Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Портрет Л.Н. Толстого»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №12»
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
в старшей группе
«Портрет Л.Н.Толстого»
Воспитатель I кв. категории:
Жирнова Алеся Владимировна
г. Щекино - 2018
Цель: продолжать знакомить детей с жанром живописи - «портретом», расширять представления о музее - усадьбе «Ясная поляна» .
Задачи
Образовательные:
- закреплять представление об усадьбе – музее Л.Н. Толстого «Ясная поляна»;
- формировать представление о портретной живописи;
- учить передавать в изображении характерные черты лица, детали одежды человека;
- совершенствовать умение детей рисовать акварелью, рисовать концом кисти, всем ворсом;
Развивающие:
- развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- развивать чувство цвета, формы, пропорций, художественное восприятие;
- развивать творческие способности, воображение, внимание, зрительную память;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к портретной живописи;
- воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, творчеству Л.Н. Толстого;
- воспитывать аккуратность при работе с красками, самостоятельность.
Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- чтение литературных произведений Л.Н. Толстого «Косточка», «Лев и собачка», «Котенок», «Филиппок», «Пожарные собаки», пословицы;
- беседы о творчестве и жизни Л.Н.Толстого в усадьбе «Ясная поляна»;
- творческий проект «Лев Николаевич Толстой и его Ясная поляна»;
- совместная творческая работа родителей и детей над оформлением книг – самоделок на тему «Лев Николаевич Толстой и его Ясная поляна».
- рассматривание картин в жанре портретной живописи;
- тонирование листов с детьми.
Ход НОД
Воспитатель:
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите, ребята, что на за место изображено на экране? Узнали?
Слайд 1
Дети: - Ясная поляна.
Воспитатель: - А кто там жил?
Дети: – Лев Николаевич Толстой. (Слайд 2)
Воспитатель:
Снова осень. Лист багряный
Мягким стелется ковром.
Здравствуй, Ясная Поляна,
Льва Толстого старый дом. Ясная поляна. Г. Лялина
Воспитатель: А чем занимался наш знаменитый земляк?
Дети (предполагаемые ответы): - Он написал азбуку для детей, много поучительных рассказов, сказки, были. Открыл школу для крестьянских детей.
Воспитатель: - Сейчас в Ясной поляне в усадьбе, где проживал Лев Николаевич со своей семьей, открыт музей. Работники музея рассказывают посетителям о его жизни и творчестве.
И мы с вами изучали творчество и жизнь Льва Николаевича Толстого в творческом проекте «Лев Николаевич Толстой и его Ясная поляна». Давайте вспомним, что вы делали.
Дети (предполагаемые ответы):
- Мы смотрели фотографии и картины о Л.Н. Толстом, его семье, усадьбе Ясная поляна, читали его книги, рисовали Ясную поляну, изготавливали книги о Л.Н. Толстом и его усадьбе, ездили в музей. А еще мы сделали свою мини-выставку фотографий и рисунков с изображением усадьбы.
Воспитатель: - Молодцы! В комнатах усадьбы все осталось так, как и при жизни Льва Николаевича. А на стенах дома развешаны его портреты.
(Слайд 3).
Воспитатель: (Слайд4)
- Посмотрите внимательно на портреты Льва Николаевича. Чем они отличаются? Какие волосы цветом, длиной? Какая борода, брови? Какие цветом глаза? В каком положении он изображен? Какая одежда? В каком настроении изображен? В каких оттенках нарисованы картины?
Воспитатель: А теперь посмотрите, какие картины есть на нашей выставке и что на них изображено?
Дети: На нашей выставке есть пейзажи, изображена усадьба Ясная поляна.
Воспитатель: А каких картин в нем не хватает?(сравнение с картинами в музее – усадьбе).
Дети: - В нашем музее не хватает портретов.
Воспитатель: - Верно. Как мы это можем исправить?
Дети: - Мы можем их нарисовать.
- А теперь мы превращаемся в художников и начинаем писать портрет нашего знаменитого земляка, а как это сделать я вам сейчас покажу.
- Проходите в нашу художественную мастерскую.
Дети проходят за столы.
Воспитатель:
- Перед работой разогреем наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Разотру ладошки сильно».
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою…
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу!
Воспитатель (демонстрирует рисование лица на листе бумаги):
-Вы художники иль нет?
- Да!
- Будем рисовать портрет?
- Да!
Кисть я в воду окунаю,
Каплю в краску добавляю,
Её на ворс я набираю.
Лишнее о край снимаю.
И лицо изображаю.
На листочке ставим точки, сверху, снизу, слева, справа.
Соединяем плавно точки.
Вот овальное лицо, оно похоже на яйцо.
Глаза расположены посередине лица, по форме как от слив косточки: рисуем плавно дуги. А внутри – зрачки – кружочки.
Брови плавные две дуги, рисуем над глазами.
Кончик носа между ними, закругляем плавно линией, рисуем крылья носа.
Ротик – дуга, сверху две волны, внизу – одна.
А теперь рисуем уши и шею, она поуже, чем лицо.
Шею удлиняем, плечи закругляем.
Ю.Шанина. Мастер класс по рисованию портрета..
Прорисовываем детали. Какие брови у Льва Николаевича?(ответы детей)
- Обратите внимание, в молодости у него брови темные, а чем старше, тем шире и пушистее. Концом жесткой кисти делаем «тычки» по всей линии бровей.
Лоб у Льва Николаевича высокий и волосы будем рисовать по верхнему краю лица.
Затем рисуем усы: они идут от самого носа в стороны надо ртом. И бороду: она начинается от волос возле ушей, покрывает весь подбородок и опускается ниже.
Теперь дорисовываем одежду и фон картины.
Воспитатель: - Мой портрет готов. Вы уже решили какого Льва Николаевича будете изображать? (молодого, в зрелом возрасте или пожилом)
Индивидуальные ответы детей.
- Художники, в руки кисточки возьмем и рисовать портрет начнем!
Продуктивная деятельность детей. Звучит классическая музыка.
Воспитатель:
- Юные художники, пусть подсохнут ваши работы, а мы немного поиграем.
Физкультминутка "Улыбка"
Нужно нам всем отдохнуть, чтоб усталость отряхнуть. | Дети встают, встряхивают руками |
Ну-ка встали, потянулись. | Потягиваются |
Влево – вправо повернулись. | Поворачиваются |
И к соседу прикоснулись. | Парами берутся за руки |
Все друг другу улыбнулись. | Улыбаются друг другу |
Воспитатель:
- Несите портреты, мы разместим их на нашей выставке.
Воспитатель помогает расставить рисунки.
Рефлексия.
- Понравилось вам быть художником? Кого вы рисовали? Чей рисунок вам больше всех понравился?
У нас получилась настоящая выставка портретов Льва Николаевича Толстого.
А за ваши старания я хочу угостить вас яблоками из сада Льва Николаевича.