Конспект логопедического занятия «Профессии» (3 класс)
Конспект логопедического занятия «Профессии» (3 класс)
Логопедическая тема: «Дифференциация мягких и твердых согласных в словах». Лексическая тема: «Профессии». Грамматическая тема: «Составление из слов, данных в правильной грамматической форме, предложений». | ||||
Тип урока (занятия): занятие с применением ИКТ. | ||||
Цель: дифференциация мягких и твердых согласных в словах. | ||||
Задачи: Образовательные: продолжать упражнять в составлении звуковой схемы слова; учить составлять из слов, данных в правильной грамматической форме, предложений с опорой на картинки. Коррекционно-развивающие: развивать слухопроизносительную дифференциацию твердых и мягких согласных; развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления; развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки. Воспитательные: воспитывать интерес к учебному процессу и выполнению заданий, стремление заканчивать начатое. | ||||
Планируемые результаты занятия | ||||
Предметные: составляет предложения из слов, данных в правильной грамматической форме с помощью учителя-логопеда. Составляет звуковую схему слов с помощью учителя-логопеда, определяет мягкие и твердые звуки.
| Личностные: слушает указания и инструкции учителя-логопеда, понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме; ориентируется в пространстве класса. | |||
Формы работы. Индивидуальная. | ||||
Основные ресурсы урока | ||||
Для учителя круги Луллия; презентации для интерактивной доски «Профессии» (№1), «автосервис» (№2)»; | Для обучающегося: картинки по теме «Профессии»: хирург, стоматолог, педиатр, электрик; карточки со словами к картинкам; снежинки, листочки, птички для определения настроения. | |||
Ход: | ||||
Деятельность педагога, персонажа | Содержание, описание упражнение, игры. | Деятельность обучающегося | ||
I. Организационный момент | ||||
| Педагог здоровается с обучающимся. 1. Ответь на вопросы и запиши ответ в отдельном прямоугольнике на доске. Сколько будет 6+8? 10-2? Сколько колес у машины? Сколько крыльев у самолета? | 1. Разминка «Вопросы-ответы, реши пример» (метапредметные связи) На интерактивной доске презентация «Профессии» слайд 1». Педагог задает вопрос или пример, обучающийся пишет ответ в отдельном прямоугольнике. | Здоровается. Обучающийся записывает ответы на доске 14 8 4 2 | |
| Теперь убери квадраты в порядке убывания: начиная с самого большого числа, заканчивая самым маленьким. Посмотри на доску, кто изображен на картинке? Давай прочитаем задание: Найти всех шахтеров, кузнеца, космонавта, писателя, водителя такси, врача, бизнесмена. Молодец, ты всех нашел. Как назовем одним словом? Правильно, это тема нашего занятия. | 2. Определение темы занятия. Открывается картинка с профессиями с заданиями по поиску «Профессии» слайд 1 после анимации». | Обучающийся убирает прямоугольники согласно инструкции. Читает задания и выполняет его. Называет (Профессии) | |
II. Вводная часть | ||||
П.: Давай представим, что мы работаем в автосервисе. К нам приезжают водители на автомобилях, у которых на дороге прокололось колесо. Когда колесо спускает воздух слышится звук «щщщщ» и делаем так. Что нам потребуется, чтобы накачать колесо? Накачивая колесо, насос издает такой звук «ССССС» и делаем так. Ты заполни? Попробуй выполнить задание. | 3. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных «Автосервис» (слайды №1-№3). На экране интерактивная презентация «Автосервис». Педагог произносит «Щ» или «С». Обучающийся изображает накачивание колеса насосом или сдувающееся колесо руками. | Отвечает (насос). Выполняет задание согласно инструкции | ||
III. Основная часть | ||||
П.: С и Щ – это согласные звуки. Какой из них всегда мягкий? А каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? Правильно, а твердые звуки синими, гласные - красным. Посмотри на доску и назови профессии. Давай подберем к ним звуковую схему слова. Какое слово осталось? Давай вместе нарисуем схему к этому слову. Называй звуки: П это твердый или мягкий? Каким цветом будем закрашивать? Молодец, все получилось. | 4. Звукобуквенный анализ и слова. Составление схемы слова. Актуализация пройденного материала. Работа с интерактивной презентацией «Профессии» слайд 2»: картинки (Швея, повар, врач) Нужно назвать профессии и подобрать 2 схемы к названиям, одну нарисовать самостоятельно. Аналогичная работа ведется с каждым звуком слова. | Отвечает (Щ, зеленым) Обучающийся называет профессии, подбирает схемы слов. Отвечает (повар). Отвечает на вопросы, закрашивает нужный круг. | ||
П.: «Профессии» 1. Много профессий на свете у нас! 2. О них поговорим сейчас: 3.Вот швея рубашки шьет, 4.Повар варит нам компот, 5.Самолет ведет пилот - на посадку и на взлет. 6. Доктор ставит нам уколы 7. И охранник есть у школы. 8. Каменщик кладет кирпич, 9. А охотник ловит дичь 10. Есть учитель, есть кузнец, балерина и певец, чтоб профессии иметь, надо много знать, уметь. 11. Хорошо дружок учись! 12. И, конечно, не ленись! | 5. Динамическая пауза (снятие психоэмоционального напряжения, развитие общей моторики) Педагог зачитывает текст и выполняет вместе с обучающимся движения. 1. Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево 2. Развести руки в стороны 3. Движения воображаемой иглой 4. Мешаем поварешкой 5. Руки – в стороны, опускают их вниз, поднимают вверх. 6. Скрестить пальцы над головой, движения: ладонь – кулак. 7. Руки – согнуты в локтях, силовой жест. 8. Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз. 9. Делают бинокль из пальчиков. 10. Загибают пальцы, перечисляя профессии. 11. Погрозить пальчиком. 12. Отрицательное движение указательным пальцем. | Выполняет указанные движения. | ||
П.: Ты знаешь много профессий, а что же они делают? Что делает повар? Аналогичная работа с другими словами. А что лечит врач? | 6. Продолжение работы с интерактивной презентацией «Профессии» слайд 2». Беседа: подбор слов-действий к словам-предметам Швея шьет; Повар готовит (варит); Врач лечит. | Отвечает, подбирает самостоятельно слова. Отвечает (живот, голову, зубы) | ||
П.: правильно, есть врачи, которые лечат только детей. А есть врачи, которые лечат только зубы. И есть врачи, которые лечат животы, вернее нашу пищеварительную систему. Давай посмотрим на картинки, что ты видишь? Будем составлять предложения, у меня есть карточки со словами. Прочитай и поставь к той картинке, которой оно относится, в нужную ячейку. Как называется врач, который лечит зубы? Прочитай. Аналогичная работа проводится со всеми словами 4 предъявления. А теперь прочитай предложения. Электрик, стоматолог, хирург и педиатр. Кто здесь лишний? Почему? Правильно, напиши это слово на карточке и убери электрика. | 7. Составление из слов, данных в правильной грамматической форме, предложений с опорой на картинки, используя круги Луллия. На кругах Луллия: на верхнем ряду расположены 4 картинки (хирург, педиатр, стоматолог, электрик), на других рядах лежат несколько слов, другие ячейки пустые. Педагогом поочередно предлагаются карточки со словами (), прочитываются и раскладываются по местами. Прочитывается все предложение целиком. 1 предъявление: лечит, чинит, делает. 2 предъявление: зубы, детей, провода. 3 предъявление: в больнице, в поликлинике, в доме. 4 предъявление: хирург, электрик, педиатр, стоматолог. (Словарная работа) Лексический материал: Стоматолог лечит зубы в стоматологии. Педиатр лечит детей в больнице. Хирург делает операции в больнице. Электрик чинит провода в доме. 8. Развитие неречевых психических процессов (процессов мышления). Кто лишний? Из 4 картинок с профессиями нужно убрать одну и сделать подпись с обобщающим словом к остальным. | Обучающийся называет картинки. Читает первые слова и раскладывает. Не знаю Прочитывает и подкладывает карточку к картинке. Читает. Называет (электрик, потому что остальные врачи). Делает подпись. | ||
IV. Заключительная часть | ||||
П.: Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось наше небольшое приключение в мир профессий? | 11. Рефлексия «Сказочное дерево» (осознание своего настроения после занятия, контроль успешности). Ребенок прикрепляет на дерево: Птичку – мне понравилось, Снежинку – не знаю; Листик – мне не понравилось. | Обучающийся выбирает подходящий атрибут. И объясняет свой выбор. | ||
П.: перед тем как ты пойдешь, я хочу подарить букву. Я выберу букву из твоего имени и нарисую ее у тебя на ладошке. Ты должен мне сказать, какую именно букву я нарисовала? | 12. Ритуал прощания Игра «Невидимая надпись». (обеспечение чувства завершенности) | Угадывает букву и прощается. |
Наглядные материалы (пособия) |
№1 «Составь предложения» |
Презентации для интерактивной доски | ||
«Профессии» (№1) | ||
1 слайд | 1 слайд (после анимации) | 2 слайд |
«Автосервис» (№2) | ||
1 слайд | 1 слайд (после анимации) | 2 слайд |
Список литературы:
Никитина, А. В. «Покажи стихи руками». – Каро, 2023 г. – 96 с.; ISBN: 978-5-9925-1665-4
Позднякова, Л. А. «Учимся различать звуки, которые дети часто путают» / Е. А. Пожиленко. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2023. – 64с: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).; ISBN 978-5-407-00852-1
"Профессии" материал к занятиюPPTX / 2.8 Мб