Конспект классного часа «Все мы разные»
Конспект классного часа «Все мы разные»
автор: Ермолаева Т.А.
педагог-психолог МОУ»СОШ№19»
города Энгельса
«Человек увеличивает свое счастье в той мере,
в какой он доставляет его другим»
Бентам И., английский философ XVIII века
Оборудование: мультимедиа, экран, флипчарт/доска школьная.
Наглядно-дидактический материал: конверты с набором карточек, четыре желтых круга для упражнений, три цвета стикеров, ручки, карандаши, вырезки из газет, видеоролик https://youtu.be/Nx4iFNfjqN0 «Про Диму».
Цель: развитие умений эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания межличностных отношений.
Задачи:
- развитие навыков эффективного общения;
- развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
- развитие способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию;
- повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников;
-помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника;
- развитие творческих и познавательных способностей.
Приветствие:
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас в момент приветствия должен показать свое «особенное» движение, а все остальные его повторить. Например, Юля говорит: «Здравствуйте, ребята!» и показывает свое особенное движение. Ребята отвечают: «Здравствуй, Юля!» и повторяют ее движение.
Ход классного часа:
Предлагаем Вашему вниманию сюжет (мультфильм «Про Диму»)
Дети отвечают на вопросы.
Ведущий:
О чем Мира спрашивает маму?
Что значит быть не таким как все?
Что поняла Мира, когда подарила Диме яблоко?
С вами когда-нибудь случалось что-то похожее?
У вас есть знакомые «разнообразные дети», которые что-то не могут или у них что-то не получается?
Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего классного часа?
Учащиеся формулируют тему классного часа: «Разнообразные люди». “Секреты общения с неодинаковыми людьми”. «Все мы разные».
Ведущий предлагает ученикам сформулировать цель занятия. Учащиеся формулируют цель занятия.
Цель: Принимать различия между людьми как положительный факт, учиться общаться со всеми одинаково, быть дружелюбным.
Ведущий:
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли и чувства.
Упражнение «Интересные люди»
Потребуются вырезки из газет или журналов с фотографиями, изображающими необычные лица или фигуры людей. Постарайтесь, чтобы эти фотографии изображали людей различных национальностей, религий, людей из различных социальных групп, с различными специальными аппаратами (слуховой, кресло-коляска, костыли).
Участникам раздается по одной фотографии (интересно, если каждая фотография попадется двум участникам);
Ведущий: Внимательно рассмотрите свою фотографию и ответьте для себя на вопросы: что за человек изображен на фотографии, как его зовут, откуда он, сколько ему лет, где он работает, как живет, о чем сейчас думает этот человек, какие у него в жизни проблемы, и т.д.
Затем участники находят тех, с кем у них попались одинаковые фотографии, и сравнивают свои мысли. Потом каждая пара делится результатами с группой.
Ведущий проводит обсуждение, затрагивая следующие вопросы:
трудным или легким было задание?
что помогало вам составлять свои предположения?
как вы думаете, соответствуют ли ваши предположения действительности?
отличались ли предположения в парах? Почему да и почему - нет?
часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида (особенности речи, походка, пол, одежда)?
что может помочь опровергнуть такие предположения?
Упражнение "Вспомните ситуации"
Ведущий:
сей час вам необходимо разделиться на пары.
Этапы игры:
1.В парах вспомните, пожалуйста, ситуации, когда вы чувствовали себя ущемленно или обиженно.
2.В парах вспомните, пожалуйста, ситуации, когда вы себя почувствовали некомфортно в связи с тем, что ты отличался от других людей.
3.Объединившись в малые группы (4-6 человек), необходимо выписать проявления недружелюбия по отношению к участникам группы в течение их жизни. На флипчарте ведется запись предположений, которые выдвигают ребята.
Ведущий:
Обсудим чувства, которые вы испытывали в этот момент (тревога, обида, гнев). Запись ведется на левой стороне флипчарта.
Что бы вы посоветовали в тот момент сделать окружающим, какого поведения вы от них ожидали, каких слов. Запись ведется на правой стороне флипчарта.
На вашем месте может оказаться каждый. Записанные на правой стороне способы дружелюбного поведения как бы изменили ваши чувства в тех ситуациях.
Выслушиваются ответы детей. Делается акцент на положительных, доброжелательных чувствах и эмоциях.
Групповая дискуссия
Ведущий:
Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования комфортного общения?
Как человек должен вести себя, в отношении с «отличными» от него людьми (детьми)?
Давайте попробуем определить, какие качества характера позволяют человеку быть счастливым самому и сделать счастливыми окружающих его людей.
У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека.
Выберите качества, которые, по вашему мнению, помогают людям жить в мире и согласии друг с другом и быть счастливыми и наклейте на лепестки вот этих ромашек.
Ведущий предлагает детям разделиться на четыре группы по цвету стикеров (четыре цвета, соответствуют цвету конвертов, могут быть заранее прикреплены к стульям, на которых сидят дети). Необходимо выбрать качества, которые, по мнению детей, помогают людям жить в мире и согласии друг с другом и быть счастливыми, находить общий язык и наклеить их на лепестки ромашки. (На флипчарт прикрепляются четыре ромашки)
Конверт 1: доброжелательность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, справедливость.
Конверт 2: доброта, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, уважение, великодушие, чуткость, сдержанность.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, умение слушать, раздражение, конфликт, великодушие, терпение.
Конверт 4: поддержка, миролюбие, равенство, сострадание, скупость, ложь, зависть, милосердие, великодушие, доброта, доверие.
Ведущий:
Посмотрите, вы со всеми качествами согласны?
Подведем итоги сегодняшнего классного часа.
Используется упражнение «Подчеркивание значимости»
Скажем по кругу друг другу: «Мне в тебе нравится…» и назовем то качество, которое вызывает уважение, восхищение. Тот, кому адресован комплимент, должен назвать то чувство, которое возникло у него в ответ на эти слова.
Рефлексия (возможно проведение в письменной форме):
Ведущий:
Закончите предложение:
Я для себя сегодня понял…
Я думаю….
Мы сегодня сделали…
Ведущий:
Благодарю Вас за работу. Всего доброго. До свидания.