12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савушкина Евгения Николаевна170
Россия, Орловская обл., Мценск
0

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе

«Путешествие в страну родственных слов».

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»;

«Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: Образование родственных слов.

Программные задачи:

-учить образовывать родственные слова; находить общую часть в родственных словах;

-упражнять в нахождении лишнего слова, не родственного;

-продолжать упражнять в подборе родственных слов;

-закреплять умение использовать символы родственных слов

-развивать связную речь;

-обогащать словарный запас;

Оборудование и материалы: мобильный телефон, костюмы « Снежной королевы» и «Тетушки Воды», игрушки: зайчиха, зайчонок; фланелеграф, картинки для фланелеграфа (снежок, Снегурочка, снеговик, снегирь, снегоход, снежная (горка), подснежник). Картинки гостей Воды - водичка, водомерка, водяной, водолаз, водовоз, водопад, водитель; голубая ткань-озеро, удочки, рыбки с наклеенными на спинках символами родственных слов (сердечко - уменьшительно-ласкательное слово, большое сердце-слово с увеличительным значением, волнистая линия-признак предмета, две прямые горизонтальные лини - действие предмета, человек-слово, обозначающее профессию, сложное слово. Пеньки с наклеенными картинками - береза, конек-горбунок, гриб, дуб, лист, муха. Корзиночки с картинками - лист, листик, листопад, лиственница, лиственный (лес).

ХОД НОД:

Мотивационно - ориентировочный этап

Описание ситуации

Дети заходят в группу, у логопеда звонит телефон. Пришло звуковое сообщение.

- Бедный я, несчастный зайчонок. Где же, где моя семья? Я потерялся в лесу. Помогите, ребята, найти моих родственников.

ЛОГОПЕД предлагает детям помочь зайчику. Ребята отправляются на поиски семьи зайчика.

ЛОГОПЕД: кто такой зайчик? Где он живет?

Поисковый этап

Упражнение «Нахождение общей части у родственных слов».

ЛОГОПЕД. Закройте глаза и слушайте мои слова:-«1,2,3 повернись и в лесу очутись»

Открывают глаза и видят перед собой снежную королеву (переодевшийся логопед).

Она здоровается с детьми и спрашивает их

СНEЖНАЯ КОРОЛЕВА:– А что вы здесь делаете? (Ищем семью зайчонка) А ему моя семья не подойдет? Мы не знаем, расскажите про нее.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА рассказывает - Люди давным-давно посадили в землю слово «снег» и забыли о нем. (Демонстрация на фланелеграфе). Оно проросло, и появились слова - ростки – Давайте попробуем вместе их назвать.

Каким словом можно ласково назвать снег (снежок) - показ картинки.

Кого дети лепят зимой из снега? (снеговика)

А как называется цветок, который появляется первым из под снега весной? (подснежник).

Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)

Как называется мотоцикл, который ездит по снегу? (снегоход)

Как называется горка, сделанная из снега? (снежная)

Как называется зимующая птица с красной грудкой? (снегирь)

ЛОГОПЕД. Назовите слова, которые у нас получились: снежок, Снегурочка, снеговик, снегирь, снегоход, снежная (горка), подснежник. Посмотрели люди, послушали, а слова то похожи между собой как родные, как родственники. И стали люди такие слова называть родственными. Послушайте их еще раз. Какая часть слова у них звучит одинаково? (снег) значит все эти слова – являются родственными к слову снег, а значит и мне Снежной королеве.

ДЕТИ.– Нет, твоя семья не подходит зайчонку, мы отправляемся дальше на ее поиски.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Очень жаль, а вы спросите у тетушки Воды, я помогу вам к ней попасть. Закрывайте глаза и слушайте мои слова:- «1,2,3 повернись и возле речки очутись».

Упражнение «Найди лишнее слово»

Дети открывают глаза и видят перед собой «Воду» (переодевшийся логопед).

ВОДА. - Здравствуйте, дети, я тетушка «Вода», хозяйка реки, а вы, куда путь держите?

Дети рассказывают, что ищут семью зайчонка, который потерялся в лесу.

ВОДА. Ребята, а среди моих гостей нет родственников зайчонка, давайте проверим, они как раз пришли ко мне в гости.

На доске картинки гостей Воды.

ВОДА. Назовите их – водичка, водомерка, водяной, водолаз, водовоз, водопад, водитель. Все ли здесь мои родственники? Нет никого лишнего? Дети определяют, что лишнее слово водитель. Почему? Потому что оно не родственное слово к слову вода.

Молодцы!

ДЕТИ. Но родственников зайчонка здесь нет, мы отправляемся дальше.

ВОДА. Хорошо, я покажу вам дорогу дальше и подарю вам моих рыбок.


 

Дидактическая игра «Рыбаки»

ВОДА. Воспользуйтесь удочками и выловите всю рыбу.

Дети подходят к озеру и удочками ловят рыбу. Снимают с крючка по одной рыбке, называют символы, изображенные на спине каждой рыбы и ставят на доску.

ВОДА. Ребята, скажите, что обозначают эти знаки?

ДЕТИ. Это схемы к родственным словам.

ВОДА. Да это схемы – слов родственников к слову рыба, назовите их.

( Рыбка, рыбный суп, рыбина, рыбак, рыбачить, рыбалка). На какое слово похожи все эти слова? (рыба) Значит все они слова – родственники.

ДЕТИ. - Тетушка «Вода» мы тут с тобой задержались, а семью зайчонка так и не нашли, нам пора уходить.

ВОДА. Закрывайте глаза и слушайте мои слова:- «1,2,3 повернись и на полянке очутись»

Дети открывают глаза и видят перед собой логопеда.

ЛОГОПЕД. Ну что ребята не нашли семью зайчонка? Тогда давайте немного отдохнем, сделаем зарядку с лесными животными и пойдем дальше.

Физминутка

Дети под музыку выполняют танцевальные движения.

Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть!
Скачут ножки по дорожке – раз, два, три;
Видишь облако на небе – посмотри;
Мячик круглый, звон огромный, трали-вали бом;
Ласковое солнышко на небе голубом!
Прыгнем повыше, хлопнем в ладоши,
Ножками топнем: топ-топ – день хороший!
Яркий погожий сегодня денек:
Играем все вместе – хлоп-хлоп и топ-топ!
Раз, два, три, четыре, пять – та-ра-ра;
Веселится на полянке детвора;
Высоко плывут по небу облака,
А наша чудо-песенка не кончилась пока!

Прыгнем повыше, хлопнем в ладоши,
Ножками топнем: топ-топ – день хороший!
Яркий погожий сегодня денек:
Играем все вместе – хлоп-хлоп и топ-топ!
Дидактическая игра «Найди родственника»

ЛОГОПЕД. Ребята вы отдохнули, можем продолжать поиски.

Дети приходят на полянку. Присаживаются на «пенечки», с наклеенными картинками: береза, конек-горбунок, гриб, дуб, лист, муха.

ЛОГОПЕД. Дети, давайте поиграем в игру, которая называется «Найди родственника». Кто услышит «родственника» своего слова, тот показывает картинку

подберезовик; конюшня; грибник; дубок; мухомор, листопад.

Дети поочередно выставляют соответствующую картинку, Слова проговаривают.

Упражнение «Придумай предложение»

ЛОГОПЕД. Придумайте интересное предложение со своим словом.

Дети составляют предложение. Например, «В дождливую погоду грибник нашел подберезовик».

ЛОГОПЕД. Молодцы ребята, красивые и интересные предложения вы придумали.

И здесь зайчонок не встретил свою семью, отправляемся дальше. Закрывайте глаза и слушайте мои слова: - «1,2,3 повернись и у ели очутись»

Вот и зайчиха, которая ищет своего зайчонка. Она говорит нам спасибо, за то, что помогли найти ее сыночка, теперь у зайцев вся семья будет в сборе. Ребята, а какая же у зайчонка семья? (заяц, зайчиха, зайчата).

ЛОГОПЕД. Ребята, а давайте назовем семьи всех лесных животных.

 

Игра с мячом «Назови родственника»

ЛОГОПЕД. Я буду бросать вам мяч, называть дикое животное, а вы мне назад с мячом будете называть его родственников.

Волк, волчица, волчата,

Медведь, медведица, медвежата,

Лиса, лисица, лисята,

Еж, ежиха, ежата,

Белка, бельчата,

Лось, лосиха, лосята

Зайчиха на прощание детям дарит корзиночки.

Рефлексивно – оценочный этап

ЛОГОПЕД. Нам пора отправляться назад в детский сад. «1,2,3 повернись и в детском саду очутись». Вот и закончилось наше путешествие. Мы и зайчонку помогли, и подарки от зайчихи получили. Посмотрите, что нарисовано на ваших корзиночках. Дети называют (лист, листик, листопад, лиственница, лиственный лес)

ЛОГОПЕД. А как можно назвать все эти слова? (слова-родственники). А почему вы так решили? Какая у них общая часть? Молодцы, вы очень много знаете и умеете! Вы хорошо справились с сегодняшними заданиями. А теперь можете раскрасить свои листочки.
 

Литература:

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)

. —— СПб: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

 2.Текст песни  из передачи «Теле Няня - Раз-два-три-четыре-пять, мы идем ИГРАТЬ!» teksty-pesenok.ru…my-idyom-igrat…pesni…v…1860803/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.