Конспект НОД «Речевое развитие» по теме «Кто дело делает, а кто гав ловит»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Кто дело делает,а кто гав ловит»
Программное содержание:
Связная речь: формировать умение пересказывать рассказ близко к тексту.
Грамматика: формировать умение образовывать существительные - имена людей по характерным признакам.
Звуковая культура: вырабатывать интонационную выразительность,темп речи,учить говорить чётко и выразительно;воспитывать умение активно сотрудничать друг с другом и воспитателем.
Словарь: пополнить словарный запас детей словами,которые передают характерные признаки: «соня»,хвастунишка,лентяйка,врунишка,разиня и т.д.
Материал: рассказ Б.Вовк «Ленивая Леночка»;пословицы,рисунки с изображением трёх мальчиков с разным выражением лица;предметные картинки с изображением игрушек.
Предварительная работа: знакомство с понятием «Комплимент».
Ход Н О Д.
1.Организационный момент.
Загадка
В будни с самого утра,
Смех весёлый льётся,
В доме играет детвора,
Как же он зовётся?
(Детский сад)
Воспитатель : -В наш детский сад ходит много замечательных детей.Посмотрите друг на друга,улыбнитесь и сделайте друг другу комплимент.
Дидактическое упражнение «Комплимент».
Дети обмениваются друг с другом комплиментами.
Воспитатель : -Ребята,а все ли дети приходят в детский сад опрятными и красивыми?(Ответы детей).А я с вами не соглашусь,и прочту вам рассказ,который называется «Ленивая Леночка»,а вы послушайте внимательно и скажите,может кто-нибудь из вас похож на эту девочку.
2.Чтение рассказа.
«Ленивая Леночка»
Пришла утром Леночка в детский сад.
-Почему ты не причесана?- спрашивает воспитательница.
-Бабушка не успела причесать,- отвечает Леночка.
-А сандалии почему грязные?
-Дедушка не почистил.
-А где твоя пуговица?
-Это я виновата,-сказала Леночка,-забыла напомнить маме,чтоб пришила.
Вопросы по тексту.
-Как звали девочку?
-Куда она пришла утром?
-О чём её спросила воспитательница?
-Что ей ответила девочка?
-В чём была виновата бабушка?
-А в чём дедушка?
-О чём ещё спросила воспитательница девочку?
-Что она ответила?
-Кто должен смотреть за своими волосами?
-Согласны ли вы,с тем,что дедушка должен был мыть сандалии Леночки?
-А как бы вы поступили,если бы получили замечание за грязную обувь?
Воспитатель : -Послушайте рассказ ещё раз и обратите внимание на то,как спрашивала воспитательница девочку,и как девочка отвечала.
Дидактическое упражнение: «Спроси!»
Дети с вопросительной интонацией повторяют вопросы:
-Почему не причёсана?
-А сандалии отчего грязные?
-А пуговицы почему нет?
(Предлагается детям пересказать рассказ в парах:один ребёнок- воспитательница,второй - Леночка).
Воспитатель : -Хотели ли вы быть похожими на Леночку?Почему?
Физкультминутка
Коля, Коля, Николай,
За собой убирай! (дети идут по кругу друг за другом)
У тебя ленивы руки: (хлопают в ладоши)
Под столом ремень и брюки, (приседают)
Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырёхугольник)
Николай - неряха. (грозят пальчиком и качают головой)
Воспитатель : -Какая из этих пословиц подходит к рассказу?
.Без охоты,нет работы
.Пчела маленькая,а и та работает.
.Поспешишь,людей насмешишь
(Дети объясняют смысл пословиц)
Воспитатель : - Ребята,а как можно назвать Леночку? (лентяйка)
-А ка назвать человека,который всё забывает?(разиня)
-А того,кто часто говорит неправду? (врунишка)
Можно также придумать шуточные имена,посмотря на лица людей.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки с изображением мальчиков(хмурый,весёлый,грустный) и придумать для них шуточные имена.
Дети: -Плакса,весельчак,злюка.(Если дети этих слов не назвали,воспитатель задаёт наводящий вопрос: «Как назвать человека,который всё время плачет?» и т.д.)
4. Итог.
-Поделились бы вы своими игрушками с девочкой Леночкой?
-Какой вы можете дать ей совет?