План-конспект классного часа «Все мы разные… » (2–4 классы)
План-конспект классного часа «Все мы разные…»
(2-4 классы)
Цель:
Формирование милосердного отношения к людям-инвалидам
(личностные результаты).
Оборудование
Белая бумага формата А4
Цветная бумага
Цветной картон
Блестки, стразы
Цветной песок
Желтые нитки для вязания
Карандаши
Фломастеры
Ножницы
Воздушные шары
Магнитофон (или компьютер с колонками)
Кассета (либо диск с мелодией из песни «Дорогою добра»)
Трафарет с факелом
Форма работы: подгрупповая, групповая (от 5 до 20 участников)
Организационный момент
Взрослый (педагог, педагог-психолог) начинает классный час такими словами: «Здравствуйте, ребята!». Наше занятие мы посвятим теме милосердия к людям, кто не может ходить, видеть, слышать, о тех, кто является горбатыми. Эти люди нуждаются в нашем добром отношении к ним. Никто из вас не должен над ними смеяться, обижать их, издеваться над тем, что они слепые, не могут ходить, у них есть горб. Вам, напротив, нужно помогать им, не относиться к ним, как к увечным и больным. Ведь они такие, как и мы. Все мы отличаемся друг от друга прической, цветом глаз, волос, характерами, но нас объединяет то, что мы являемся людьми».
Основная часть
«Как Вы думаете, каким должен быть Настоящий Человек, Человек с большой буквы? (Ответы).
Правильно.
А теперь послушайте один рассказ и скажите, какие здесь были ребята? Вырастут ли они Настоящими Людьми, если будут так относиться к другим?» (Рассказ «Горбатая девочка» В.Сухомлинского, источник https://rebenok.mirtesen.ru/blog/43738684342/CHistyie-i-svetlyie-detskie-rasskazyi-o-miloserdii)
Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.
– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой. Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.
Она была горбатая.
Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.
В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.
Учитель облегченно вздохнул.
– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…
Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…
Оля села за первую парту.
Класс выдержал испытание.
Далее после ответов детей предлагается рассказать о том, что ощущала девочка, видя доброе отношение других, и придумать продолжение истории.
Слова взрослого:
«А теперь, когда вы придумали такие хорошие истории, расскажите, а как бы было девочке, если бы она видела, что дети над ней насмехаются, обижают, обзывают? Правильно, грустно, она бы плакала, у нее не было бы друзей, хотя она так хотела бы их иметь».
Затем взрослый раздает листы бумаги и предлагает изобразить эту историю в виде рисунков, которые затем он фотографирует и оформляет в виде видеоролика из работ детей. Его он может показывать на последующих занятиях или в других классах.
После этого взрослый говорит: «У каждого из нас внутри горит яркий факел доброты, частичку которого мы должны отдавать другим людям. От этого он разгорается еще ярче. Давайте создадим такие факелы».
Взрослый выдает следующие материалы: бумагу, цветной песок, стразы, блестки, картон, листы с трафаретами, клей, ножницы, вязальные нитки. Предлагает на бумаге нарисовать факел, используя трафарет, наклеить его на лист цветного картона. Факел изготавливается под мелодию песни «Дорогою добра». Используя фантазию, дети могут украсить факел цветной бумагой, цветным песком, блестками, стразами. Вокруг него приклеить нитки (либо нитки символизируют огонь). Сообщается, что факел могут дети подарить любому человеку-инвалиду, которого они знают (или знают их родители). Это может быть ребенок, который учится в их классе, либо из другого класса, где обучаются их родственники, это может быть их сосед, член семьи и т.п. В крайнем случае, если такого знакомого или родственника нет, педагог организует встречи детей с людьми-инвалидами, где дети вручают им свои работы.
Заключительная часть
Подводятся итоги занятия. У детей определяют, насколько им оно понравилось. В конце каждому ребенку педагог дарит часть своего тепла, которое символизирует воздушные шары.