Конспект НОД на тему «Вместе со Снегурочкой»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по автоматизации [с] в слогах, словах для детей старшего дошкольного возраста. «Вместе со Снегурочкой»
(индивидуальное занятие)
Подготовила: Халикова Альфия Салямовна,
учитель-логопед I квалификационной категории
2017 г.
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Вместе со Снегурочкой»
Цель: автоматизация звука [с] в слогах и в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить правильное произношение звука [с] в слогах, словах;
- закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
- закрепить умение согласовывать имена существительные и числительные;
- учить подбирать однокоренные слова;
Коррекционно - развивающие:
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
-развивать фонематическое восприятие;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: слайдовая презентация, предметные картинки, картинка для раскрашивания.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
На столе капельки воды.
-Что это? Кто здесь был?
-Отгадай загадку: Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)
(А.Шибаев)
- Определи, какой первый звук в слове «Снегурочка»?
- Какой это звук? (ребенок дает характеристику звука [с]).
Будем стараться правильно произносить этот звук в слогах, в словах.
2. Дыхательная гимнастика.
- Почему Снегурочка льет слезы? (Ей жарко, она тает)
- Давайте подуем на нее. (Упражнение «Ветер»)
3. Артикуляционная гимнастика.
Снегурочка все печальней и печальней. Пригласим нашу гостью на зимнюю прогулку.
- Ой, сколько снега!!! Нужна лопата. (Выполняем упражнение «Лопата», «Лопата копает»), построим «Горку» из снега, возьмем «Санки» и скатимся с горки, подул «Холодный ветер».
4. Автоматизация звука в слогах.
Ветер усилился. Игра «Эхо» (с утрированным произнесением согласного звука)
СА-СА-СА АС-АС-АС СНА-СНО-СНЫ
СО-СО-СО ОС-ОС-ОС СНУ-СНЫ-СНА
СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС СНО-СНА-СНУ
СУ-СУ-СУ УС-УС-УС
5. Автоматизация звука в словах.
Ожила наша Снегурочка, повеселела. Как ты думаешь, почему Снегурочку так назвали? (Сделана из снега). Наша гостья предлагает сыграть в игру «Снежные» слова».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …снег.
С неба все скользят пушинки – серебристые … снежинки.
На посёлки, на лужок всё снижается …снежок.
Вот веселье для ребят – всё сильнее …снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки.
Словно в белый пуховик нарядился …снеговик.
Рядом снежная фигурка – это девочка - …снегурка.
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой … снегири.
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил … снег.
- Какие ты знаешь слова, которые получились от слова «снег»? (снежный, подснежник, снеговой и т.д.)
6. Пальчиковая гимнастика.
А ты умеешь лепить снежки? Выполним упражнение «Снежки»
Раз, два, три, четыре
Загибают пальчики, начиная с большого пальца.
Мы с тобой снежок слепили.
«Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий,
Показывают круг, сжимают ладони вместе,
очень гладкий
гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
Раз — подбросим,
Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Два — поймаем.
Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три — уроним.
Встают, роняют воображаемый снежок.
И... сломаем.
Топают. (Н.Нищева)
7. Развитие фонематического слуха.
Научим Снегурочку лепить снежки. Я буду называть слова, если услышишь звук [с] в слове, то с помощью ладошек изображаешь, как лепят снежок. (Санки, морозы, стужа, сосулька, замерзать, сугроб, крепость, узоры)
Слайд 6.
Посмотри, что это? (картинка с изображением следа). В лесу на снегу можно увидеть отпечатки следов разных животных, птиц или людей, предлагаю поиграть в игру «Чей след?»
Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
(С.Муллабаев)
Если пробежала собака, то это … собачий след
Если прошел человек, то это … человеческий след
лось - …лосиный след
заяц, то это … заячий след
лиса – …лисий след
– А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи). Почему?
9. Развитие навыков звуко-слогового анализа.
- Посмотри:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
( Кормушка)
Слайд 7.
Посмотрим, какие птицы прилетели к кормушке? Назовем только тех птиц, в названии которых есть [с]. (Сорока, клест, снегирь, свиристель, сойка, дубонос).
Разделим слова на слоги и определим место звука [с] в слове. (Ребенок определяет позицию звука в слове: в начале, середине и конце слова).
10. Игра «Посчитай» (формирование умения согласовывать имена существительные с числительными)
Слайд 8.
Посчитаем, сколько птиц прилетело к кормушке? (Педагог показывает на цифру и на изображение птицы, ребенок отвечает, правильно согласовывая слова между собой (2 сороки, 5 снегирей, 1 снегирь, 2 дубоноса и т.д.))
11. Итог. Нам пора возвращаться домой. Снегурочке понравилось как ты выполнял(а) задание, она дарит тебе подарок – раскраску. Дома нужно ее раскрасить и найти все слова со [с].