Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь птиц зимой»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Жизнь птиц зимой»
в подготовительной к школе группе
Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах, познакомить с другими птицами и особенностями их жизни зимой.
Задачи: Обучающая: развивать представление детей о разнообразии птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания;
Развивающая: развивать познавательную активность детей; активизировать словарный запас (перелетные, зимующие, кочующие, насекомоядные, растительноядные).
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам родного края, желание помогать им в зимних условиях.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Коммуникативная деятельность.
Форма организации обучения: фронтальная. Форма организации детей: дидактические игры, конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения, моделирование, ручной труд, конструирование.
Материал и оборудование: панно зимнего леса с изображением птиц; картина с изображением кормушки для птиц; карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; карточки с изображением моделей питания; 2 магнитные доски. Звукозапись: вьюга, треск деревьев, скрип снега. Видеозапись птиц – вороны, ????? Разноцветные мешочки с семенами подсолнечника, тыквы, зёрен пшеницы, орехов; разноцветные круги из картона.
. Планируемый результат: знает названия зимующих птиц, определяет их по внешнему виду, знает особенности питания птиц, поведения их в зимний период; умеет формулировать ответы на вопросы педагога; самостоятельно создаёт декоративную композицию из природного материала.
Предварительная работа: наблюдение за зимующими птицами, прилетающими на участок детского сада, чтение художественной литературы: Г. Снегирёв «Про птиц», Н. Сладков «Еловая каша», В. Зотов «Клёст», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел». Загадки, пословицы и поговорки о птицах «Почему в народе так говорят». Беседы на темы: «Почему не все птицы улетают на юг?» «Одиноким трудно быть, стайкой веселее жить», «Какую пользу птицы приносят людям». Дидактические игры: «Отгадай и присядь», «Кто лишний», «Узнай птицу по описанию», «Назови детёныша», «Назови ласково». Рисование птиц, трафареты и обводки; складывание птиц из бумаги методом оригами; аппликация «Птицы на кормушке». Модель признаков птиц в уголке природы. Настольно – печатные игры – лото, домино, пазлы, мозаика, разрезные картинки. Конструирование птиц из геометрических фигур, природного материала, пуговиц. Рассматривание альбома «Птицы Костромского края», сюжетных картин «Жизнь птиц зимой», картинок из серии «Птицы средней полосы России». Подвижные игры «Воробьи и вороны», «Лягушки и цапля», «Совушка – сова». Взаимодействие с семьями воспитанников: домашнее задание - подготовить сообщение о зимующей птице; принести семена растений, орешки, зёрнышки; помочь в изготовлении атрибутов к празднику КВН.
Итоговое мероприятие: КВН "Птицы - наши друзья".
Ход НОД
Вводная часть (мотивационный этап).
Звучит грамзапись вьюги, треск деревьев, скрип снега.
- Ребята, вы слышите эти звуки? В какое время года мы можем услышать их? (ответы детей).
- Сегодня мы будем говорить о зиме, о птицах. Согласны?
Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
- А что вы знаете о зиме? (ответы детей).
- Зима – чудесное время года. К нам приходит весёлый праздник – Новый год. Людей радует много снега и мороз, красота природы и весёлые зимние забавы. Как вы думаете, птицам тоже хорошо живётся зимой? (ответы детей).
- А все ли птицы остаются зимовать в наших краях?
- Давайте вспомним, на какие две группы мы делим птиц? (ответы детей: зимующие и перелетные)
- Чем эти птицы отличаются? (ответы детей)
- Правильно, зимующие птицы - те, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть их у нас круглый год, а перелётные – те, которые улетают на зиму в тёплые края.
- Отгадайте загадку:
«Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом?» (Кормушка).
Вывешивается картина с изображением кормушки и карточки птиц.
- Посмотрите, на нашу кормушку прилетела стайка птиц. Предлагаю вам внимательно посмотреть и определить, всё ли здесь правильно. Оставьте в кормушке только тех птиц, которые остаются на зиму жить вблизи человеческого жилья.
- Назовите птиц, которых вы оставили. (воробьи, синицы, вороны, голуби). Почему убрали других птиц. Что это за птицы? (ответы детей).
- А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать? (ответы детей: клесты, снегири, свиристели).
- Вы хотите узнать, как называются эти птицы? (ответы детей). Они называются кочующими, это наши северные гости.
Вывешивается картина с изображением леса и птиц.
- Но большинство птиц все же живет в лесу. Каких птиц вы знаете? (Ответы детей: тетерева, рябчики, синицы, поползни, пищухи, корольки, дятлы)
- В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их. (Ответы детей: клест, свиристель, снегирь)
- Такие птицы называются растительноядными или зерноядными.
- А вы знаете, что в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми? Такие птицы называются насекомоядными. Кто может найти этих птиц? (Ответы детей: поползень, дятел, пищуха).
- Ребята, а вы хотите помочь зерноядным и насекомоядным птицам найти корм? (ответы).
- Птицы будут очень рады. Подойдите и возьмите любую, понравившуюся вам, птицу.
- Обратите внимание, на одной доске написано – зерноядные, на другой – насекомоядные. Встаньте каждый к своей доске – получилось две стайки, теперь по очереди подойдите к столам и выберите корм (модель питания) для своей птички. Прикрепите птичку и корм на доску.
- Как вы думаете, все птицы довольны своим кормом? (Вместе проверяем правильность выполнения задания). Какие вы молодцы, теперь все птички сытые – им тепло и хорошо.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица (Дети шагают на месте)
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок (Дети прыгают)
Завертелась, как волчок (Повороты вправо, влево)
Вот присела на минутку, (Показ движений)
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень. (Прыжки)
- Зимой птицы кормятся не только насекомыми, семенами растений, ягодами. Есть среди них любители – рыболовы. Ребята нам подготовили рассказы об этих удивительных птицах. Хотите их послушать? (ответы детей).
- Кирилл: «Не успеет отойти рыбак от лунки, а серая ворона тут как тут. Она не только подбирает отбросы, но и сама ловит рыбу. Она неподвижно стоит у лунки, терпеливо ждёт, пока рыба неосторожно поднимется вверх, чтобы глотнуть свежего воздуха. Одно мгновение – и рыба в клюве.
- Женя: чайки бакланы также зимой охотятся на рыбу.
- Давайте поблагодарим ребят. Слушая их рассказы, мы узнали много интересного. О каких птицах рассказали нам ребята? (ответы детей).
- За птицами наблюдают и изучают их учёные – орнитологи. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время. Что мы для этого делаем? (Вместе с папами делаем кормушки и подкармливаем птиц зёрнышками, семенами, ягодами, салом).
- Сегодня я приготовила для птичек корм, хотите узнать какой? (ответы детей).
Игра «Определи на ощупь». Детям предлагается определить на ощупь что лежит в мешочках, запомнить цвет мешочка.
- Скажите, пожалуйста, какой корм лежит в красном мешочке? (орешки). Все ребята согласны? (Воспитатель высыпает орешки в тарелку. И так все оставшиеся мешочки.)
- Вы молодцы! А хотите сделать для птиц угощение – пряники? (ответы детей). Пряники будут не простые, а из разных вкусных семечек и орешков. Выберите себе кружочек, какой понравится, а я поставлю тарелочки на стол. ( На круглую заготовку из разноцветного картона наклеиваются различные семена в виде узоров, цветка, снежинки, по замыслу детей).
- Сначала я предлагаю размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Птичка прилетела, (Машем кистями рук.)
Головкой повертела Пальцы собраны в щепоть.
Выполняем повороты кистями рук
Поклевала крошки (На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта)
Из моей ладошки. (Изображаем, как птичка клюёт зёрна)
Пёрышки встряхнула, (Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного)
Быстро упорхнула (Машем кистями рук.)
Ребята приступают к работе.
- Какие красивые пряники у вас получились и, наверное, очень вкусные. Давайте возьмём их с собой на прогулку и развесим на деревьях – пусть птицы угощаются. Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших лесах, садах и парках.
Заключительная часть (рефлексивный этап).
- Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: говорили о зимующих и перелетных птицах, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать, лепили угощение для птиц).
- Вспомните, как называются птицы, которые прилетают к нам с севера? (кочующие).
- Какие зимующие птицы называются насекомоядными, растительноядными?
- Вы сегодня молодцы! Ответили на все вопросы правильно, с заданиями справились, вы довольны?