Конспект логопедического занятия «Осенний листопад»

4
0
Материал опубликован 20 January в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49»

Конспект логопедического занятия «Осенний листопад»

Составитель:

Сипкина Наталья Александровна

учитель-логопед

г. Абаза, Хакасия

2025 г.

Цель занятия – профилактика и коррекция оптической дисграфии, развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, графо-моторных координаций, межполушарных связей у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

коррекционно-образовательные: создавать условия для активизации и расширения объёма словаря по теме «Осень» параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; систематизировать знания детей об осени, осенних признаках и явлениях; способствовать устранению специфических нарушений письменной речи обучающихся с ЗПР, вызванных несформированностью зрительного гнозиса.

коррекционно-развивающие: активизировать психические процессы, расширять кругозор детей, развивать буквенный гнозис, зрительный анализ и синтез, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, общую и тонкую моторику, положительную мотивацию к учению, психологическую базу речи, навыки речевой коммуникации.

коррекционно-воспитательные: создавать условия для воспитания у детей наблюдательности, интереса к сезонным явлениям в природе; прививать любовь к природе; формировать навыки сотрудничества и способности к рефлексивному контролю своей деятельности.

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие»: продолжить развивать словарь по теме «Времена года», развивать зрительное восприятие на материале букв.

«Нейропсихология»: активизировать работу головного мозга, способствовать развитию межполушарных связей и расширению поля зрительного восприятия, а также синхронизации работы глаз и рук.

«Познавательное развитие»: продолжать знакомить детей с временами года; учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе.

«Здоровьесберегающий компонент»: снимать психическое напряжение у детей путём переключения на другой вид деятельности.

«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать умение слушать ответы товарищей, дополнять или уточнять их; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение работать в коллективе.

«Физическое развитие»: развивать координированность действий; совершенствовать навыки ориентировки в пространстве, развивать общую и тонкую моторику.

Планируемые результаты занятия

Дети получат возможность научиться:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков.

Строить рассуждения в форме связи суждений об осени.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Программно-методическое обеспечение:

Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2009.

Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. – М., 2018.

Мухаматулина Е., Михеева Н. Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори!» - М.: «Генезис», 2017.

Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: пальчиковый фитнес: рабочая тетрадь. – Ростовн/Д: Феникс, 2021.

Организация пространственных ресурсов:

Место проведения: логопедический кабинет

Оборудование: кукла Почтальон, телеграмма, Бабушка - загадушка, изображения птиц с конвертами с заданиями, жёлтые лошадки – месяцы осени, плакат «Круглый год», листы в клетку, тетради детей, рисунки к «Волшебным обводилкам», ПК, набор Солнышко – Тучка для каждого ребёнка.

Оформление кабинета: по кабинету развешаны изображения перелётных птиц с заданиями с порядковым номером, плакат «Круглый год», цветовая таблица «Времена года», 3 лошадки жёлтого цвета.

Формируемые процессы и умения

Этапы и содержание обучающих и развивающих компонентов

Организация начала занятия. 5 минут

Мягкое «включение» в работу полушарий головного мозга, тонизирование, стабилизация мозговой деятельности, повышение общей психофизической работоспособности, повышение «контроля внимания» каждого из полушарий за координацией движений кистей рук и пальцев, тренировка баланса активности между полушариями головного мозга.








Развитие буквенного гнозиса, внимания, воображения, наблюдательности, памяти, логического мышления; дифференциация зрительных образов букв. Актуализация знаний по теме «Осень».


1.Мобилизующее начало занятия

1. - Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Все с улыбкой мы вздохнём и занятие начнём.

- А теперь, мои друзья,

Всё внимание на меня.

2. Дети совместно с учителем-логопедом выполняют Пальчиковый фитнес - комплекс упражнений на основе синхронных и асинхронных движений кистей и пальцев рук. [4, стр.10-18]



2. Сообщение темы и целей занятия. Активизация знаний по теме.

1. Работа с зашумленными буквами Ь, С, Н, О, Е. Каждый ребенок получает букву, называет её.​​​​​​​

Буквы вывешиваются на доску. Дети собирают слово ОСЕНЬ.

Работа с плакатом «Круглый год»:

- Какое сейчас время года? Почему вы так думаете? Какое время года будет после осени? А какое было перед осенью?

Стук в дверь.

- К нам в гости пришел почтальон и принес телеграмму:

«Дорогие ребята! В городе становится холодно, поэтому мы, перелётные птицы, вынуждены лететь в тёплые края. А показать дорогу нам может птица листохвостка. Но чтобы она смогла это сделать, вам необходимо выполнить задания, которые она нам прислала. Надеемся на вашу помощь».

- Поможем птицам? Посмотрите вокруг. У нас в гостях перелётные птицы. Каких перелётных птиц вы знаете? Когда, куда и почему улетают птицы? Чем отличаются перелётные птицы от зимующих птиц? (В ходе выполнения задания происходит работа с таблицей «Перелётные птицы»)

- Посмотрите на «Волшебное дерево» на доске. Почему оно волшебное? (так как на дереве есть листья от разных деревьев)

Дети подводятся к формулированию темы и целей занятия.

- Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами поговорим об осени, её признаках и явлениях, выполняя интересные задания перелетных птиц. (Перед выполнением каждого задания дети находят очередную птицу и приносят её задание учителю-логопеду.)

Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед создаёт положительный психологический настрой на занятие; следит за правильным выполнением упражнений каждым ребёнком; подводит детей к формулированию темы и целей занятия, создаёт условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебный процесс.

Деятельность обучающихся Дети выполняют упражнения; отгадывают загадку, отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цели занятия, активно участвуют в диалоге, высказывают свои предположения, аргументируя ответ.

Форма организации взаимодействия фронтально

II. Основная часть. 30 минут



Развитие внимания, пространственного восприятия, мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля, графо моторных навыков, координации движений, синхронизации работы глаз и рук, межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия.


Птица № 1 - грач

Волшебные обводилки Каждый ребёнок получает рисунок, который он должен обвести одной или двумя руками одновременно с использованием карандашей. Рисунки связаны с темой «Осень». Образцы укреплены на поверхности. Учитель-логопед контролирует точность копирования. Инструкция для детей: Следует придерживаться единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. Копирование по любому из выбранных контуров необходимо вести: максимально точно, не отрывая карандаша от поверхности рисунка, соблюдая выбранное направление. [2, рис. 11, 15,17, 25, 28]

- Что нарисовано на картинках. Как вы думаете, почему вы обводили яблоки, грушу, арбуз? (Потому что осенью люди собирают урожай). А что еще осенью люди собирают в саду и огороде? А почему обводили цаплю? (Перелетные птицы улетают в теплые края) А почему обводили дерево? (Потому что осенью на деревьях листья желтеют и опадают).

После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква У.

Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед даёт детям подробную инструкцию выполнения задания и контролирует правильность выполнения задания каждым ребёнком одной или двумя руками, задает детям вопросы.

Деятельность обучающихся Дети выполняют задание, строго следуя инструкции. (Часть детей выполняет задание на местах - сидя, часть

детей - у доски - стоя). Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально



Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия и представления слова, зрительно-двигательной координации, логического мышления, анализа и синтеза и наблюдательности, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, познавательных способностей.


2.Птица № 2 - дрозд

Изографы

Каждый ребенок получает изограф, называет «спрятанное» слово.

t1737369171ac.jpgt1737369171ad.jpgt1737369171ae.jpgt1737369171af.jpgt1737369171ag.png

- Что происходит с зайцем, лебедем и листом осенью? Какие ягоды собирают осенью? Как вы думаете, почему среди изографов оказалась лампа? (Осенью быстрее темнеет, поэтому мы раньше включаем свет.)

После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква М.

Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания детьми, задает детям вопросы.

Деятельность обучающихся Дети выполняют задание, выбрав каждый листок с заданием, отвечают на вопросы.

Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально

Активизация работы полушарий головного мозга, развитие внимания, наблюдательности,

пространственных представлений, улучшение реакции.

3. Птица № 3 – трясогузка

Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори!» [3]

После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква Н.​​​​​​​

Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед даёт детям подробную инструкцию выполнения задания и контролирует правильность выполнения задания каждым ребёнком.

Деятельность обучающихся Дети выполняют задание, строго следуя инструкции.

Форма организации взаимодействия фронтально



Развитие концентрации внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, формирование

осмысленного чтения.



4.Птица № 4 – ласточка

Игра «Четвёртый лишний»

Запиши слова от самой большой к самой маленькой букве. Прочитай получившиеся слова. Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.

Карточка 1: реВте яЛсьит ьжодд ража

- Почему лишнее слово жара? Осенью бывает жарко? Каким обобщающим словом называют остальные слова?

Карточка 2: аСлёкв кыТав кЛу нанба

- Почему лишнее слово банан? Каким обобщающим словом называют остальные слова?

Карточка 3: сбнтрьея ктроябь обрняь клашо

- Почему лишнее слово школа? Каким обобщающим словом называют остальные слова?

Запиши слова от самой маленькой к самой большой букве. Прочитай получившиеся слова. Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.

Карточка 4: уакткр ашапк мапаан щпал

- Почему лишнее слово панама? Каким обобщающим словом называют остальные слова?

Карточка 5: атолачкс льгуоб чрга додрз

- Почему лишнее слово голубь? Каким обобщающим словом называют остальные слова?

После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква И.

Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед следит за правильностью выполнения задания.

Деятельность обучающихся Дети называют получившиеся слова, объясняют выбор лишнего слова.

Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально

Развитие пространственного воображения, устойчивости внимания, произвольности, программирования действий, самоконтроля, тренировка глазомера и тонких мышц кисти руки, аналитико - синтетического мышления, навыка удержания программы. Актуализация словаря обобщающих понятий и родо-видовых соотношений по теме «Животные осенью».

Птица № 5 - кукушка

Графический диктант

Проводится графический диктант – «Медведь» [1, с. 18, рис. 7)]. По окончании выполнения диктанта дети отвечают на вопросы: - Что происходит осенью с этим животным? Что происходит осенью с другими животными?

После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква Ц.

Деятельность учителя-логопеда Проводит графический диктант

Деятельность обучающихся Выполняют графический диктант, отвечают на вопросы.

Форма организации взаимодействия фронтально


Развитие буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв.


Птица № 6 – стриж

Игра «Недописанные слова»

Каждый ребёнок получает карточку с предложением в словах которого недописаны элементы букв. Дети выполняют задания, дописывая буквы, читают получившееся строчки стихотворения.

Как прекрасен листопад!

Листья жёлтые летят!

Над землёй и над водой

Вихрь кружится золотой!

После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква Ы.

Деятельность учителя-логопеда Учитель – логопед дает детям инструкцию выполнения задания

Деятельность обучающихся Дети выполняют задание, дописывая буквы.

Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально



Развитие наблюдательности, внимания, сосредоточенности, усидчивости, восприятия целостного образа слова, тренировка зрительной памяти и логики, совершенствование навыка чтения и письма.


Птица № 7 - сокол

Филворды

Найдите слова, расположенные по горизонтали, выделите их карандашом, прочитайте получившиеся предложения.

З

а

к

г

о

ж

э

в

ф

у

й

ц

с

р

т

ю

м

ь

а

ы

у

о

к

о

ш

к

о

м

е

н

с

я

ч

п

л

ж

ы

з

м

т

о

ы

л

и

с

т

з

х

ъ

в

с

о

с

е

н

н

и

й

а

д

е

п

и

т

ь

б

ю

с

ч

я

п

о

ж

е

л

т

е

л

ъ

ы

За окошком лист осенний пожелтел,

у

в

ы

ф

л

о

э

б

ь

п

О

т

о

р

в

а

л

с

я

ь

в

р

д

ж

э

в

ы

у

е

г

з

а

к

р

у

ж

и

л

с

я

ы

р

ж

г

л

ь

ы

е

б

м

а

в

ы

ц

у

е

н

г

ш

щ

у

и

ь

б

с

ч

а

ф

ч

у

п

о

л

е

т

е

л

а

о

э

Оторвался, закружился, полетел.

Ж

ё

л

т

ы

й

п

а

в

е

з

е

ф

к

ё

й

к

у

в

д

ц

л

и

с

т

и

к

п

ы

ю

п

в

ы

л

д

г

з

х

ъ

у

п

о

д

р

у

ж

и

л

с

я

с

т

ь

б

ю

а

в

о

л

д

ы

в

е

т

е

р

к

о

м

т

у

р

у

ы

й

ц

г

ш

а

в

Жёлтый листик подружился с ветерком,

у

р

а

ц

ф

ы

о

л

д

ж

е

В

с

ё

у

в

ы

р

а

ы

ц

у

в

ё

р

ь

к

ы

п

р

е

к

р

у

ж

а

т

с

я

к

к

о

и

ж

п

т

о

я

н

э

у

к

и

г

р

а

ю

т

т

и

п

о

д

и

п

ы

о

л

д

ю

ц

е

з

о

к

н

о

м

й

я

Всё кружатся и играют под окном.

Затем дети выразительно читают все получившиеся предложения - строчки стихотворения. После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется !

Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед дает подробную инструкцию выполнения задания.

Деятельность обучающихся Дети получают филворды, выполняют задание.

Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 5 минут

Развитие умения адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Формирование способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идёт от деревьев, от кустов и от цветов. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

- Посмотрите на доску. У нас получилось слово УМНИЦЫ! Так птицы оценили вашу работу на занятии. Теперь они смогут улететь в теплые края с листохвосткой. Появляется листохвостка.

- Что нового, интересного, полезного для себя узнали? Что вызвало затруднения? Что особенно понравилось и получилось на занятии? Стали ли вы на ещё одну ступеньку умнее и грамотнее? Какое настроение у вас после занятия? (Солнышко – если всё удалось, Солнышко + туча – не всё удалось, Туча с дождём – ничему не научился) Спасибо ребята, вы все хорошо работали на занятии.

Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед задает вопросы, проводит рефлексию.

Деятельность обучающихся Дети отвечают на вопросы, анализируют результаты своей деятельности на занятии.

Форма организации взаимодействия фронтально







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.