Конспект логопедического занятия на тему: «Родственные слова»

1
0
Материал опубликован 9 November 2017

Конспект логопедического занятия на тему: «Родственные слова»

 

Тема. Родственные слова.

Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упраж­нять в подборе родственных слов.

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, кар­точки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:

сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной, гора, горка, пригорок, горняк, горный, воз, возить, перевозка, повозка, возчик,

II. Работа с текстами.

Логопед читает текст рассказа.

Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.

После того как ученики прослушали текст, логопед выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение.

                                     Как растут слова.

Как-то много лет назад                             Вот из сада

Посадили странный сад.                           Вам рассада.

Не был сад фруктовым —                        Вот еще посадки рядом.

Был он только словом.                              А вот садовод,

Это слово, словно — корень,                   С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре                        Очень интересно

И плоды нам принесло —                         Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник.

Логопед. Из какого слова «выросли»  слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это сло­во-корень.

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.

Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите род­ственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, садов­ник.

III. Работа с однокоренными словами, не являющимися род­ственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис — рисунок;

гора — горевать; водитель — вода — и предлагает ученикам найти общую часть этих слов.

Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему?

Делается вывод.

После этого логопед предлагает придумать предложение с каж­дым словом.

IV. Итог занятия.

Используемая литература:

Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»

Пособие для логопеда Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 г.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.