12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черкасова Наталья Николаевна105
3

Конспект НОД по познавательному развитию «Что нам осень принесла»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Что нам осень принесла»

Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень»

Задачи:

- Систематизировать и расширять представления детей об экологических сообществах «Лес», «водоем» и их объектах;

-учить выделять сезонные изменения;

-продолжать учить детей классифицировать растения и животный мир;

-Закреплять и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, о диких животных, об овощах, фруктах, грибах;

-закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе;

-продолжать формировать у воспитанников речь, учить связно отвечать на поставленные вопросы;

-Развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания (карточки)

-Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

-Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, дружеских отношений в коллективе, умение слушать ответы, дополнять их.

Предшествующая работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке, беседы о признаках осени, о жизни животных с наступлением осени, чтение рассказов о животных, рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы», об осени, беседа по их содержанию; чтение художественной литературы про осень; дидактические игры по данной теме.

Оборудование и материал: набор картинок по теме «Осень», картинки фруктов и овощей, животных, муляжи грибов, силуэты осенних листьев, обручи 3 штуки, картина «Золотая осень»


 

Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите?

-Сегодня мы с вами не будем заниматься, а отправимся в очень познавательное путешествие, пойдем в осенний лес к старичку-лесовичку. Я от него получила загадочное приглашение. Он ждет встречи с нами и приготовил много заданий по дороге к нему. Впереди у нас много остановок.

-Готовы?

Дети: Готовы.

Раз мы собрались в путешествие, то поиграем в игру.

Проводится игра «Что возьмем с собой в поход?»

Что в поход с собой возьмем,

Если мы туда пойдем?

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если "да" - в ладоши хлопни,

Если "нет" - ногою топни,

Только пол не проломи.

Все понятно? 1, 2, 3.

Котелок, утюг, расческа,

Пылесос, веревка, соска.

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, кусачки, нож,

Ну а соль с собой возьмешь?

Спички, гвозди, сала шмат -

Вот и собран наш отряд.

Молодцы, все нужно взяли.

Воспитатель: Чтобы стать участником путешествия, нужно вспомнить правила поведения в природе:

- не мусори;

- не шуми;

- не разоряй муравейники;

- не разоряй птичьих гнезд;

- не трогай птенцов;

- не лови насекомых;

- не срывай паутину, не уничтожай пауков;

- не сбивай грибы;

- не забирай домой лесных жителей;

- не ломай ветки;

- не рви цветы;

- не повреждай кору деревьев;

- не вырывай ягодники.

(дети смотрят на рисунки запрещающих знаков и объясняют, что нельзя делать в лесу и почему)

Воспитатель: Теперь можно отправляться. Поехали. Проезжаем мимо ДАЧ и ОГОРОДОВ. Выйдем на остановке, посмотрим, что за сюрпризы нам Осень приготовила.

-Что ждет нас осенью на дачах, в полях и огородах, что поспевает в садах.

Дети: урожай.

Воспитатель: посмотрите, кто- то урожай собрал в одну корзину. Надо разобрать:

У каких растений мы используем плоды, растущие над землей, а у каких-корнеплоды.

Развивающая игра «Вершки и корешки».

Описание игры: Воспитатель предлагает вспомнить, у каких растений мы используем плоды, растущие над землей, а у каких-корнеплоды. Дети раскладывают в один обруч «вершки», в другой «корешки». Выясняют, что у некоторых овощей можно есть и «вершки» и «корешки».

(На дне корзинки нашли конверт).

Воспитатель: Ребята, здесь конверт, наверное, от лесовичка. На нем написано: Раньше времени не вскрывать. (конверт забирают с собой). Путешествие наше продолжается. Идем дальше.

Остановка ЛЕС.

Воспитатель: Посмотрите, что произошло с лесом? (Рассматривают картину «Золотая осень»)

-Куда все листья подевались? (ответы детей)

-Почему? (ответы детей)

- Какая осень бывает? (дети рассматривают картины разной осени: ранняя, золотая, поздняя).

-Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей).

(Воспитатель обращает внимание детей на листья, которые рассыпаны )

-Интересно, с каких деревьев эти листья?

Проводится игра «С какой ветки эти детки?»

Описание игры: На полу рассыпаны листья разных деревьев, вырезанные из цветной бумаги. В центре 3-х обручей становятся 3 ребенка: дубок, березка, клен (держат эмблему с заданным деревом). Остальные дети раскладывают «опавшие» листья под каждым деревом.

(Разложили, проверили, все листья попали правильно)

Воспитатель: А это что за грибок на дереве повис? Как он тут оказался?

Дети: белка оставила

Воспитатель: Зачем?

Дети: Запасла на зиму.

Воспитатель: А давайте поможем белке собрать грибы, а то одного ей будет мало, зима длинная.

Проводится игра «Съедобное/ несъедобное»

Описание игры: Детям надо собрать грибы съедобныев корзину, называя их.

Во время сортировки грибов, воспитатель замечает, что дети не берут мухоморы.

Воспитатель: Почему мухоморы не берете? (ответы детей). Молодцы! Идем дальше!

Дети с воспитателем находят поляну с шишками.

Воспитатель: С каких деревьев они упали? (ответы детей)

Воспитатель: Чем эти деревья от других отличаются?

Дети: вместо листьев - иголки, хвоя, не осыпаются, а лиственные – потеряли осенью листву.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в интересную игру.

Проводится развивающая игра «Что сначала, что потом»

Описание игры: У воспитателя серия картинок с деревом в разное время года. Показывает детям картинку с осенним деревом. Спрашивает детей, каким оно было раньше, до этого, не сразу же оно стало такое осеннее. Дети: дерево было зеленое (летнее). Воспитатель: А каким оно будет после этого (осеннее). Дети: без листьев (поздняя осень или зима), и так далее.

Воспитатель: Каких птиц сейчас можно увидеть на улице?

Дети: голуби, воробьи, вороны, сороки –городские птицы

Воспитатель: А куда остальные подевались?

Дети: Они улетели в теплый край.

Воспитатель: почему?

Дети: корма нет.

Воспитатель: сейчас поиграем в игру «Чей клюв?»

Проводится д/ игра «Чей клюв?»

Описание игры: Воспитатель показывает карточку с разными формами клюва птиц, дети дают краткую характеристику: по форме клюва - водоплавающая, хищная, насекомоядная..., для чего птице такой клюв, его функции, зимующая или нет, объясняет, почему.

Воспитатель: Молодцы, ответы меня порадовали. Давайте немножко подвигаемся, поиграем в музыкальную игру «Ворона и воробьи». (поиграли)

Воспитатель: Давайте посмотрим на картину «Лесная поляна» (картина «Этажи леса» летняя, с прорезями для жителей-разные лесные звери, насекомые, птицы). Кого здесь не хватает?

Дети: Жителей.

Воспитатель: Да. Жители разные и каждый живет на своем этаже. Давайте расселим их, каждого на свой этаж (дети «расселяют» жителей).

Воспитатель: Всех жителей расселили. А какое время года изображено на картине?

Дети: Лето

Воспитатель: А что будут делать жители, которых вы рассели, осенью? (ответы детей)

Воспитатель: А кого мы не увидим в лесу зимой? (ответы детей).

Воспитатель: Вот мы дошли до лесного озера.

Остановка ЛЕСНОЕ ОЗЕРО.

(Висит картина «Лесное озеро летом». Изображены жители озера: бобер, водоплавающие птицы, насекомые, лягушки).

Воспитатель: Кто здесь лишний осенью? Кого уже нет? (ответы детей),

Воспитатель: Почему?

Дети: водоплавающие птицы улетят, лягушки уснут, бобры спрячутся, насекомые исчезнут.

Появляется старичок-лесовичок (игрушка, воспитатель держит игрушку и разговаривает за старичка-лесовичка).

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, грустные дети!

Дети: (удивляются) Мы не грустные, а веселые.

Старичок-лесовичок: Ленивые

Дети: Трудолюбивые

Старичок-лесовичок: Трусливые

Дети: Смелые

Старичок-лесовичок: Чумазые

Дети: Чистые

Старичок-лесовичок: Незнайки

Дети: Знайки, мы много знаем, умные.

Старичок-лесовичок: Ну хорошо. Вы умные, догадливые, тогда исправьте меня, когда я скажу неправду. Топните, если неправда, хлопните, если правда (лесовичок говорит фразу, а дети должны услышать, что верно, а что нет про осень):

-Осенью деревья теряют листву,

-Медведица вышла из берлоги и любуется снегопадом,

-Журавли вылетают из скворечников в теплые края,

-Осенью вся земля покрыта травой и цветами,

-Муравьи поздней осенью работаю от заката до восхода,

-Ласточки осенью съели все ягодки на рябине.

Старичок-лесовичок: молодцы, ребята, вы и правда умные. Я даю вам последний конверт. Когда вернетесь обратно, в детский сад, вскройте все конверты. Там сюрприз. Я остаюсь здесь, а вы возвращайтесь.

Воспитатель и дети благодарят старичка-лесовичка.

Воспитатель: Нам пора возвращаться. А возвращаться мы будем по другой дороге.

Поехали.

Воспитатель: Ребята, а где это мы с вами оказались?

Дети: на мосту.

Воспитатель: А как река называется под мостом?

Дети: Амур.

Воспитатель: А какую рыбу ловят осенью в Амуре?

Дети: Кету

Воспитатель: А как вы думаете, она речная или морская?

Дети: и речная и морская.

Воспитатель: А разве так бывает? (ответы детей)

(воспитатель может сам дать ответ, если дети затрудняются ответить: Кета-рыба проходная, живет в море, а на нерест приходит к нам, в реку Амур, поднимается вверх по течению и там мечет икру, а следующей весной мальки уплывают в море)..

Воспитатель: Раз уж мы оказались у реки, давайте поиграем в «рыбалку».

Развивающая игра «Рыбалка»

Описание игры: Дети берут по одной рыбке из набора, называют ее, говорят, морская или речная. Кладут в один обруч морскую, в другой речную. А кету кладу посередине, в пересечении обручей (по типу логической игры с блоками Дьенеша).

Воспитатель: Ну вот мы вернулись в детский сад, выполнили все задания и за это получили конверты). Давайте откроем, посмотрим, что там в конвертах. (вскрывает конверты)

Воспитатель: Посмотрите здесь фрагменты картинок, надо их сложить.

(Складывают, получается изображение совы)

Воспитатель: Посмотрите кто это?

Дети: сова.

Воспитатель: Ребята, это мудрая сова. Сова символизирует мудрость, ум, стремление к новым знаниям. А еще она нам оставила послание.

Воспитатель читает послание: Здравствуйте, ребята! Я - Му­драя сова. Я прилетаю в гости к тем де­тям, которые много знают и желают познавать новое. Вы именно такие! Пока вы проходили все задания, я надела шап­ку-невидимку и внимательно наблюда­ла за вашими победами. Вы справились со всеми трудностями: ловко прошли все остановки и дружно выполнили приготовленные мною задания. Мо­лодцы!

Воспитатель: Мы молодцы. Погуляли по осеннему лесу, не нарушая его правил, вспомнили все осенние приметы, отгадали все загадки.

(У воспитателя звонит телефон).

Воспитатель: Это звонит заведующая нашего детского сада. Она знает, что мы этой осенью научились делать замечательные осенние работы самыми разными способами: акварелью и мелками, пластилином, и из осенних листьев. Она просит нас создать работы для новой выставки в нашем детском саду «Осенняя пора».

Дети соглашаются.

Воспитатель: Ну а теперь скажите мне, что вы расскажете, а мы напишем папам и мама в нашей ежедневной газете о сегодняшнем путешествии.

Дети: Мы расскажем, где мы были, какие приметы осени увидели, что вспомнили о жизни животных осенью, играли в интересные осенние игры.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.