Конспект НОД «Снегурочка» (Музыкальное развитие)
Конспект НОД «Снегурочка»
(ОО «Музыкальное развитие»)
Составитель: музыкальный руководитель
высшей категории Никитина Елена Викторовна
АНО ДО «Планета Детства «Лада»
Детский сад №175 «Полянка»
Самарская обл., г.о. Тольятти
Звучит музыка Н.А. Римского - Корсакова. Волшебная сказка. Слайд с портретом композитора Н. Римского - Корсакова
Музыкальный руководитель: Послушайте, какая нас встречает волшебная музыка. Интересно, а кто этот человек, и чем он известен?
Дети рассматривают портрет, вспоминают, что это русский композитор Н. А. Римский – Корсаков.
Музыкальный руководитель: Да, это Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий русский композитор, педагог и дирижер. И волшебная музыка, которая сейчас звучит, написана этим композитором. Вам уже знакомы некоторые из них. Давайте поиграем, сейчас будут звучать произведения Николая Андреевича, а вы попробуйте отгадать их название.
Музыкальный руководитель включает музыкальные фрагменты произведений Н.А. Римского- Корсакова « Полет шмеля», « Плясовая», «Вступление к опере «Снегурочка». Дети под музыку передают предмет по кругу, на ком музыка остановится, тот называет музыкальное произведение, которое звучало.
Музыкальный руководитель: Вам не знакомо последнее произведение? Это вступление к опере по сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка». Знакомы вы с этой сказкой? А хотите со сказочной оперой познакомиться?
Собирайся, народ!
Весна красная идет!
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!
Звучит хор « Проводы масленицы» из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка», на фоне музыки демострируются слайды с картинами русских художников на тему «Масленица» (Б.Кустодиева, В.Кириллова, А.Есипова, И.Шурихиной, С.Кожина и др.) Дети слушают музыку, подпевают звучащему хору, передавая настроение музыки.
Музыкальный руководитель: Потешку про игры на Масленицу. Поиграем в колечко.
Ты катись, катись колечко…
Играют в игру « Колечко»: передают колечко по кругу пока звучит музыка, водящий должен угадать, у кого спряталось колечко.
Музыкальный руководитель: Разыгрались, распотешились добры молодцы, да красны девицы! Вот держите от меня подарочек редкостный!
Дарит детям ларец , в котором лежит скульптурка «Пастушка»
Музыкальный руководитель: Кто же это? Кого она вам напоминает из сказки? Леля? А докажите! Разделимся на две команды, чья команда больше сходств найдет, та и победит.
Дети соревнуются. Звучит фрагмент «Песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова.
Музыкальный руководитель: фраза о Леле из Островского
Лель благодарит Вас, все старались. Для нас поет Лель, девицы – заведем хоровод, добры молодцы подъиграем Лелю на свистульках?
Мальчики подыгрывают Лелю на свистульках , девочки- танцевальная импровизация с платочками. Неожиданное появление картины «Снегурочка» В.А Васнецова.
Музыкальный руководитель: Кто это? Как вы догадались?
Дети определяют характер художественного образа, переданного в картине и литературном произведении
Музыкальный руководитель: фраза о Снегурочке из Островского
Почему появилась Снегурочка?
Дети решают проблемную ситуацию.
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Снегурочка, здравствуй, голубушка! Не откликается. Позовем Снегурочку своей песенкой о весне, если ей понравится наша песенка, то она откликнется.
Дети сочиняют свои песенные импровизации на текст закличек: Посмотреть в сказке есть ли заклички
1.Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
2. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Звучит фрагмент из «Арии Снегурочки» из пролога.
Музыкальный руководитель: Откликнулась Снегурочка. Давайте по лесу пройдемся, прогуляемся вместе со Снегурочкой.
Демонстрируются слайды – пейзажи
Игра - импровизация: дети гуляют, слушают пение Снегурочки и собирают ягоды на окончание музыкальной фразы, отвечают Снегурочке «Ау» , собирают белые цветы.
Музыкальный руководитель: Белые цветы подарила нам Снегурочка. Как вы думаете, а почему все цветы белые?
Дети высказывают предположения.
Музыкальный руководитель: Снегурочка не знала человеческих чувств, белый цвет – цвет холода. Когда мать Весна подарила венок, Снегурочка смогла чувствовать. Какие человеческие чувства бывают? Давайте и мы подарим наши чувства, раскрасим белые цветы Снегурочки, цветом расскажем ей о наших чувствах.
Дети раскрашивают цветы. Собирают цветы в венок «Венок человеческих чувств» Звучит финальный хор из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова
Музыкальный руководитель: Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок! Чему вас научила сказка? Что вам понравилось в опере? Нежно, трепетно относился к чувствам и переживаниям людей Николай Андреевич Римский - Корсаков, он написал много музыкальных произведений по мотивам сказок. Если вам интересно, то я даю вам диск с его произведениями в музыкальную фонотеку вашей группы, и книги со сказками, которые очаровали в свое время Николая Андреевича, может и вас они вдохновят, и вы захотите сочинить свою музыку.