Классный час: «Вверх по Лестнице Толерантности»
Классный час: «Вверх по Лестнице Толерантности»
Слайд 1.
Ход классного часа:
Вводное слово учителя.
Добрый день, ребята! Уважаемые гости.
(Слайд 2). Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
в английском – готовность быть терпимым;
во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Без формирования толерантности движение к новому обществу невозможно. Этим и объясняется тема нашего классного часа.
(Слайд 3). Тема нашего занятия: «Вверх по Лестнице Толерантности ».
Как вы уже успели заметить в центре нашего класса расположена символическая лестница. Мы назовём её лестницей толерантности. А у её подножия находится тоже символический человечек, который будет олицетворять нас с вами. Этот человечек очень хочет стать толерантным. Толерантным он может стать только на вершине лестницы, но добраться до вершины он не может, так как ему мешают замки, запрещающие двигаться по ступеням лестницы. Но мы с вами можем помочь человечку преодолеть все трудности и всё-таки стать толерантным человеком. На протяжении нашего классного часа мы с вами будем выполнять различные задания, верное решение которых поможет человечку двигаться по ступеням лестницы к вершине толерантности.
Итак, давайте начнём наше восхождение по лестнице толерантности.
Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.
Задание 1. Давайте послушаем притчу о Рабби Зуси и попробуем разобраться с ней. (Слайд 4).
Рабби решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Рабби Зуси– такой маленький. Тогда Рабби Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Рабби Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зуси добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Беседа с ребятами.
Как вы поняли притчу?
Какой вывод вы сделали для себя?
Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
Хотели бы вы изменить себя?
Итак, ребята, справились ли мы с вами с этим заданием?
Значит, человечек может переместиться на вторую ступень лестницы. (Слайд 5).
Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
Что такое счастье в вашем понимании?
Какого человека можно назвать счастливым?
Задание 2. Предлагаю вашему вниманию познакомиться с одной очень поучительной притчей. Итак, внимание на экран. (Слайд 6).
Вопросы для обсуждения:
Как бы вы озаглавили эту притчу?
Что вас в этой притчи тронуло больше всего?
Чему учит нас эта притча?
Итак, ребята, справились ли мы с вами с этим заданием?
Значит, человечек может переместиться на третью ступень лестницы. (Слайд 7).
Задание 3. (Слайд 8). А сейчас нам необходимо разобраться с качествами, которые присущи действующим лицам данной притчи. Сейчас я вам раздам конверты, в которых находятся стикеры с написанными на них качествами. Ваша задача, на чёрных листах разместить отрицательные качества, присущие действующим лицам притчи, а на жёлтом листе – положительные качества действующих лиц притчи.
(злость, равнодушие, скупость, невежливость, самолюбие, агрессивность, непонимание, безразличие, высокомерие, раздражительность, настороженность)
(открытость, спокойствие, отзывчивость, доброта, понимание, чувство юмора, гуманизм, хорошее отношение к другим людям, умение владеть собой, уважение мнения других, терпение, доверие, согласие).
Итак, ребята, справились ли мы с вами с этим заданием?
Значит, человечек может переместиться на четвёртую ступень лестницы. (Слайд 9).
Задание 4. (Слайд 10). Ребята, а как вы понимаете такие понятия как «толерантная личность» и «интолерантная личность». (Ответы ребят).
(Слайд 11). Чтобы всё-таки разобраться с этими понятиями давайте обратимся к таблицам, расположенным на ваших столах, в которых представлены основные черты толерантной и интолерантной личности. Давайте внимательно ознакомимся с чертами, присущими толерантной и интолерантной личности. Я буду называть основные критерии личности, а вы будете мне формулировать основные характеристики толерантного и интолерантного человека.
Толерантные люди |
Интолерантные люди. |
|
1.Знание самого себя. |
Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. |
Замечают у себя только достоинства, обвиняют других. |
2. Защищенность. |
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. |
Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу. |
3. Ответственность. |
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. |
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят. |
4. Потребность в определении. |
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. |
Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я). |
5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях). |
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. |
Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию. |
6. Чувство юмора. |
Толерантный человек способен посмеяться над собой. |
Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен. |
7. Авторитаризм |
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. |
Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью. |
Беседа по вопросам.
Есть ли у вас качества из интолерантной колонки?
К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?
Как вы себя чувствовали в той ситуации?
Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
Посмотрите ещё раз на эти характеристики. У человека есть два пути – толерантный и интолерантный. (Слайд 12).
Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
Интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Итак, ребята, справились ли мы с вами с этим заданием?
Значит, человечек может переместиться на пятую ступень лестницы. (Слайд 13).
Задание 5. Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. (Слайд 14). Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого. Как вы можете прокомментировать эти высказывания?
Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими (Х. Ягодзиньский)
Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать (Ф. Вольтер)
Давайте согласимся иметь разногласия (Л. Стивенсон)
Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Античный афоризм).
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе.(Ф. Бэкон)
Итак, ребята, справились ли мы с вами с этим заданием?
Значит, человечек может переместиться на шестую ступень лестницы. (Слайд 15).
Задание 6. Ребята, а у вас есть нелюбимый предмет в школьной программе? А нелюбимые знакомые? Сверстники?
Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, близким, окружающим?
Я предлагаю вам пройти небольшой тренинг. А называется он – «Дерево проблем». (Слайд 16).
На доске образец «Дерева проблем», на партах ватманы, маркеры.
1. Давайте попытаемся изобразить в корнях дерева причины проблем нетерпимого отношения друг к другу в нашем классе. (Почему?)
2. В кроне дерева попытаемся предложить решение проблем. (Что делать, чтобы проблему решить?)
А после того, как вы всё выполните, каждой группе нужно будет защитить свой плакат-проект «Дерева проблем».
(дети защищают свои проекты).
(Слайд 17). Вывод: Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок.
Итак, ребята, справились ли мы с вами с этим заданием?
Значит, человечек может переместиться на седьмую ступень лестницы. (Слайд 18). И вот наш человечек оказался на вершине лестницы толерантности.
Наш человечек стал толерантным…. А вы стали толерантными?
Рефлексия в конце занятия:
Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
Какая ступень лестницы толерантности вам понравилась больше? Почему?
(Слайд 19). Знаете, ребята! Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно.
(Слайд 20). Зажжем и мы свои звезды. При выходе из кабинета отобразите своё настроение в виде звёзд.
Красная звезда – мне понравилось, было интересно, все понятно.
Желтая звезда – я не все понял, но я доволен, было интересно.
Зеленая звезда – многое мне не удалось, но кое-что я для себя взял.
Черная звезда– мне было не интересно, я зря потерял много времени.
(Слайд 21). Большое вам спасибо, дорогие ребята! За ваше терпение, за ваши суждения, за вашу толерантность и доброту.
Карине Рафаеловна