Конспект логопедического занятия на тему: «Родственные слова»
Конспект логопедического занятия на тему: «Родственные слова»
Тема. Родственные слова.
Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов.
Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:
сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной, гора, горка, пригорок, горняк, горный, воз, возить, перевозка, повозка, возчик,
II. Работа с текстами.
Логопед читает текст рассказа.
Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.
После того как ученики прослушали текст, логопед выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.
Затем логопед читает стихотворение.
Как растут слова.
Как-то много лет назад Вот из сада
Посадили странный сад. Вам рассада.
Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.
Был он только словом. А вот садовод,
Это слово, словно — корень, С ним садовник идет.
Разрастаться стало вскоре Очень интересно
И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.
Стало много новых слов.
И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник.
Логопед. Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень.
Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.
Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.
Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, садовник.
III. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.
Логопед записывает на доске пары слов: рис — рисунок;
гора — горевать; водитель — вода — и предлагает ученикам найти общую часть этих слов.
Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему?
Делается вывод.
После этого логопед предлагает придумать предложение с каждым словом.
IV. Итог занятия.
Используемая литература:
Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»
Пособие для логопеда Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 г.