Конспект НОД в старшей группе «Волшебная лампа Аладдина»

3
1
Материал опубликован 24 February 2018 в группе

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе"Волшебная лампа АЛАДДИНА" .

Цель занятия: познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки, формировать познавательный интерес к жизни людей в далеком прошлом

Задачи:

образовательные:

1.Познакомить с историей электрической лампочки;

2.Расширить представления детей об источниках света;

развивающие:

1.Развивать у детей интерес к формированию картины цивилизации;

2.Активизировать словарь детей и уточнить названия предметов прошлого;

воспитательные:

1.воспитывать коммуникативные качества, уважение к мнению других.

Материалы и оборудование: стол для демонстрационного материала, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка; картинки- иллюстрации видов огня; мольберт, листы А4, карандаши, пазлы с картинкой лампочки для всех.

Ход занятия

Дети входят под "восточную музыку" в  ярко освещенный зал , вдруг свет выключается и замолкает музыка.

Воспитатель. Что такое? Что случилось?

Стало темно, все остановилось?

Почему погас у нас свет?

Дайте поскорее ответ.

Дети: отключилось электричество, перегорела лампочка, электрик выключил свет и т.д.

Воспитатель Ребята, что же делать, как быть?(ответы- вызвать электрика, починить, посмотреть провода ) Мы не специалисты, вы правы, надо позвать электрика. С ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ НЕЛЬЗЯ ШУТИТЬ. Всю работу по починке должен проводить специалист . Ой, ребята, смотрите, здесь какая -то старинная вещь, что это может быть(ответы).Она какая-то пыльная, надо протереть ее и поставить на стол.(Воспитатель трет лампу и из нее выбивается луч света(фонарик).

ГОЛОС: Кто посмел разбудить меня.? Я только ночью просыпаюсь. Есть у меня загадочные задания. Выполните, и я не буду вас задерживать. А пока я усмиряюсь, не мешайте спать...

Воспитатель: Ребята, а вы знаете , это же лампа Аладдина . Это голос Джина, спрятанного много лет назад в эту лампу.Она волшебная А здесь внутри записка:(читает:" Кто потрет лампу 3 раза- узнает много нового.) Друзья, а хотите узнать историю возникновения лампочки и электрического света (дети -да) . Что ж, мы с вами отправляемся в прошлое электрической лампочки.

Воспитатель. Давайте вместе потрем лампу Аладдина и дружно скажем: Раз, два, три – в прошлое нас проводи! Открывайте глаза!

На столе лежат различные предметы.Их собрал Аладдин. 

Воспитатель :Ребята, а что это за предметы лежат на столе?

Дети: (перечисляют предметы, лежащие на столе).

Воспитатель: Скажите , пожалуйста,, что общего у всех этих предметов?

Дети: Они зажигаются, и дают свет.

Воспитатель: Правильно, молодцы! присаживайтесь на места и послушайте о том, как человек придумал свет. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, нет. А скажите, друзья, чем люди в древности освещали свои жилища, пещеры? Дети: ……..(показ иллюстраций)

Воспитатель: Верно ребята, чтобы было светло и тепло, древние люди разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее, уютнее. А на что , ребята, похож огонь?(ответы) .

Воспитатель: Скажи, на что похож огонь?
Играет он, куда-то рвётся
И в руки людям не даётся.
Огонь — как непослушный конь.

Воспитатель: Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?

Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.

Воспитатель: Как вы думаете, огонь удобен в доме для применения?(ответы)

Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, как вы считаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?

Дети: Страшно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ничего не видно, темно.

Воспитатель: А вы знаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети: Фонарики.

Воспитатель: Да, но они появились позже.

А до них люди придумали факелы

Воспитатель: Скажи, на что похож факельный огонь?
Огонь порой похож на птицу.
Взлетает вверх, в полёт стремится -
Но пёрышки его не тронь...

Ты можешь весь обжечься....

Огонь поможет нам в ночи.
Вот факел — с ним светло и ночью.
Огня боятся стаи волчьи.
Наш друг ночной — огонь свечи..

Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице, укрепляли на стене, они освещали помещение во дворцах. Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?(ответы)

Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (показ)

Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.

Воспитатель зажигает лучину, дети наблюдают, как она горит. Воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Потрем лампу - послушаем эпиграмму.

Огонь рисует сказки нам,
Когда в костёр подольше смотришь.
Ты пламени язык освоишь
И сказочником станешь сам.

Воспитатель: Ребята. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина?

А почему вы так думаете?

Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения . Давайте потрем лампу и отгадаем загадку.

Мама весело смеётся:
"Свет вот-вот уже зажжется,
Вы, девчонки и мальчишки,
Как трусливые зайчишки!
Чтобы не боялись человечки,
Я зажгу сейчас вам....

Дети: свечку.

Воспитатель. Да, это свеча. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.

(показ ), обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Показывает, как горит свеча.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы лампу Аладдина потрем и немножко попоём.

Физкультминутка музыкальная:

1. Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе

У меня есть верный друг. - руки на поясе, повороты влево и вправо

2. Мне с фонариком не страшно - руки держим в фонариках

Я иду вперёд отважно.

3. Шаг на месте раз, два, три. - ходьба на месте, руки на поясе

Плечи шире разверни.

4. Проведём одну игру: - присели, руки на поясе

Все присядем, скажем «у».

5. Быстро встанем - встали, руки на поясе

Скажем «а».

6. Нам пора уж за дела. – сели на свои места.

Воспитатель: Ребята, я сейчас потру лампу и мы продолжим узнавать интересные факты.1,2,3- лампа покажи.(иллюстрации керосиновой лампы).

Воспитатель: Для более удобного освещения своего жилья люди позже придумали керосиновые лампы. Керосин научились получать из нефти и заполняли емкость керосиновых ламп.

Воспитатель показывает керосиновую лампу, объясняет принцип её действия, зажигает.

Воспитатель: Как вы думаете, удобной была керосиновая лампа? Почему?

Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.

Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь. Прошло много лет, прежде чем люди придумали новые способы удобного освещения своего жилища.

Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку(фото ученого А.Н.Ладыгина, электрической лампочки).

Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?

Дети: Электрическую лампочку.

Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников. Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает?

Показ картинок: люстры, бра, торшеры, настольные лампы, фонари.

1. Свет идёт не с потолка, свет даёт моя рука. -

Я включаю и она как домашняя луна
Светит около меня, а под ней читаю я (настольная лампа0
2. Под потолком висит Жар – Птица.
Темнота её боится.
Темнота её боится.
На Жар – Птицу мир дивится.(Люстра.

3. Рогатый олень висит на стене (бра)

Воспитатель.Ребята, надо выполнить задание Джина: Собрать части фонаря из пазлов .Присаживайтесь за столы - приступайте.Будьте внимательны.

Воспитатель: А сейчас, ребята ,в наше время, когда люди задумались о том, что энергию надо беречь, появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки). Она даёт много света, а расходует электроэнергию меньше, чем обычная привычная для нас электрическая лампочка. Дома у вас, наверное, у многих такая есть (ответы).

Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. У вас на столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. А вы расположите карточки по порядку, каждый на своём столе. (Проверяют правильность выполнения задания).Выход и показ ребенком.

Воспитатель. Молодцы, все справились с заданием.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами многое узнали из истории электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы. Если в доме неполадки - кого позовем-...электрика. Игры с огнем опасны для жизни. Также нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу

С огнём ты должен быть умён.
Узнай его, огня, законы.
Он должен стать твоим знакомым .
Ребята, что нового узнали вы о нем?.

Дети:…….

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы. В завершении занятия предлагаю нарисовать понравившийся вам электрический прибор.… Может быть, вы придумаете свой оригинальный прибор и напишете стихи про огонь? Или даже свои сказки? Спасибо всем за работу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вот бы найти лампу Аладдина, Познакомиться с Джином. Освещать весь мир добром, Чтобы было всем тепло...

24 February 2018