Конспект НОД в старшей группе на тему «Весна»
Конспект непосредственно образовательной области по реализации образовательной области «Ознакомление с природой» в старшей группе направление : «Познание». Тема «Весна".
Воспитатель: Расинская Надежда Николаевна.
Цель: Закрепить знания детей о ранней весне.
Задачи:
Расширить представления детей о ранней весне.
Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: Солнце, снег, ручьи; глаголы к существительным: солнце, ручьи; предметов существительных к относительным прилагательным.
Закрепить умение различать и называть зимующих и перелетных птиц.
Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.
Работа над словарем: активизировать словарь словами по данной теме.
Методы:
Практические: раскрашивание и рисование подснежника.
Наглядные: сюжетные картинки о весне, картинки первых цветов, птиц, фонограмма(голоса птиц)
Словесный: чтение стихотворения, загадывание загадки.
Игровые: дидактическая игра, подвижная игра.
Материал демонстрационный: фланелеграф, солнце с отдельными лучами для фланелеграфа, мягкая игрушка солнышко, сюжетные картинки о весне, картинки первых цветов, фонограмма (голоса птиц).
Материал раздаточный: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, цветные карандаши и изображения подснежника на каждого ребенка.
Структура занятия:
1 часть.
Загадка. 2. Беседа по теме.
2 часть.
Дидактическая игра «Подбери признаки». 2. Беседа по стихотворению И. Токмаковой «Весна». 3. Физминутка. 4. Дидактическое упражнение «Какая это птица?». 5. Чтение детям стихов о весне, чтение о весне детьми.
3 часть. Итог.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф. Тютчев «Зима не даром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
1 |
Вводна часть |
||
1.1 |
Мобилизирующее начало Загадывание загадки |
Дети сидят на стульчиках. Игровая зона. -Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости давайте поздороваемся. - Ребята, отгадайте загадку: Есть у радуги подруга, В виде полукруга. На лице она живет, То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть тоска ее боится. Что это? (улыбка) Подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие. |
|
1.2 |
Введение в тему (Создание проблемной ситуации) |
Беседа по теме. Светает рано по утрам. Проталины и тут и там, Звенит ручей как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает. Когда это бывает? Ответы детей. - Ребята, какое сейчас время года? - Вы ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной все вокруг оживает. Скажем ей: «Здравствуй, Весна!» |
|
2 |
Основная часть |
||
2.1 |
Актуализация раннее полученных знаний |
- А какие месяцы Весна с собой привела? Назовите по порядку весенние месяцы? - Передавая солнышко, назовите первые признаки весны. Предполагаемые ответы детей: -Днем стало пригревать солнце. - стало теплее, день стал длиннее. - Снег потемнел, стал таять. - Появились первые проталины. - Слышно звонкое чирикание воробьев, они радуются наступлению весны. - Побежали, зазвенели ручьи. - Возвращаются перелетные птицы. Еще мы все тепло одеты- В фуфайки, в ватные штаны… А все-таки весны приметы Во всем, во всем, уже видны. - Какие приметы ранней весны вы знаете? Предполагаемые ответы детей: - Грач на горе-весна на дворе. - В марте и курица из лужи напьется. -Весна и осень-на дню погод восемь. -почему так говорят: «Весна и осень – на дню погод восемь»? - Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Весна»: К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Видно очень теплые Ноги у весны. - О чем говорится в стихотворении? - Что весна делает? Что происходит с сугробами? - На полях видны… (черные проталины) - Почему все это происходит? О каком главном признаке говорится в стихотворении? - Какие изменения в жизни животных происходят весной? (медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата) |
|
2.3 |
Физминутка |
Физминутка «Подснежники просыпаются» Дети садятся на корточки. Вот подснежники проснулись, (встают, и протирают глаза) Улыбнулись, потянулись, (улыбаются и потягиваются) Раз – росой они умылись. («умываются») Два – изящно покружились (кружатся) Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают) И на солнце поглядели (поднимают голову вверх). Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. |
|
2.3. |
Практическое применение знаний. |
Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: на фланелеграфф выставляется желтый круг – солнце без лучей, рядом разложены желтые полоски – лучи. - ребята, что-то солнце сегодня не веселое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, веселое, озорное…) - посмотрите, что солнце делает? (Светит, греет…) - Солнце так хорошо греет, что снег стал таять. (на фланелеграфф выставляются картинки с изображением весны) - Посмотрите и скажите ,какой снег весной?(Рыхлый, серый…) - Снег растаял, и побежал ручьи. - Какие ручьи ? (Веселые, звонкие…) - Что ручьи делают? (Бегут, журчат…) |
|
2.4. |
Дидактическая игра |
- Дидактическое упражнение «Какая это птица?» (Включается фонограмма «Голоса птиц»). - Зимующие птицы, летите ко мне. Какие птицы прилетели? - Перелетные птицы, летите ко мне. Какие птицы прилетели? |
|
2.5. |
Чтение стихотворений |
- Мы с вами сегодня вспомнили все приметы весны и одна из них самая красивая – это первые весенние цветы, о которых ребята сейчас прочитают стихотворения. Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным Как привет капели звонкой Называется подснежник. (на фланелеграфф выставляется фотогафия подснежника) Подснежник – это первый вестник весны. Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесен в красную книгу. Это охраняемое растение. Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение про мать-и-мачеху. Золотые лепестки, хрупкий стебелек, Распустился у реки солнечный цветок. Только тучка набежала, сжались лепесточки На зеленых стебельках – круглые комочки. (на фланелеграф выставляется фото мать- и –мачехи) Воспитатель: Да, конечно, весной их очень много появляется на проталинах. Цветы мать – и – мачехи похожи на солнышко – желтые. Они радуют глаза людей весной своими цветками. Лишь прогоняет первые лучи весеннего солнышка снег, вылезают из земли короткие и толстенькие стебли, первыми появляются не листья, а цветы. |
|
2.6. |
Упражнение «Подснежник». Цель: развитие тонкой моторики рук, диалогической речи. Воспитатель раздает листы с нарисованным подснежником, цветные карандаши. Воспитатель: Ребята, посмотрите на рисунок, какой цветок изображен на нем? Ответы детей. Воспитатель: Сейчас вы раскрасите его и рядом нарисуете еще один такой же подснежник. |
||
3. |
Заключительная часть |
||
3.1. |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
Воспитатель: Вот наше занятие и завершилось. Что нового вы сегодня узнали? Скажите, а вам понравилось, все ли у вас получилось: если понравилось то поднимите красный цветок, если не очень, было скучно, неинтересно, что то не получилось, тогда возьмите синий. (Каждый ребенок должен будет объяснить, почему выбрал именно тот цветок). |