Конспект НОД по познавательному развитию «Что нам осень принесла»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Что нам осень принесла»
Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень»
Задачи:
- Систематизировать и расширять представления детей об экологических сообществах «Лес», «водоем» и их объектах;
-учить выделять сезонные изменения;
-продолжать учить детей классифицировать растения и животный мир;
-Закреплять и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, о диких животных, об овощах, фруктах, грибах;
-закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе;
-продолжать формировать у воспитанников речь, учить связно отвечать на поставленные вопросы;
-Развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания (карточки)
-Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
-Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, дружеских отношений в коллективе, умение слушать ответы, дополнять их.
Предшествующая работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке, беседы о признаках осени, о жизни животных с наступлением осени, чтение рассказов о животных, рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы», об осени, беседа по их содержанию; чтение художественной литературы про осень; дидактические игры по данной теме.
Оборудование и материал: набор картинок по теме «Осень», картинки фруктов и овощей, животных, муляжи грибов, силуэты осенних листьев, обручи 3 штуки, картина «Золотая осень»
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите?
-Сегодня мы с вами не будем заниматься, а отправимся в очень познавательное путешествие, пойдем в осенний лес к старичку-лесовичку. Я от него получила загадочное приглашение. Он ждет встречи с нами и приготовил много заданий по дороге к нему. Впереди у нас много остановок.
-Готовы?
Дети: Готовы.
Раз мы собрались в путешествие, то поиграем в игру.
Проводится игра «Что возьмем с собой в поход?»
Что в поход с собой возьмем,
Если мы туда пойдем?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если "да" - в ладоши хлопни,
Если "нет" - ногою топни,
Только пол не проломи.
Все понятно? 1, 2, 3.
Котелок, утюг, расческа,
Пылесос, веревка, соска.
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка,
Ласты, мяч, коньки и клюшка,
Молоток, кусачки, нож,
Ну а соль с собой возьмешь?
Спички, гвозди, сала шмат -
Вот и собран наш отряд.
Молодцы, все нужно взяли.
Воспитатель: Чтобы стать участником путешествия, нужно вспомнить правила поведения в природе:
- не мусори;
- не шуми;
- не разоряй муравейники;
- не разоряй птичьих гнезд;
- не трогай птенцов;
- не лови насекомых;
- не срывай паутину, не уничтожай пауков;
- не сбивай грибы;
- не забирай домой лесных жителей;
- не ломай ветки;
- не рви цветы;
- не повреждай кору деревьев;
- не вырывай ягодники.
(дети смотрят на рисунки запрещающих знаков и объясняют, что нельзя делать в лесу и почему)
Воспитатель: Теперь можно отправляться. Поехали. Проезжаем мимо ДАЧ и ОГОРОДОВ. Выйдем на остановке, посмотрим, что за сюрпризы нам Осень приготовила.
-Что ждет нас осенью на дачах, в полях и огородах, что поспевает в садах.
Дети: урожай.
Воспитатель: посмотрите, кто- то урожай собрал в одну корзину. Надо разобрать:
У каких растений мы используем плоды, растущие над землей, а у каких-корнеплоды.
Развивающая игра «Вершки и корешки».
Описание игры: Воспитатель предлагает вспомнить, у каких растений мы используем плоды, растущие над землей, а у каких-корнеплоды. Дети раскладывают в один обруч «вершки», в другой «корешки». Выясняют, что у некоторых овощей можно есть и «вершки» и «корешки».
(На дне корзинки нашли конверт).
Воспитатель: Ребята, здесь конверт, наверное, от лесовичка. На нем написано: Раньше времени не вскрывать. (конверт забирают с собой). Путешествие наше продолжается. Идем дальше.
Остановка ЛЕС.
Воспитатель: Посмотрите, что произошло с лесом? (Рассматривают картину «Золотая осень»)
-Куда все листья подевались? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
- Какая осень бывает? (дети рассматривают картины разной осени: ранняя, золотая, поздняя).
-Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей).
(Воспитатель обращает внимание детей на листья, которые рассыпаны )
-Интересно, с каких деревьев эти листья?
Проводится игра «С какой ветки эти детки?»
Описание игры: На полу рассыпаны листья разных деревьев, вырезанные из цветной бумаги. В центре 3-х обручей становятся 3 ребенка: дубок, березка, клен (держат эмблему с заданным деревом). Остальные дети раскладывают «опавшие» листья под каждым деревом.
(Разложили, проверили, все листья попали правильно)
Воспитатель: А это что за грибок на дереве повис? Как он тут оказался?
Дети: белка оставила
Воспитатель: Зачем?
Дети: Запасла на зиму.
Воспитатель: А давайте поможем белке собрать грибы, а то одного ей будет мало, зима длинная.
Проводится игра «Съедобное/ несъедобное»
Описание игры: Детям надо собрать грибы съедобныев корзину, называя их.
Во время сортировки грибов, воспитатель замечает, что дети не берут мухоморы.
Воспитатель: Почему мухоморы не берете? (ответы детей). Молодцы! Идем дальше!
Дети с воспитателем находят поляну с шишками.
Воспитатель: С каких деревьев они упали? (ответы детей)
Воспитатель: Чем эти деревья от других отличаются?
Дети: вместо листьев - иголки, хвоя, не осыпаются, а лиственные – потеряли осенью листву.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в интересную игру.
Проводится развивающая игра «Что сначала, что потом»
Описание игры: У воспитателя серия картинок с деревом в разное время года. Показывает детям картинку с осенним деревом. Спрашивает детей, каким оно было раньше, до этого, не сразу же оно стало такое осеннее. Дети: дерево было зеленое (летнее). Воспитатель: А каким оно будет после этого (осеннее). Дети: без листьев (поздняя осень или зима), и так далее.
Воспитатель: Каких птиц сейчас можно увидеть на улице?
Дети: голуби, воробьи, вороны, сороки –городские птицы
Воспитатель: А куда остальные подевались?
Дети: Они улетели в теплый край.
Воспитатель: почему?
Дети: корма нет.
Воспитатель: сейчас поиграем в игру «Чей клюв?»
Проводится д/ игра «Чей клюв?»
Описание игры: Воспитатель показывает карточку с разными формами клюва птиц, дети дают краткую характеристику: по форме клюва - водоплавающая, хищная, насекомоядная..., для чего птице такой клюв, его функции, зимующая или нет, объясняет, почему.
Воспитатель: Молодцы, ответы меня порадовали. Давайте немножко подвигаемся, поиграем в музыкальную игру «Ворона и воробьи». (поиграли)
Воспитатель: Давайте посмотрим на картину «Лесная поляна» (картина «Этажи леса» летняя, с прорезями для жителей-разные лесные звери, насекомые, птицы). Кого здесь не хватает?
Дети: Жителей.
Воспитатель: Да. Жители разные и каждый живет на своем этаже. Давайте расселим их, каждого на свой этаж (дети «расселяют» жителей).
Воспитатель: Всех жителей расселили. А какое время года изображено на картине?
Дети: Лето
Воспитатель: А что будут делать жители, которых вы рассели, осенью? (ответы детей)
Воспитатель: А кого мы не увидим в лесу зимой? (ответы детей).
Воспитатель: Вот мы дошли до лесного озера.
Остановка ЛЕСНОЕ ОЗЕРО.
(Висит картина «Лесное озеро летом». Изображены жители озера: бобер, водоплавающие птицы, насекомые, лягушки).
Воспитатель: Кто здесь лишний осенью? Кого уже нет? (ответы детей),
Воспитатель: Почему?
Дети: водоплавающие птицы улетят, лягушки уснут, бобры спрячутся, насекомые исчезнут.
Появляется старичок-лесовичок (игрушка, воспитатель держит игрушку и разговаривает за старичка-лесовичка).
Старичок-лесовичок: Здравствуйте, грустные дети!
Дети: (удивляются) Мы не грустные, а веселые.
Старичок-лесовичок: Ленивые
Дети: Трудолюбивые
Старичок-лесовичок: Трусливые
Дети: Смелые
Старичок-лесовичок: Чумазые
Дети: Чистые
Старичок-лесовичок: Незнайки
Дети: Знайки, мы много знаем, умные.
Старичок-лесовичок: Ну хорошо. Вы умные, догадливые, тогда исправьте меня, когда я скажу неправду. Топните, если неправда, хлопните, если правда (лесовичок говорит фразу, а дети должны услышать, что верно, а что нет про осень):
-Осенью деревья теряют листву,
-Медведица вышла из берлоги и любуется снегопадом,
-Журавли вылетают из скворечников в теплые края,
-Осенью вся земля покрыта травой и цветами,
-Муравьи поздней осенью работаю от заката до восхода,
-Ласточки осенью съели все ягодки на рябине.
Старичок-лесовичок: молодцы, ребята, вы и правда умные. Я даю вам последний конверт. Когда вернетесь обратно, в детский сад, вскройте все конверты. Там сюрприз. Я остаюсь здесь, а вы возвращайтесь.
Воспитатель и дети благодарят старичка-лесовичка.
Воспитатель: Нам пора возвращаться. А возвращаться мы будем по другой дороге.
Поехали.
Воспитатель: Ребята, а где это мы с вами оказались?
Дети: на мосту.
Воспитатель: А как река называется под мостом?
Дети: Амур.
Воспитатель: А какую рыбу ловят осенью в Амуре?
Дети: Кету
Воспитатель: А как вы думаете, она речная или морская?
Дети: и речная и морская.
Воспитатель: А разве так бывает? (ответы детей)
(воспитатель может сам дать ответ, если дети затрудняются ответить: Кета-рыба проходная, живет в море, а на нерест приходит к нам, в реку Амур, поднимается вверх по течению и там мечет икру, а следующей весной мальки уплывают в море)..
Воспитатель: Раз уж мы оказались у реки, давайте поиграем в «рыбалку».
Развивающая игра «Рыбалка»
Описание игры: Дети берут по одной рыбке из набора, называют ее, говорят, морская или речная. Кладут в один обруч морскую, в другой речную. А кету кладу посередине, в пересечении обручей (по типу логической игры с блоками Дьенеша).
Воспитатель: Ну вот мы вернулись в детский сад, выполнили все задания и за это получили конверты). Давайте откроем, посмотрим, что там в конвертах. (вскрывает конверты)
Воспитатель: Посмотрите здесь фрагменты картинок, надо их сложить.
(Складывают, получается изображение совы)
Воспитатель: Посмотрите кто это?
Дети: сова.
Воспитатель: Ребята, это мудрая сова. Сова символизирует мудрость, ум, стремление к новым знаниям. А еще она нам оставила послание.
Воспитатель читает послание: Здравствуйте, ребята! Я - Мудрая сова. Я прилетаю в гости к тем детям, которые много знают и желают познавать новое. Вы именно такие! Пока вы проходили все задания, я надела шапку-невидимку и внимательно наблюдала за вашими победами. Вы справились со всеми трудностями: ловко прошли все остановки и дружно выполнили приготовленные мною задания. Молодцы!
Воспитатель: Мы молодцы. Погуляли по осеннему лесу, не нарушая его правил, вспомнили все осенние приметы, отгадали все загадки.
(У воспитателя звонит телефон).
Воспитатель: Это звонит заведующая нашего детского сада. Она знает, что мы этой осенью научились делать замечательные осенние работы самыми разными способами: акварелью и мелками, пластилином, и из осенних листьев. Она просит нас создать работы для новой выставки в нашем детском саду «Осенняя пора».
Дети соглашаются.
Воспитатель: Ну а теперь скажите мне, что вы расскажете, а мы напишем папам и мама в нашей ежедневной газете о сегодняшнем путешествии.
Дети: Мы расскажем, где мы были, какие приметы осени увидели, что вспомнили о жизни животных осенью, играли в интересные осенние игры.