12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соловьёва Анастасия Андреевна231
Россия, Нижегородская обл., д.Большие Круты
8

Конспект открытого классного часа для старших классов. Тема: «Поговорим об ответственности»

Цель: воспитывать самостоятельность, ответственность, способность осознанно совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях.

Задачи: Научить контролировать свои действия.

Научить объективно оценивать свои возможности.

Научить осознавать важность выбора той или иной модели поведения в каждый момент жизни.

Вопросы для обсуждения:

Ответственность перед родителями, коллективом, обществом и собственной совестью за свои поступки и дела.

Совесть – внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.


 

Ход занятия

Приветствие.

Кл.рук: на нашем классном часе, мы поговорим о теме, которая очень важна на данный момент. Что отличает ребенка от взрослого человека.

Взрослый человек-это человек, несет ответственность за себя и за свои слова и поступки и может за них отвечать.

Поэтому, сегодня мы поразмышляем об ответственности

Тема классного часа вам известна. Как вы понимаете эти слова? ( Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.

б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).

в) За свои и ничьи другие.

г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.

Ответственность – это способность субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно ответить за то, что ему поручено либо за то, что он взял на себя сам.

Теперь хотелось бы узнать, за что вы сами отвечаете в своей жизни. Возьмите листочки бумаги и ,пока играет музыка, напишите, за что в своей жизни вы несёте личную ответственность. (Я лично отвечаю за…)

(Включается песня Сыроежкина из фильма «Приключения Электроника» - «Мы маленькие дети, нам хочется гулять!»)

Обсуждение итогов.

Все мнения фиксируются на доске в виде кластера. Идёт обсуждение. Хором прочитываются все ответы.

Вывод: человек отвечает в первую очередь сам за себя: за своё здоровье. За свои поступки. За свою судьбу..

Перед кем нам приходится отвечать в своей жизни? ( Перед родителями, перед педагогами, перед законом, перед Родиной, перед своей совестью)

А теперь новое задание. Подберите всевозможные прилагательные-определения к слову «ответственность» (Ответственность налоговая, административная, уголовная, юридическая, нравственная)

Какой вид ответственности стоит для человека на первом месте? Нравственная ответственность - самая важная. Если человек живёт в ладу с своей совестью, ему не придётся нести ни административную, ни уголовную ответственность.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

 

Виды нарушений:

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)


 

Противоположные взгляды на ответственность (спор адвоката и прокурора)

Кл. рук.: понятие ответственность рассматривается достаточно широко и порой совершенно неожиданно. Давайте сейчас послушаем, два разных взгляда на ответственность, помогут нам в этом прокурор и адвокат.

Прокурор: Я считаю что ответственность в 9 классе не нужна, потому что за этих ребят несут ответственность все - классный руководитель, воспитатели, директор.

Адвокат: Я считаю, что ответственность должна быть, потому что только за малышом необходим уход мамы, папы, воспитателя и директора детского сада. А в 9 классе уже сидят взрослые люди, которые сами могут отвечать за себя и за свои поступки.

Прокурор: А зачем им ответственность, если у них в школе есть только права, право на питание, право на лечение, право на одежду. Вот и получается, что ответственность в 9 классе не нужна.

Адвокат: Я считаю, ответственность в 9 классе тем более должна быть, потому что соблюдение прав младшим обеспечивают взрослые люди, т.к. только у взрослого человека есть права и обязанности. Обязанность принести еду в столовую, приготовить её и накрыть на стол, что бы у более слабых было право - покушать. Таким образом у человека в 9 классе есть не только права, а самое главное - есть обязанности, которые он должен выполнять, потому что если нет обязанностей, то нет и прав, нет ни чего, нет человека.

Кл. рук.: Вы слышали два разных мнения, о том нужна ответственность старшекласснику или нет, а теперь мы просим вас принять участие в диспуте и высказать своё мнение по этому же вопросу. Пусть каждый из вас вставая, отдаст свой голос прокурору или адвокату. Начинать фразу надо со слов "Я отдаю свой голос за :, потому что:"

Кл. рук.: Самооценка

Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)

Посмотрите на экран. На экране указаны слова.

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

- Что они обозначают?

- Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски?

А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки. Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску.

- Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу?

- Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?

- Что случилось бы, если бы, один из учеников отказался рисовать свою полоску? (Радуга бы не получилась)

- Как поступил бы ученик? (Безответственно)

- По отношению к кому он поступил бы безответственно?

Бабочка и мудрец

Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Классный руководитель читает окончание притчи, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».

Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.

Рефлексия

- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

- Чем вам было полезно это занятие?

- А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.