Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Экологическая тропа весной»

2
0
Материал опубликован 6 April

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

 

 

 

 

 

 

«Экологическая тропа весной»

организованная образовательная деятельность

по познавательному развитию

с детьми группы общеразвивающей направленности

в возрасте от 4 до 5 лет

 

 

 

 

 

Павлова Наталья Викторовна,

воспитатель,

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моршанск

2024

Цель: формирование начала экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

- Показать объекты экологической тропы весной.

- Формировать бережное отношение к окружающей природе.

- Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Развивающие:

- Развивать у детей познавательную активность, психические процессы.

- Активизировать и обогащать словарь.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: Письмо от Природоведа, карта-путеводитель с отмеченными природными объектами, иллюстрации: подберезовик, клумба с цветами, скворец, скворец с птенцами, насекомые.

Содержание организованной образовательной деятельности

Организационный момент

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, наш весёлый круг!

Основная часть

Воспитатель: Кто мне скажет, какое сейчас время года?

Как вы догадались, что сейчас весна?

Воспитатель обобщает ответы детей: Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились листочки, появилась зеленая травка.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие потому, что мы отправляемся в путешествие по экологической тропе.

Воспитатель: Утром я обнаружила письмо. Послушайте его:

«Дорогие мои маленькие друзья! Пишет вам Дед Природовед. Я присматриваю за природой вокруг. Но сегодня у меня много дел. Поэтому вам, как моим помощникам, я поручаю пройтись по экологической тропе детского сада и посмотреть все ли в порядке».

 

Воспитатель: Ребята, Дед Природовед дал нам карту-путеводитель, которая приведет нас к природным объектам, расположенных на территории детского сада. Посмотрите, это на детский сад. Стрелкой обозначен наш путь. И первое, что мы с вами должны посетить – это береза. Подойдет к березе.

(Воспитатель подводит детей к березе).

Воспитатель: Как называется это дерево? (Указывает на березу) Это береза.

У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»!

Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе? Повтори-

те: чечевички.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки (почки – если еще не распустились) и длинные сережки.

Воспитатель. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки.

Воспитатель: Ребята, подойдите поближе к дереву и рассмотрите березовые сережки.

Воспитатель: Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, береза любит солнце?

Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

Воспитатель: Береза украшает наш город. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Послушайте

стихотворение А. Прокофьева «Березка»:

 

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

 

Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?

Воспитатель обобщает ответы детей: Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки), из древесины делают мебель и посуду.

Воспитатель: Посмотрите, ствол у березы мокрый, это ее сок. Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Много пользы приносит нам береза.

В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья?

Воспитатель обобщает ответы детей: Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой.

 

Воспитатель. Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они?

Воспитатель: Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно.

Воспитатель: На клумбе только вскапывают землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух

и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения.

Для чего же человек создаёт клумбы? (Цветы украшают город, радуют жителей).

Физкультминутка «Веснянка»

(Поочерёдно выбрасываем

руки вверх)

Солнышко, солнышко

(Покачиваем туловище со сцепленными

над головой руками)

Золотое донышко!

(2 раза прыжки на двух ногах)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Бег на месте)

Побежал в саду ручей,

(Взмахи руками, как крыльями)

Прилетело сто грачей,

(медленно приседаем)

И сугробы тают, тают,

(Ладошки разводим в стороны

в форме цветка)

И цветочки вырастают!

 

Воспитатель. Идем дальше. Путь нас ведет к кормушке для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чем сейчас питаются птицы?

Педагог обобщает ответы детей: Птицы питаются насекомыми, червячками, травкой, семенами и др.

Воспитатель: посмотрим нашу карту. Что теперь мы должны посетить? Правильно, скворечник.

Воспитатель: Посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется этот домик? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?

Воспитатель обобщает ответы детей: В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали дети подготовительной группы вместе со своими родителями. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»

Воспитатель: Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам и пойдем дальше.

 

Воспитатель: Смотрим на карту и следующая остановка у пня. Здесь могут жить разные насекомые – муравьи, личинки бабочек, жуки и др.

Дети рассматривают пень и насекомых (если таковые имеются).

Они зимой в пеньке жили, а с наступлением тёплых погожих дней выбираются наружу. Они в пенёчке живут и древесиной питаются. Пройдёт года 3-4, и пень вовсе исчезнет, рассыплется трухой, станет частью почвы.

Воспитатель: Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Думаю Дед Природовед будет доволен, мы выполнили его задание.

Воспитатель: Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.

Воспитатель: Когда мы вернемся в группы, вы обязательно нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось.

 

Заключительная часть

Сегодня мы с вами ходили по экологической тропе.

Какие объекты мы посетили?

Какие изменения вы наблюдали этих объектов весной?

Рефлексия.

Какой объект вам больше всего понравился? Почему?

Какие вы молодцы! Так дружно и правильно отвечали на вопросы.

А нам пора с вами в группу.

 

 

 

Использованная литература:

 

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-96 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.