, поскольку верят в себя, в свои силы. Если их постигает неудача, они с ней справляются и не бичуют себя беспощадно сознанием вины. Они могут выбраться из периода неудач и начать все сначала.

Люди, уважающие себя, не только ощущают свою природную ценность, но также знают, что им в жизни предстоит сделать что-то важное. Они чувствуют, что их любят, а потому могут искренне любить других. Имея хорошее мнение о себе, они способны положительно реагировать на людей и разные жизненные ситуации.

Люди, обладающие чувством собственного достоинства, реально оценивают свои способности. Они понимают, что не совершенны, что время от времени, допускают ошибки и терпят неудачи в жизни. Однако, трезво расценивая свои возможности, они также понимают, что имеют достаточно хороших качеств, чтобы уравновесить отрицательные черты своего характера. .

Человек, который не уважает себя, постоянно чувствует неуверенность в себе и с трудом принимает решения. Вопрос студентам: «Как вы думаете ка с этим бороться?»

1.Учитесь воспринимать критику. Люди – очень ранимые существа. Существует не так много людей, которые готовы воспринимать критику в свой адрес. Большинство из нас ее игнорируют, независимо от того оправдана она или нет. Но чувство самоуважения сохранится и даже усилится, если относится к критике адекватно. Просто не нужно принимать критику лично, а посмотреть на ситуацию со стороны. Прислушивайтесь к критике, в которой есть доля истины, старайтесь исправить свои ошибки и впредь не повторять их. В любом случае не стоит принимать критику слишком близко к сердцу. То, что вы не очень хороши в чем-то, не должно влиять на вашу самооценку.

2.Избегайте зависти. Зависть – лучший способ потерять самоуважение. Ведь, когда вы завидуете чужому успеху, вы начинаете ненавидеть себя за то, что не смогли добиться того же. Нельзя постоянно сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут существовать люди успешнее, чем вы. Вместо того, чтобы завидовать им, порадуйтесь вместе с ними. Пусть чужой успех не умоляет вашу самооценку.

3. Уважайте других. Если вы не уважаете других людей, как вы можете иметь чувство собственного достоинства? Самоуважение – это внутренняя уверенность, но эта уверенность не должна быть построена на превосходстве над другими. Поставить других на уровень ниже, лишь для того, чтобы почувствовать собственную ценность – это неправильный подход. Чем больше хороших качеств в будете искать в других людях, тем больше этих качеств вы найдете в себе.

4. Умейте прощать. Учитесь прощать себя и других. Не живите прошлым, отпустите ваши старые ошибки и проблемы. Пока вы помните о них, вы постоянно будете чувствовать себя виноватыми. Не позволяйте вашей самооценки страдать из-за прошлых ошибок.

И помните, что самоуважение - это внутренняя вера в себя, а не эгоистичное чувство превосходства.

«Хорошие и плохие поступки»

Описание упражнения. Участников делят на две команды с помощью двух разноцветных листочков. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды: написать, как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать другого человека. Соответственно задача другой - написать, как можно больше поступков, из-за которых уважение к человеку к себе. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение. Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения. Осознание студентами связи между поступками и взаимоуважением. Выделение понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

«Поздороваемся»

Описание упражнения. Предлагается всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны. Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение.

«Построимся»

Описание упражнения. Предлагается поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание построиться по росту «Вы можете легко это сделать», во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Психологический смысл упражнения. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Мини-лекция. Невербальный языка тела.

- Что такое невербальное общение?

Невербальное общение - это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми.

Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Сохранение личного пространства собеседника.

Классификация невербального общения:

1.Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).

2.Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).

3.Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).

4.Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

Австралийский специалист Алан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Т.е. не столь значимо, что говорится, а как это делается. Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно. Вопрос для студентов: «В каких случаях мы обращаемся к этому языку? И как вы считаете, умение общаться с помощью невербальных средств важно для нас сегодня?»

Действительно, учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам, оно необходимо современному образованному человеку, который может оказаться в различных жизненных ситуациях, для того чтобы сделать речь более выразительной. Нам известно, что выступление, сопровождаемое жестами, запоминается на 80% больше, ежели оно не будет сопровождаться ими. Иногда словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса.

Конечно, это личное дело каждого – пользоваться языком невербального общения или нет, нона занятии предлагается отвечая на задания по слайдам убедиться в том, что очень многое можно выразить на языке жестов, мимики и телодвижений.

Некоторые из вас, да и взрослые пользуетесь разными изображениями смайликами. Посмотрите, пожалуйста, на эти изображения, и, скажите, при каких эмоциях вы бы их поставили? (Рисунок 2. Смайлики. Определение и виды смайликов)

Часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние. И поэтому невербальные проявления являются важнейшими компонентами процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции.

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия.

Пример жестов на слайдах, которые студенты могут объяснить (один из слайдов на Рисунке 3. Что означают жесты.)

«Рисунок на спине»

Описание упражнения. Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Руководитель рисует какую-нибудь простую картинку (солнце,) и показывает последнему стоящему. Затем эта картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения.

Обсуждение. Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения. Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

«Пазлы»

Описание упражнения. Группа делится произвольно на 2 команды по 8 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение. Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения. Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

«Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: Спросить у ребят, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Подвести итог занятия можно следующими словами: Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Самой же главной оценкой классного часа станет оценка студентов, когда они будут делиться впечатлениями и произошедшими положительными изменениями в отношениях с однокурсниками.

Список литературы.

Воловик, В.А. Тайны жеста / В.А. Воловик. – М.: Астрель, 2001. – 368 с.

Горянина, В.А. Психология общения: учеб. пособие / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

Ежова, Н.Н. Научись общаться: коммуникативные тренинги / Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 249 с.

Козлов, Н. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день / Н. Козлов. – М.: Астрель, 2006. – 381 с.

Лукина, Н.В. Сборник сценариев занятий: воображение, внимание, поведение / Н.В. Лукина. – М.: Профессионал-Ф, 2002. – 89 с.

Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2009. – 794 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

спасибо. выпустила в этом году группу, соответственно, 1 сентября беру первокурсников, снова всё с чистого листа. воспользуюсь Вашей разработкой!!!

27 July 2023

Спасибо за работу!

27 July 2023

Похожие публикации