Конспект НОД детей в старшей группе по теме «Посуда папье-маше в технике гжель»

1
0
Материал опубликован 8 April 2019

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей

в старшей группе по теме «Посуда папье-маше в технике гжель»

(рисование декоративное на объемной форме)

Автор - Вежновец Татьяна Валентиновна, МКДОУ д/с № 491 

 

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (интеграция с образовательными областями «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», "Физическое развитие")

Предметно-пространственная развивающая среда: посуда в технике папье-маше, гжельские предметы для показа, посылка, письмо, несколько рисунков гжельских изделий, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой, палитра.

Предварительная работа: изготовление посуды в технике папье-маше, рассматривание альбомов "Небесная гжель" А.И. Лыкова, слушание рассказа об истории происхождения промысла, раскрашивание в альбомах "Гжельская посуда", чтение р.н. сказок, "Нежно-голубое чудо" (авторская сказка М.Бобровой), легенды-сказки "Откуда в Гжели синий цвет", слушание музыки (русские лирические мелодии "Лебедушка", "Сударушка", "Прялица)".

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

 

Образовательные задачи

Содержание НОД

Формы реализации Программы

Наличие

средства для

достижения

образовательного результата у

каждого ребёнка

Планируемые результаты

Формировать у детей готовность к совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками. Развивать любознательность, речевую и познавательную активность.

Ребята, я рада приветствовать вас в нашей мастерской. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Я смотрю на ваши лица и вижу, что стало светлее. Это потому, что здесь собрались добрые и сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, что согревает душу человека.

У меня для вас есть сюрприз! Сегодня  утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная (на посылке наклеены картинки художественно-декоративного промысла). Кто же нам ее отправил? Как вы думаете? (ответы детей)

Что в ней? Откроем посылку? (дети открывают посылку). 

Посмотрите здесь много интересных предметов. Назовите их. А вот и письмо. Прочитаем его?

"Дорогие ребята мы приглашаем вас в гости в наше королевство гжельских мастеров, в сине-голубую сказку". Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)

 

Психогимнастика, ситуативный разговор

Эмоции, слово

Дети проявляют любознательность, инициативу, речевую и познавательную активность. Формирование желания и готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные задачи

Содержание НОД

Формы реализации Программы

Наличие

средства для

достижения

образовательного результата  у

каждого ребёнка

Планируемые результаты

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Развивать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность гжельских изделий.

Учить приемам рисования гжельской розы, элементам гжельской росписи (мазочки, точки, полоски, сатка, волнистые дуги).

Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.

Поддерживать интерес к народному творчеству.

Воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.

Формировать точные координированные движения, развивать мелкую моторику.

 

 

Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине-голубой сказкой, вы сейчас поймете сами.  

Познавательный рассказ "Гжельская посуда"

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!»

 Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова. 

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами

Рассматривание гжельской посуды

Воспитатель: Обыкновенная чашка, но сколько умения и старания вложил мастер для ее украшения. Это ваза. Чем украшено ее горлышко и донышко?    Что располагается  на самой широкой части вазы? А это гжельский чайник. Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку   и, конечно же, сам чайник (ответы детей). Ребята, посмотрите, на полянке стоят столы, а на столах стоит много посуды. Да это же посуда, которую мы сделали из бумаги. Здесь чайник, тарелки, сливочник, чашки. А все это одним словом называется - сервиз. Еще на столе стоят гуашь, кисточки, палитра, стаканчики с водой и салфетки.   Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз. Сейчас вы выберете посуду, которую вы будете украшать. Узор на всех предметах   должен быть одинаковый. Но вначале предлагаю размять руки.

Пальчиковая гимнастика 

Раз, два, три, четыре, (ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (снова загибаем пальчики.)

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали! (ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно)

 Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора

Воспитатель: Надо рисовать сначала цветок посередине предмета, а лепестки, капельки вокруг и обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краю изделия. Еще раз напоминаю, что узор на всех предметах должен быть одинаковый.  Садитесь поудобнее, начинаем работу (во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ. Через 10 минут самостоятельной работы физкультминутка).

Физкультминутка 

Я — чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)

Я вам напоказ выставляю живот (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу (топают обеими ногами.)

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу» (делают призывные движения правой рукой)  - далее продолжение детьми самостоятельной работы. Звучит тихим фоном русская народная музыка.

 

Беседа, рассказывание, слушание, рассматривание, пальчиковая гимнастика, мастерская, рисование, физминутка

Оборудование для изобразительной деятельности, слово, движение

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; овладевает основными культурными способами деятельности. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательные задачи

Содержание ННОД

 

Формы реализации Программы

Наличие

средства для

достижения

образовательного результата  у

каждого ребёнка

Планируемые результаты

Поощрять речевую активность детей. Развивать умение выражать свои впечатления, эмоции. с помощью изобразительной деятельности.

Воспитатель читает поговорку, а дети рассматривают посуду: "Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит". Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой.

- Какая работа вам больше всего понравилась?

- Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- Путешествие в сине-голубую сказку вам понравилось?

Вот и подошло наше увлекательное путешествие в мир сказки. А сейчас мы возьмем наш замечательный сервиз и отнесем на нашу выставку. Пусть родители посмотрят на ваши работы (включается русская мелодия «Сударушка»)

 

Ситуативный

разговор

Эмоции, слово

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Список использованной литературы:

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, рекомендации»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.