Конспект логопедического занятия «Осенний листопад»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49»
Конспект логопедического занятия «Осенний листопад»
Составитель:
Сипкина Наталья Александровна
учитель-логопед
г. Абаза, Хакасия
2025 г.
Цель занятия – профилактика и коррекция оптической дисграфии, развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, графо-моторных координаций, межполушарных связей у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
коррекционно-образовательные: создавать условия для активизации и расширения объёма словаря по теме «Осень» параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; систематизировать знания детей об осени, осенних признаках и явлениях; способствовать устранению специфических нарушений письменной речи обучающихся с ЗПР, вызванных несформированностью зрительного гнозиса.
коррекционно-развивающие: активизировать психические процессы, расширять кругозор детей, развивать буквенный гнозис, зрительный анализ и синтез, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, общую и тонкую моторику, положительную мотивацию к учению, психологическую базу речи, навыки речевой коммуникации.
коррекционно-воспитательные: создавать условия для воспитания у детей наблюдательности, интереса к сезонным явлениям в природе; прививать любовь к природе; формировать навыки сотрудничества и способности к рефлексивному контролю своей деятельности.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»: продолжить развивать словарь по теме «Времена года», развивать зрительное восприятие на материале букв.
«Нейропсихология»: активизировать работу головного мозга, способствовать развитию межполушарных связей и расширению поля зрительного восприятия, а также синхронизации работы глаз и рук.
«Познавательное развитие»: продолжать знакомить детей с временами года; учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе.
«Здоровьесберегающий компонент»: снимать психическое напряжение у детей путём переключения на другой вид деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать умение слушать ответы товарищей, дополнять или уточнять их; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение работать в коллективе.
«Физическое развитие»: развивать координированность действий; совершенствовать навыки ориентировки в пространстве, развивать общую и тонкую моторику.
Планируемые результаты занятия
Дети получат возможность научиться:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков.
Строить рассуждения в форме связи суждений об осени.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Программно-методическое обеспечение:
Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2009.
Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. – М., 2018.
Мухаматулина Е., Михеева Н. Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори!» - М.: «Генезис», 2017.
Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: пальчиковый фитнес: рабочая тетрадь. – Ростовн/Д: Феникс, 2021.
Организация пространственных ресурсов:
Место проведения: логопедический кабинет
Оборудование: кукла Почтальон, телеграмма, Бабушка - загадушка, изображения птиц с конвертами с заданиями, жёлтые лошадки – месяцы осени, плакат «Круглый год», листы в клетку, тетради детей, рисунки к «Волшебным обводилкам», ПК, набор Солнышко – Тучка для каждого ребёнка.
Оформление кабинета: по кабинету развешаны изображения перелётных птиц с заданиями с порядковым номером, плакат «Круглый год», цветовая таблица «Времена года», 3 лошадки жёлтого цвета.
Формируемые процессы и умения | Этапы и содержание обучающих и развивающих компонентов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация начала занятия. 5 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мягкое «включение» в работу полушарий головного мозга, тонизирование, стабилизация мозговой деятельности, повышение общей психофизической работоспособности, повышение «контроля внимания» каждого из полушарий за координацией движений кистей рук и пальцев, тренировка баланса активности между полушариями головного мозга. Развитие буквенного гнозиса, внимания, воображения, наблюдательности, памяти, логического мышления; дифференциация зрительных образов букв. Актуализация знаний по теме «Осень». | 1.Мобилизующее начало занятия 1. - Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Все с улыбкой мы вздохнём и занятие начнём. - А теперь, мои друзья, Всё внимание на меня. 2. Дети совместно с учителем-логопедом выполняют Пальчиковый фитнес - комплекс упражнений на основе синхронных и асинхронных движений кистей и пальцев рук. [4, стр.10-18] 2. Сообщение темы и целей занятия. Активизация знаний по теме. 1. Работа с зашумленными буквами Ь, С, Н, О, Е. Каждый ребенок получает букву, называет её. Буквы вывешиваются на доску. Дети собирают слово ОСЕНЬ. Работа с плакатом «Круглый год»: - Какое сейчас время года? Почему вы так думаете? Какое время года будет после осени? А какое было перед осенью? Стук в дверь. - К нам в гости пришел почтальон и принес телеграмму: «Дорогие ребята! В городе становится холодно, поэтому мы, перелётные птицы, вынуждены лететь в тёплые края. А показать дорогу нам может птица листохвостка. Но чтобы она смогла это сделать, вам необходимо выполнить задания, которые она нам прислала. Надеемся на вашу помощь». - Поможем птицам? Посмотрите вокруг. У нас в гостях перелётные птицы. Каких перелётных птиц вы знаете? Когда, куда и почему улетают птицы? Чем отличаются перелётные птицы от зимующих птиц? (В ходе выполнения задания происходит работа с таблицей «Перелётные птицы») - Посмотрите на «Волшебное дерево» на доске. Почему оно волшебное? (так как на дереве есть листья от разных деревьев) Дети подводятся к формулированию темы и целей занятия. - Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами поговорим об осени, её признаках и явлениях, выполняя интересные задания перелетных птиц. (Перед выполнением каждого задания дети находят очередную птицу и приносят её задание учителю-логопеду.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед создаёт положительный психологический настрой на занятие; следит за правильным выполнением упражнений каждым ребёнком; подводит детей к формулированию темы и целей занятия, создаёт условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебный процесс. Деятельность обучающихся Дети выполняют упражнения; отгадывают загадку, отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цели занятия, активно участвуют в диалоге, высказывают свои предположения, аргументируя ответ. Форма организации взаимодействия фронтально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Основная часть. 30 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие внимания, пространственного восприятия, мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля, графо моторных навыков, координации движений, синхронизации работы глаз и рук, межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия. | Птица № 1 - грач Волшебные обводилки Каждый ребёнок получает рисунок, который он должен обвести одной или двумя руками одновременно с использованием карандашей. Рисунки связаны с темой «Осень». Образцы укреплены на поверхности. Учитель-логопед контролирует точность копирования. Инструкция для детей: Следует придерживаться единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. Копирование по любому из выбранных контуров необходимо вести: максимально точно, не отрывая карандаша от поверхности рисунка, соблюдая выбранное направление. [2, рис. 11, 15,17, 25, 28] - Что нарисовано на картинках. Как вы думаете, почему вы обводили яблоки, грушу, арбуз? (Потому что осенью люди собирают урожай). А что еще осенью люди собирают в саду и огороде? А почему обводили цаплю? (Перелетные птицы улетают в теплые края) А почему обводили дерево? (Потому что осенью на деревьях листья желтеют и опадают). После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква У. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед даёт детям подробную инструкцию выполнения задания и контролирует правильность выполнения задания каждым ребёнком одной или двумя руками, задает детям вопросы. Деятельность обучающихся Дети выполняют задание, строго следуя инструкции. (Часть детей выполняет задание на местах - сидя, часть детей - у доски - стоя). Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия и представления слова, зрительно-двигательной координации, логического мышления, анализа и синтеза и наблюдательности, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, познавательных способностей. | 2.Птица № 2 - дрозд Изографы Каждый ребенок получает изограф, называет «спрятанное» слово. - Что происходит с зайцем, лебедем и листом осенью? Какие ягоды собирают осенью? Как вы думаете, почему среди изографов оказалась лампа? (Осенью быстрее темнеет, поэтому мы раньше включаем свет.) После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква М. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания детьми, задает детям вопросы. Деятельность обучающихся Дети выполняют задание, выбрав каждый листок с заданием, отвечают на вопросы. Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активизация работы полушарий головного мозга, развитие внимания, наблюдательности, пространственных представлений, улучшение реакции. | 3. Птица № 3 – трясогузка Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори!» [3] После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква Н. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед даёт детям подробную инструкцию выполнения задания и контролирует правильность выполнения задания каждым ребёнком. Деятельность обучающихся Дети выполняют задание, строго следуя инструкции. Форма организации взаимодействия фронтально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие концентрации внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, формирование осмысленного чтения. | 4.Птица № 4 – ласточка Игра «Четвёртый лишний» Запиши слова от самой большой к самой маленькой букве. Прочитай получившиеся слова. Найди лишнее слово. Объясни свой выбор. Карточка 1: реВте яЛсьит ьжодд ража - Почему лишнее слово жара? Осенью бывает жарко? Каким обобщающим словом называют остальные слова? Карточка 2: аСлёкв кыТав кЛу нанба - Почему лишнее слово банан? Каким обобщающим словом называют остальные слова? Карточка 3: сбнтрьея ктроябь обрняь клашо - Почему лишнее слово школа? Каким обобщающим словом называют остальные слова? Запиши слова от самой маленькой к самой большой букве. Прочитай получившиеся слова. Найди лишнее слово. Объясни свой выбор. Карточка 4: уакткр ашапк мапаан щпал - Почему лишнее слово панама? Каким обобщающим словом называют остальные слова? Карточка 5: атолачкс льгуоб чрга додрз - Почему лишнее слово голубь? Каким обобщающим словом называют остальные слова? После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква И. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед следит за правильностью выполнения задания. Деятельность обучающихся Дети называют получившиеся слова, объясняют выбор лишнего слова. Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие пространственного воображения, устойчивости внимания, произвольности, программирования действий, самоконтроля, тренировка глазомера и тонких мышц кисти руки, аналитико - синтетического мышления, навыка удержания программы. Актуализация словаря обобщающих понятий и родо-видовых соотношений по теме «Животные осенью». | Птица № 5 - кукушка Графический диктант Проводится графический диктант – «Медведь» [1, с. 18, рис. 7)]. По окончании выполнения диктанта дети отвечают на вопросы: - Что происходит осенью с этим животным? Что происходит осенью с другими животными? После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква Ц. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Проводит графический диктант Деятельность обучающихся Выполняют графический диктант, отвечают на вопросы. Форма организации взаимодействия фронтально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв. | Птица № 6 – стриж Игра «Недописанные слова» Каждый ребёнок получает карточку с предложением в словах которого недописаны элементы букв. Дети выполняют задания, дописывая буквы, читают получившееся строчки стихотворения. Как прекрасен листопад! Листья жёлтые летят! Над землёй и над водой Вихрь кружится золотой! После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется буква Ы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Учитель – логопед дает детям инструкцию выполнения задания Деятельность обучающихся Дети выполняют задание, дописывая буквы. Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие наблюдательности, внимания, сосредоточенности, усидчивости, восприятия целостного образа слова, тренировка зрительной памяти и логики, совершенствование навыка чтения и письма. | Птица № 7 - сокол Филворды Найдите слова, расположенные по горизонтали, выделите их карандашом, прочитайте получившиеся предложения.
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружатся и играют под окном. Затем дети выразительно читают все получившиеся предложения - строчки стихотворения. После выполнения задания с дерева отрывается лист и появляется ! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед дает подробную инструкцию выполнения задания. Деятельность обучающихся Дети получают филворды, выполняют задание. Формы организации взаимодействия индивидуально, фронтально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 5 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие умения адекватно оценивать результаты своей деятельности. Формирование способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. | - Вот и подошло к концу наше занятие. Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идёт от деревьев, от кустов и от цветов. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы. - Посмотрите на доску. У нас получилось слово УМНИЦЫ! Так птицы оценили вашу работу на занятии. Теперь они смогут улететь в теплые края с листохвосткой. Появляется листохвостка. - Что нового, интересного, полезного для себя узнали? Что вызвало затруднения? Что особенно понравилось и получилось на занятии? Стали ли вы на ещё одну ступеньку умнее и грамотнее? Какое настроение у вас после занятия? (Солнышко – если всё удалось, Солнышко + туча – не всё удалось, Туча с дождём – ничему не научился) Спасибо ребята, вы все хорошо работали на занятии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда Учитель-логопед задает вопросы, проводит рефлексию. Деятельность обучающихся Дети отвечают на вопросы, анализируют результаты своей деятельности на занятии. Форма организации взаимодействия фронтально |