Сценарий урока литературы в 6 классе: разбор М.Ю. Лермонтов «Тучи»
Сценарий урока литературы в 6 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Тучи
Цель урока: создать условия для ознакомления с фактами из биографии М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Тучи», проведения анализа стихотворения; способствовать формированию представления о М.Ю. Лермонтове как великом русском поэте.
Тип урока: урок исследование
Планируемые результаты:
Предметные:
Познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.
Ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям М.Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении.
Коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа, выразительного чтения; составлять устные ответы, используя цитирование.
Эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных языковых средств.
Личностные:
Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения:
фронтальная (беседа, словарная работа, анализ стихотворения),
групповая (работа со справочным материалом, …)
индивидуальная (выразительное чтение, различного вида пересказ)
Оборудование: портрет Лермонтова, эпиграф: «…Мы первые преклонились перед его талантом и пророчили ему, что он станет выше всех его современников» Е.А. Сушкова, презентация.
Основные понятия и термины: поэтическая интонация, олицетворение, эпитет, сравнение.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1) этап – Организационный момент. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Вступительное слово учителя. Цель – настроить на урок, ввести тему Актуализация субъектного опыта. Целеполагание. Мотивация. Цель – совместно сформулировать цели урока, в том числе в виде проблемного вопроса, обеспечить мотивацию обучающихся. |
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Сегодня на уроке работает три группы единомышленников. -давайте вспомним правила работы в группе. Со дня рождения М.Ю. Лермонтова прошло 200 лет. Существенно изменились облик нашей страны и жизнь народов, населяющих её. А литературное наследие поэта живёт в нашем сознании, оно занимает своё особое место в нашей культуре. Мы знаем, что в истории литературы Лермонтов продолжил дело великого Пушкина, создателя нового русского литературного языка, основоположника нашей классической литературы. Вместе с тем, мы должны понимать, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи. И его литературное наследие – это своеобразная художественная летопись его времени. Эпиграф «…Мы первые преклонились перед его талантом и пророчили ему, что он станет выше всех его современников» Е.А. Сушкова - Так что же за человек был М.Ю. Лермонтов? Каков его духовный мир? На эти вопросы мы с вами сегодня попытаемся найти ответ и создать образ великого поэта. Для этого нам предстоит решить некоторые задачи. |
Приветствие учащихся. Представление групп и капитанов Отвечают на вопросы Комментируют выступление товарищей. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность Цель – формирование у учащихся представления о поэте как личности
|
Итак, окунёмся в его биографию. 1 задание: Ответьте на вопрос, используя материалы учебника. 1 группа «Исследователи» Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта? 2 группа «Аналитики» Кто из писателей интересовал юного М.Ю. Лермонтова? 3 группа «Искусствоведы» Какие предметы изучал поэт в пансионе? (словарная работа – пансион) |
Работа в группах |
Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Личностные: - мотивация и познавательный интерес к новому материалу. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи |
Итак, не случайно поэзия заняла главное место в жизни М.Ю. Лермонтова. Но только ли поэтом был М.Ю.? Сейчас я предлагаю вам перейти ко второму заданию и открыть конверты. Изучите материалы, которые вы там найдёте, на основе изученного, определите, кем ещё был великий поэт. Свою точку зрения докажите. 1 группа «Исследователи» (картинки с портретами М.Ю. Лермонтова) ВО́́ЕННАЯ СЛ́́УЖБА Лермонтова началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером л.-гв. Гусарского полка —14 ноября 1832. Он знал, что здесь его ожидали «маршировки, парадировки», всевозможные ограничения свободы, связанные с воен. дисциплиной, но, приняв решение, он видел впереди не только забавы и пиры, но и долг — защиту родины. 2 группа «Аналитики» (иллюстрации с изображением шахматного столика и музыкальных инструментов) Лермонтов играл на рояле, скрипке, брал уроки игры на гитаре, пробовал и сам сочинять музыку. Музыкой проникнуто все его поэтическое творчество. Шахматный столик напоминает еще об одном увлечении Лермонтова. Его троюродный брат А.П.Шан-Грей впоследствии вспоминал: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием…» 3 группа «Искусствоведы» (иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова) Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Среди художественного наследия Михаила Лермонтова - картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. Диапазон техник также очень разнообразен: Лермонтов работал в живописи, акварели, рисунке, а также в литографии. Самая драгоценная реликвия — автопортрет поэта. Лермонтов изобразил себя на фоне кавказских гор в форме Нижегородского Драгунского полка, где ему пришлось отбывать ссылку за стихотворение «Смерть поэта», написанное на гибель А. С. Пушкина. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
|
Итак, Лермонтов – поэт, военный, патриот, шахматист, музыкант, художник… сколько ещё тайн содержит в себе эта гениальная личность?... - У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:
Стихи не пишутся - случаются, - Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”? - Случались ли у вас стихи? - В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах? - Расскажите, как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”? Послушаем его.
В центре лирического произведения - лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. |
(Ученики рассказывают об истории создания стихотворения “Тучи” по материалам статьи учебника) Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. |
||
- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию «Тучи» - Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо) - Подберите определения к слову “тучи” (темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые) - Какое настроение возникает у читателя? - О чем это стихотворение? - Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные, вечные странники! - Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...) - Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...) - Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...) - Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники). - Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок) В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”. - Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним. - Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им? Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной. Задание №3- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
1 группа «Исследователи» 1 четверостишье 2 группа «Аналитики» 2четверостишье 3 группа «Искусствоведы» 3 четверостишье В результате беседы учащиеся приходят к выводу: Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений. В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения. |
Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют Работают в группах, находят предложенные средства выразительности Словарная работа |
||
IV этап. Рефлексия деятельности Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний |
Рефлексия. Продолжите фразу: На уроке я узнал…… Осталось непонятным….. Было интересно….. Хотел бы узнать…. |
Составляют синквейн Отвечают на вопросы учителя |
Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Vэтап. Контроль деятельности ученика . Домашнее задание Цель - применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. |
Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок |
Оценивание |
Личностные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |