Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 4 класса «Родственные слова»
Конспект
индивидуального логопедического занятия по теме:«Родственные слова»
с учеником 4 класса.
Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна
Чебоксары, 2017
Цель: закрепление знаний о родственных словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнять и расширять словарный запас путём практического усвоения родственных слов.
Отрабатывать умение выделять родственные слова из текста.
Учить самостоятельно, подбирать родственные слова.
Закреплять умение применять полученные знания на письме.
Коррекционно-развивающие:
Развивать языковое чутьё: зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки.
Развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
Развивать навыки словообразования.
Коррекционно-воспитательные:
Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
Ход занятия
Организационный момент
Пальчиковая гимнастика «Моем ручки»
«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
«Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.
Вытираем ручки очень быстро.
Основная часть
-Как воду назвать ласково? (Водичка)
-Как называется сказочный герой, живущий в воде? (Водяной)
Как называется транспорт, плавающий по воде? (Водный)
-Запиши слова. Выдели корень.
-Из какого слова «выросли» эти слова? (Вода)
-Назови тему нашего занятия. (Родственные слова)
-Вспомним, что такое родственные слова, выполнив упражнение.
1.Вставь пропущенные слова .
Родственные слова … по смыслу и имеют … корень.
2.Прочитай слова каждой строчки. Являются ли они родственными? Почему?
Соль, соленый, солить, соленья.
Мороз, холод, стужа.
Платье, платный.
-Молодец! А теперь поиграем.
Физкультминутка. Игра с мячом
Раз, два, три, четыре, пять!
Идём родственников звать.
Назови соки: яблоко - …, вишня - …, малина - …, морковь - …
Назови кашу: из гречки -…, из риса -…,из манки -…
Добряк тот, кто -…., силач -…., храбрец-…, мудрец- …
Кто что делает: учит-…, носит-…, строит-…
Работа в тетради.
3.Заполни таблицу, используя родственные слова.
Что? |
Какой? |
Что делать? |
свет |
||
болеть |
||
шумный |
||
морозить |
4.Игра «Найди родственника».
-Разложи слова на 3 группы родственных слов.
Слеза, слезал, слизал, лижет, слезливый, лезет, залез, подлиза, слёзки
5.Выпиши родственные слова.
Саша Орлов кормит зимой птиц. Oн припас корм, сделал кормушку. Хороший у птиц кормовой столик.
III. Итог занятия.
-С какими словами мы сегодня работали?
-Какие два секрета есть у родственных слов?
-Какое задание тебе понравилось? В чем были трудности?