12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хадарцева Светлана Георгиевна58
4

Конспект открытого урока литературы в 6 классе на тему «Осуждение равнодушия в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок» через внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ»

Конспект открытого урока литературы в 6 классе на тему
«Осуждение равнодушия в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок» через внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ» 

Дата: 11.03.2022 г.

Учитель – Хадарцева Светлана Георгиевна

Кол-во учащихся – 16

Присутствовали - 15

Тип урока: урок получения нового знания

Вид урока: исследование

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы работы: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный
Оборудование:
Компьютерная презентация к уроку

аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» в исполнении А. Тынкасова

файлы с заданиями для уч-ся

краски или цветные карандаши

музыкальное сопровождение минуты отдыха – П. И. Чайковский «Октябрь»


Цели урока:

обучающие:

познакомить обучающихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок».

развивающие:

развить умение анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства; учить сопоставлению  образов через анализ конструктивных элементов текста, способствующих восприятию идейного содержания произведения

воспитательные:

пробудить интерес к слову писателя. Развивать самостоятельность мышления, пополнять словарный запас. Формировать навыки культурного и грамотного чтения стихотворения.

                                               

   Эпиграф:
Равнодушие – самая страшная болезнь души.
                                                 Алексис де Токвиль
                                                (фр. полит. деятель 19 века,
                                                министр иностранных дел Франции (1849 г.)


Ход урока



I. Организационный момент

Приветствие гостей и учащихся

Проверка готовности к занятию

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята. Я очень рада видеть всех вас на нашем уроке литературы. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

II. Актуализация

Проверка д/з: чтение наизусть ст. М. Ю. Лермонтова «Тучи», передача учащимися своего восприятия стихотворения, его темы, идеи.

II.    Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя. Определение целей и задач урока.
Ребята, к сегодняшнему разговору меня подтолкнула ситуация, свидетелем которой я недавно стала.
У входа в магазин стояла  одинокая, очень бедно одетая старушка. В ее руках - несколько букетиков простеньких полевых цветов. Старушка робко протягивала букет в сторону заходивших в магазин людей. Никто не спешил купить дары полей. И тут раздался громкий неприятный голос: «Господи! Ну, достала уже! Опять стоит, путается под ногами. И откуда ты только берёшь их каждый день?!» Высокая брюнетка бросила эти слова в лицо беззащитной старушки и тут же умчалась. Чтобы как-то смягчить ситуацию, кто-то стал успокаивать старушку словами, один молодой человек изъявил желание купить все цветы... А из глаз старушки медленно стекали слезы.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какую проблему современного общества обнажает данная ситуация?

(Ответы учеников: дети говорят о проблеме равнодушия)

Обобщение ответов учащихся:

Вы правы: проблема равнодушия, душевной глухоты по-прежнему терзает наше общество. Она появилась не вдруг. Лучшие и мудрей шие представители человеческого рода восставали против этого порока. Одним из активных борцов за воспитание сострадания, милосердия был и остается М. Ю. Лермонтов. 
Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над его стихотворением «Листок». 



Объявление темы и целеполагание

- Ребята, помогите сформулировать тему нашего урока, отталкиваясь от основного понятия, о котором мы говорили.

(Учащиеся предлагают тему «Равнодушие в стихотворении Лермонтова «Листок». Учитель добавляет необходимую информацию к теме)

- Итак, тема нашего урока «Осуждение равнодушия в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок».

Это произведение многоплановое. В нем поднимается несколько проблем.
Нам предстоит выявить одну из главных идей стихотворения. Обозначить авторскую позицию по поднятой проблеме. Понять, в чем состоит нравственная ценность стихотворения, какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.
А поможет нам в решении всех этих задач внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ лермонтовского поэтического произведения.


III. Освоение нового материала

Комментарий схемы «Компоненты анализа поэтического произведения». (Слайд2)

Слайд 3 –словарная работа

1.     Чтение стихотворения.  (Аудиофайл. Исполнитель - А. Тынкасов)
Слайд 4

2.     Анализ стихотворения  
   (Пошаговое обращение к слайдам) 

- Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение?
(жалость к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка…)
Слайд 5
- Все наши ответы складываются вокруг двух образов. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что это центральные, ключевые образы стихотворения, между которыми возникли определенные противоречия. Скажите, что стало причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой?
(Нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу.)


- Ребята, перед каждым из вас на столе лист с заданием:

Выпишите слова и словосочетания, содержащие характеристику листка (I вариант) и чинары (IIвариант)

Листок

Чинара



















Работа в парах

Обменяйтесь листочками и проверьте правильность их заполнения.

- К какому выводу можно прийти, сопоставив записи двух колонок?

(дети говорят о том, что характеристика образов противоречивая, они не похожи друг на друга…)

Через ответы учащихся выходим на понятие «конфликт»
- Каким термином называется  в литературе столкновение взглядов, идей, поведения? (Конфликт)

-Наличие конфликта в худ. произведении предполагает, как правило,  деление героев на 2 группы. На какие? (Положительные и отрицательные герои)

- Кого из героев стихотворения можно назвать положительным, а кого – отрицательным? 
- Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир.
Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность? 

(Ответы учащихся)
Обобщение ответов учащихся:

Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами,  тянутся до самого неба. 
Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял.

- Соответствует ли внешний облик внутреннему миру героев? 
(Ответы учащихся)

Обобщение ответов учащихся:

Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства,  брезглива, надменна, равнодушна.
Листок некрасив снаружи, но у него богатый, красивый внутренний мир – «Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других.

Вывод:  С чем ассоциируются образы листка и чинары? Слайд 6
Листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски. Слайд 7
Чинара –олицетворение молодости, красоты и радости. Слайд 8

- Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что образы листка и чинары получились очень выразительными, выпуклыми, живыми. Достичь этого может только настоящий мастер слова, в совершенстве владеющий секретами использования художественных средств изобразительности.
Давайте понаблюдаем, какими художественными приемами пользуется в своем стихотворении Лермонтов.

(Пошаговое обращение к слайдам 9-15)

обобщение роли средств художественной изобразительности в ст. «Листок» Слайд 16



t1669828865aa.pngРелаксация Слайд 19


- Ребята, давайте попробуем определить отношение автора к образам листка и чинары

Ответы учеников Слайды 20, 21

Ш. Подведение итогов
Ребята, не знаю, почему, но лермонтовский листок напомнил мне одинокую старушку у входа в магазин. Его душа так же ранена ядовитыми стрелами душевной глухоты. 
И как тут не  вспомнить другого лермонтовского героя из стих. «Нищий»:


Ст. читает заранее подготовленный ученик

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Строки, не требующие комментария!.. Это очень опасная для общества тенденция. (Обращение к эпиграфу)

-Согласны ли с тем , что равнодушие – самая страшная болезнь души? Как бы вы прокомментировали и обосновали это высказывание?

Обобщение ответов учащихся: Слайд 22

Равнодушие – злейший враг всего живого. Всё на свете нуждается в добром отношении, во внимании и заботе. Иначе … 
- Ребята, стихотворение имеет некоторую недосказанность. Нам только остается догадываться о дальнейшей судьбе листка, обреченного на скитание. Что дальше? Может быть, море, которое сулит листочку гибель?!



IY. Домашнее задание
1.     
Написать миниатюру на тему 
      «Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок?
     «Какова дальнейшая жизнь листка?»
      «Можно ли листок назвать сильным?» 
1.     
Выучить стихотворение наизусть
2.     
Защита рисунков 

V. Рефлексия



t1669828865ab.jpg





Презентация к уроку




t1669828865ac.png



Слайд 1


t1669828865ad.png

Слайд 2


t1669828865ae.png Слайд 3


t1669828865af.png Слайд 4


t1669828865ag.png Слайд 5




t1669828865ah.png Слайд 6


t1669828865ai.png Слайд 7


t1669828865aj.png Слайд 8


t1669828865ak.png Слайд 9


t1669828865al.png Слайд 10


t1669828865am.png Слайд 11


t1669828865an.png Слайд 12


t1669828865ao.png Слайд 13


t1669828865ap.png Слайд 14


t1669828865aq.png Слайд 14


t1669828865ar.png Слайд 15


t1669828865as.png Слайд 16


t1669828865at.png Слайд 17


t1669828865au.png Слайд 18


t1669828865av.png Слайд 19




t1669828865aw.png Слайд 20


t1669828865ax.png Слайд 21


t1669828865ay.png Слайд 22


t1669828865az.png Слайд 23



Раздаточный материал

К слайду 19 «Минутка отдыха»
t1669828865ba.png

Выпишите слова и словосочетания, содержащие характеристику листка (I вариант) и чинары (IIвариант)

Листок

Чинара

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.