Конспект логопедического занятия «Профессии» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 7 October

Конспект логопедического занятия «Профессии» (3 класс)



Логопедическая тема: «Дифференциация мягких и твердых согласных в словах».

Лексическая тема: «Профессии».

Грамматическая тема: «Составление из слов, данных в правильной грамматической форме, предложений».

Тип урока (занятия): занятие с применением ИКТ.

Цель: дифференциация мягких и твердых согласных в словах.

Задачи:

Образовательные:

продолжать упражнять в составлении звуковой схемы слова;

учить составлять из слов, данных в правильной грамматической форме, предложений с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

развивать слухопроизносительную дифференциацию твердых и мягких согласных;

развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления;

развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки.

Воспитательные:

воспитывать интерес к учебному процессу и выполнению заданий, стремление заканчивать начатое.

Планируемые результаты занятия

Предметные:

составляет предложения из слов, данных в правильной грамматической форме с помощью учителя-логопеда.

Составляет звуковую схему слов с помощью учителя-логопеда, определяет мягкие и твердые звуки.

 

Личностные:

слушает указания и инструкции учителя-логопеда, понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме;

ориентируется в пространстве класса.

Формы работы. Индивидуальная.

Основные ресурсы урока

Для учителя

круги Луллия;

презентации для интерактивной доски «Профессии» (№1), «автосервис» (№2)»;

Для обучающегося:

картинки по теме «Профессии»: хирург, стоматолог, педиатр, электрик;

карточки со словами к картинкам;

снежинки, листочки, птички для определения настроения.


Ход:


Деятельность педагога, персонажа

Содержание, описание упражнение, игры.

Деятельность обучающегося


I. Организационный момент


Педагог здоровается с обучающимся.

1. Ответь на вопросы и запиши ответ в отдельном прямоугольнике на доске.

Сколько будет 6+8?

10-2?

Сколько колес у машины?

Сколько крыльев у самолета?

1. Разминка «Вопросы-ответы, реши пример» (метапредметные связи)

На интерактивной доске презентация «Профессии» слайд 1». Педагог задает вопрос или пример, обучающийся пишет ответ в отдельном прямоугольнике.







Здоровается.


Обучающийся записывает ответы на доске

14

8

4

2



Теперь убери квадраты в порядке убывания: начиная с самого большого числа, заканчивая самым маленьким.


Посмотри на доску, кто изображен на картинке? Давай прочитаем задание:

Найти всех шахтеров, кузнеца, космонавта, писателя, водителя такси, врача, бизнесмена.


Молодец, ты всех нашел.

Как назовем одним словом?

Правильно, это тема нашего занятия.

2. Определение темы занятия.

Открывается картинка с профессиями с заданиями по поиску «Профессии» слайд 1 после анимации».





















Обучающийся убирает прямоугольники согласно инструкции.




Читает задания и выполняет его.












Называет (Профессии)


II. Вводная часть


П.: Давай представим, что мы работаем в автосервисе. К нам приезжают водители на автомобилях, у которых на дороге прокололось колесо.

Когда колесо спускает воздух слышится звук «щщщщ» и делаем так.

Что нам потребуется, чтобы накачать колесо?


Накачивая колесо, насос издает такой звук «ССССС» и делаем так.

Ты заполни?

Попробуй выполнить задание.

3. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных «Автосервис» (слайды №1-№3).


На экране интерактивная презентация «Автосервис».

Педагог произносит «Щ» или «С». Обучающийся изображает накачивание колеса насосом или сдувающееся колесо руками.













Отвечает (насос).





Выполняет задание согласно инструкции


III. Основная часть


П.: С и Щ – это согласные звуки.

Какой из них всегда мягкий?

А каким цветом мы обозначаем мягкие звуки?

Правильно, а твердые звуки синими, гласные - красным.


Посмотри на доску и назови профессии. Давай подберем к ним звуковую схему слова.


Какое слово осталось?

Давай вместе нарисуем схему к этому слову. Называй звуки:

П это твердый или мягкий? Каким цветом будем закрашивать?



Молодец, все получилось.

4. Звукобуквенный анализ и слова. Составление схемы слова. Актуализация пройденного материала.

Работа с интерактивной презентацией «Профессии» слайд 2»: картинки (Швея, повар, врач) Нужно назвать профессии и подобрать 2 схемы к названиям, одну нарисовать самостоятельно.










Аналогичная работа ведется с каждым звуком слова.

Отвечает (Щ, зеленым)










Обучающийся называет профессии, подбирает схемы слов.

Отвечает (повар).




Отвечает на вопросы, закрашивает нужный круг.


П.: «Профессии»







1. Много профессий на свете у нас!

2. О них поговорим сейчас:

3.Вот швея рубашки шьет,

4.Повар варит нам компот,

5.Самолет ведет пилот -

на посадку и на взлет.

6. Доктор ставит нам уколы

7. И охранник есть у школы.

8. Каменщик кладет кирпич,

9. А охотник ловит дичь

10. Есть учитель, есть кузнец, балерина и певец, чтоб профессии иметь, надо много знать, уметь.

11. Хорошо дружок учись!

12. И, конечно, не ленись!

5. Динамическая пауза (снятие психоэмоционального напряжения, развитие общей моторики)

Педагог зачитывает текст и выполняет вместе с обучающимся движения.

1. Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево

2. Развести руки в стороны

3. Движения воображаемой иглой

4. Мешаем поварешкой

5. Руки – в стороны, опускают их вниз, поднимают вверх.

6. Скрестить пальцы над головой, движения: ладонь – кулак.

7. Руки – согнуты в локтях, силовой жест.

8. Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.

9. Делают бинокль из пальчиков.

10. Загибают пальцы, перечисляя профессии.

11. Погрозить пальчиком.

12. Отрицательное движение указательным пальцем.




Выполняет указанные движения.



П.: Ты знаешь много профессий, а что же они делают?

Что делает повар?


Аналогичная работа с другими словами.


А что лечит врач?

6. Продолжение работы с интерактивной презентацией «Профессии» слайд 2».

Беседа: подбор слов-действий к словам-предметам

Швея шьет;

Повар готовит (варит);

Врач лечит.

Отвечает, подбирает самостоятельно слова.





Отвечает (живот, голову, зубы)



П.: правильно, есть врачи, которые лечат только детей. А есть врачи, которые лечат только зубы. И есть врачи, которые лечат животы, вернее нашу пищеварительную систему.

Давай посмотрим на картинки, что ты видишь?









Будем составлять предложения, у меня есть карточки со словами. Прочитай и поставь к той картинке, которой оно относится, в нужную ячейку.

Как называется врач, который лечит зубы?

Прочитай.

Аналогичная работа проводится со всеми словами 4 предъявления.





А теперь прочитай предложения.









Электрик, стоматолог, хирург и педиатр. Кто здесь лишний?


Почему?



Правильно, напиши это слово на карточке и убери электрика.


7. Составление из слов, данных в правильной грамматической форме, предложений с опорой на картинки, используя круги Луллия.


На кругах Луллия: на верхнем ряду расположены 4 картинки (хирург, педиатр, стоматолог, электрик), на других рядах лежат несколько слов, другие ячейки пустые.

Педагогом поочередно предлагаются карточки со словами (), прочитываются и раскладываются по местами. Прочитывается все предложение целиком.



1 предъявление: лечит, чинит, делает.

2 предъявление: зубы, детей, провода.

3 предъявление: в больнице, в поликлинике, в доме.


4 предъявление: хирург, электрик, педиатр, стоматолог. (Словарная работа)









Лексический материал:

Стоматолог лечит зубы в стоматологии.

Педиатр лечит детей в больнице.

Хирург делает операции в больнице.

Электрик чинит провода в доме.



8. Развитие неречевых психических процессов (процессов мышления).

Кто лишний?

Из 4 картинок с профессиями нужно убрать одну и сделать подпись с обобщающим словом к остальным.










Обучающийся называет картинки.










Читает первые слова и раскладывает.





Не знаю


Прочитывает и подкладывает карточку к картинке.






Читает.











Называет (электрик, потому что остальные врачи).


Делает подпись.


IV. Заключительная часть


П.: Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось наше небольшое приключение в мир профессий?

11. Рефлексия «Сказочное дерево» (осознание своего настроения после занятия, контроль успешности).

Ребенок прикрепляет на дерево:

Птичку – мне понравилось,

Снежинку – не знаю;

Листик – мне не понравилось.

Обучающийся выбирает подходящий атрибут. И объясняет свой выбор.


П.: перед тем как ты пойдешь, я хочу подарить букву. Я выберу букву из твоего имени и нарисую ее у тебя на ладошке. Ты должен мне сказать, какую именно букву я нарисовала?

12. Ритуал прощания

Игра «Невидимая надпись».

(обеспечение чувства завершенности)


Угадывает букву и прощается.



Наглядные материалы (пособия)

1 «Составь предложения»

t1759848115aa.png



Презентации для интерактивной доски

«Профессии» (№1)

1 слайд

t1759848115ab.png


1 слайд (после анимации)

t1759848115ac.png


2 слайд

t1759848115ad.png


«Автосервис» (№2)

1 слайд

t1759848115ae.png


1 слайд (после анимации)

t1759848115af.png


2 слайд

t1759848115ag.png

Список литературы:

Никитина, А. В. «Покажи стихи руками». – Каро, 2023 г. – 96 с.; ISBN: 978-5-9925-1665-4

Позднякова, Л. А. «Учимся различать звуки, которые дети часто путают» / Е. А. Пожиленко. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2023. – 64с: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).; ISBN 978-5-407-00852-1




"Профессии" материал к занятиюPPTX / 2.8 Мб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.