Логопедическое занятие в 5 классе на тему «Корень слова. Однокоренные слова»
Логопедическое занятие в 5 классе на тему:
"Корень слова. Однокоренные слова" ( Презентация к занятию).
Выполнила: учитель-логопед МКОУ
«Варнавинская С(К)ШИ»
М.В. Зимаева
Цель: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Обучать умению выделять в словах корень, подбирать однокоренные родственные слова.
2. Корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
3. Обучать работе с деформированным текстом.
Коррекционно-развивающие:
1. Расширять словарный запас учащихся, развивать внимание.
2. Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза.
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать мышление, внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
2. Побуждать интерес к чтению.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, экран, название темы занятия на доске; слова на доске, картинки, изображающие артикуляционные упражнения.
Раздаточный материал: зонды, пособия для развития дыхания, индивидуальные зеркала, шарики Су Джок, 3 резиновых мяча большого размера, индивидуальные Логопедические альбомы, ручки, индивидуальные конверты с ответами упражнений для самопроверки. Картинки смайликов для самооценки, клей для каждого ребенка. Домашнее задание на индивидуальных карточках, экраны успеха.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети!
Психологический настрой (стоя)
Логопед: Рада вас видеть. Начнём наше занятие с пожеланий друг другу.
Дети поворачиваются друг к другу лицом, высказывают свои пожелания друг другу и «кладут» в ладони, сложенные лодочкой.
Логопед: Я вам хочу пожелать быть сосредоточенными, спокойными, чтобы вы усвоили новые знания! Чтобы на занятии вам было уютно и комфортно.
II. Основная часть
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания.
- « подуем на кружок – заведем моторчик» (упражнение с зондом)
- «подуем на занавеску» (пособие «Домик»)
Артикуляционная гимнастика выполняется по картинкам с индивидуальными зеркалами.
2. Введение в тему. (Слайд 1)
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. (Слайд 2). Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего “строительного материала - кирпичиков”. И каждый “кирпичик” вносит в слово свою часть смысла – смысловой оттенок А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень) (Слайд 3)
- Правильно, корень. Но слово “корень” - многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя) (Слайд 4)
- Для всех них, корень является важной частью. Без корня - их просто не было бы.
3. Сообщение темы и цели занятия.
- Ну, а мы сегодня будем говорить о корне как части слова. Наша цель – научиться выделять в словах ее главную часть – корень и находить однокоренные слова.
4. Запись числа и темы занятия в тетрадях.
-А сейчас мы сделаем разминку для пальчиков с шариками и запишем число в тетради.
Пальчиковая гимнастика с шариками Су Джок.
4. Наблюдение над однокоренными словами, значением слов. (Слайд 5.)
- Послушайте сказку, которая называется “Семья слов”. Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось “словесное” дерево. Самой главной частью его был КОРЕНЬ, который назывался - САД. Он обладал удивительной способностью разрастаться. Когда КОРЕНЬ - САД разрастался, из него появились новые слова-веточки: САДОВНИК, САДОВОД, РАССАДА, ПОСАДКА. Получилась большая семья слов. У всех родственников есть общая часть, в данном случае эта часть САД, показывающая, от какого слова они образовались, какой у них общий смысл. Такую семью слов и назвали ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого уважения к родителю ОДНОКОРЕННЫЕ слова соорудили КОРНЮ домик, вот такой округлый и уютный:
- Из какого слова “выросли” эти слова? (Сад)
- Назовите общую часть у этих слов. (Сад)
- Как называется эта часть слова? (Корень)
- Раз они имеют общую часть САД, то какие эти слова? (Однокоренные)
- Таким образом, КОРЕНЬ – это главная часть слова. В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него “растут” другие слова. Слова, которые имеют одинаковый КОРЕНЬ, называются … ОДНОКОРЕННЫМИ.
- Запишите в тетрадь все слова, которые “выросли” из слова САД. Выделите общую часть – корень.
- Рассмотрим следующую семейку с корнем ЛЕС. (Слайд 6).
- Какие же слова появились с корнем ЛЕС?
- Что у них общее? (Корень)
- И действительно. Слова эти имеют общий корень ЛЕС и общее значение.
- Как называются слова с одинаковым корнем и значением? (Однокоренные)
- Запишите эту семейку слов, выделите общий корень для всех слов.
5. Упражнение “Кто родня?» (Слайд 7)
На слайде картинки: гусь, гусыня, гусята, гусеница
- Ребята, послушайте один случай.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница. Я ваша родственница!
Гуси в недоумении переглянулись.
- А вы, ребята, как думаете: правда ли Гусеница их родственница? Почему?
- И правда, родственными словами считают только те слова, которые имеют общий смысл и корень. В данном случае, Гусь и Гусеница не являются родственниками, а значит – не однокоренные. Запишите в тетрадь однокоренные слова и выделите корень. (гусь, гусыня, гусята)
6. Упражнение “Семейка животных» (Слайд 8)
- Животные, как и люди, живут семьями. Рассмотрим семью ТИГРОВ. Уточним название каждого члена семьи.
- Он …ТИГР, она … ТИГРИЦА, детёныш … ТИГРЁНОК, детёныши … ТИГРЯТА.
- Какой же корень в этих словах? (Тигр)
- Как называются слова, имеющие один общий корень? (Однокоренными)
- По такому же порядку назовите семейство МЕДВЕДЕЙ, КОШЕК, ЗАЙЦЕВ. (Устно)
7. Упражнение “Третий лишний” (на доске)
- Упражнение на сообразительность, называется “Третий лишний”. Даны группы слов, прочитать и назвать “лишнее” слово. Объяснить - почему? Работаем по “цепочке” на доске, все остальные проверяют. Записать в тетрадь однокоренные слова.
Желток, железо, жёлтый
Часовщик, часть, час
Печурка, печать, печка
Циркуль, циркач, цирк
8. Физминутка.
Логопед: Поработали – пора и позаботиться о своём здоровье – отдохнуть. Выполним упражнения с мячом.
Упражнения с мячом сидя:
· Разуйтесь. Поставьте ноги на мяч. Выполняйте круговые движения, не отрывая ног от мяча. Прокатите мяч вперёд – назад, вправо- влево. Ноги не отрывайте от мяча.
· Одну ногу выпрямить и удерживать под счет до пяти, а другая стоит на мяче. Поменять ноги.
· Зажмите мяч коленями, приподнимите ноги, удерживая мяч. Выполните 5 раз.
9. Чтение сказки “Чужак”. Работа с текстом. У каждого-текст сказки Чужак.
- Перед вами текст сказки “Чужак”. Прочитайте его. (Один учащийся читает громко)
Чужак
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.
Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду.
Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился.
Где ему родственников искать?
- Где состоялась встреча родственников? (У воды)
- Что это означает? (Место, например у реки, озера)
- Кого ждали все родственники? (Старуху воду)
- Назовите всех родственников старухи воды.
- Кто же оказался “Чужаком?” Почему?
- Какая часть слова у всех слов одинаковый? (корень)
- Какой корень? (Вод)
- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что же он оказался чужаком?
- Что же означает слово водитель? (Тот, кто водит машину)
- Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. А у родственников должно быть одно общее значение и корень.
- Выпишите всех родственников воды, выделите корень.
10. Посмотрите на экран. Попробуйте сами найти родственные слова тем предметам, которые вы видите. (Слайд 9)
11. Самостоятельная работа в Логопедических альбомах. (Слайд 10)
1. Выберу задание. |
2. Выполню задание. |
3. Выполню самопроверку. |
4. Подведу итог. |
Задание с желтой закладкой.
Списать слова и выделить корень в каждой группе слов.
Дарить, подарок, дареный.
Обида, обидеть, обидный.
Бегать, беглец, беглый.
Ходить, походка, походный.
Чистить, чисто, чистота.
Морозить, морозный, заморозки.
Задание с зеленой закладкой.
Списать стихотворение и выделить корень в однокоренных словах.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Задание с красной закладкой.
Найди в таблице однокоренные слова, выпиши их, выдели корень.
к |
л |
ю |
ч |
а |
с |
с |
л |
е |
с |
о |
п |
л |
к |
л |
ю |
ч |
н |
и |
к |
л |
о |
с |
ь |
к |
л |
ю |
ч |
и |
к |
к |
л |
ю |
ч |
е |
в |
о |
й |
р |
а |
Составить и записать из букв два однокоренных слова с корнем мет.
III. Итог занятия.
- Над какой темой мы работали сегодня на занятии?
- Так что же такое – КОРЕНЬ?
- Дайте определение однокоренным словам. (Слова, которые имеют один общий смысл и корень.)
- Приклейте в свои экраны успеха соответствующие кружки и смайлики.
Презентация к логопедическому занятию "Корень слова".
PPTM / 2.99 Мб