Конспект открытого урока по математике «Натуральные числа» (5 класс)
ТЕМА : Натуральные числа
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, пакет MS Office 2007, интерактивная доска.
Описание мультимедийного продукта (медиапродукта):
Среда, редактор, в котором выполнен продукт: MS Power Point
Цель: познакомить с новой книгой, ее особенностями; систематизировать и обобщить знания о натуральных числах, полученные в начальной школе.
Задачи:
- развивать интерес к математике;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать культуру математического мышления.
Вид продукта: презентация, методические указания
Структура, краткое описание содержания, системы навигации: презентация состоит из 18 слайдов. Структура презентации - линейная.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверьте все ли готово у вас к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка, цветные карандаши. Мы с вами встречались в 4 классе. Напомню, что меня зовут Елена Валерьевна, я помогу вам освоит один из интереснейших предметов – математику.
- Сообщение темы урока и цели.
- Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
(М. Борзаковский)
- Изучать науку, которая в порядок ум приводит, трудную и увлекательную науку нам поможет учебник математики. (слайд 2) И начнем мы сегодня с знакомых вам натуральных чисел. Тема нашего урока «Натуральные числа», а цель - систематизировать и обобщить знания о натуральных числах, полученные в начальной школе. Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.
- Знакомство с учебником.
- Посмотрите на обложку учебника. (слайд 2) Что вы можете рассказать о нем? Как вы думаете, нужна ли современному человеку математика? Что нужно делать, чтобы научится хорошо считать, думать, рассуждать?
- Давайте познакомимся с условными обозначениями, которые нам помогут добиться успехов в овладении тайнами науки математики. (слайд 3, на экране появляются условные обозначения, а учащиеся по учебнику находят, что они обозначают)
- Вводная беседа «Как люди учились считать».
- Итак, искусство счета развивалось с развитием человека. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много. Именно так считают и сейчас некоторые племена. Способов счета было придумано немало: делались зарубки на палке по числу предметов, завязывались узлы на веревке, складывались в кучку камешки. Но палку с зарубками с собой не возьмешь, да и камни таскать не очень приятно. И тут на помощь людям приходят пальцы рук и ног. Может вам известны еще какие-то способы счета древних людей?(слайд 4)
- Способы записи чисел.
- Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел. Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. (слайд 5) Многие остались в истории, а некоторыми мы продолжаем пользоваться. О каких цифрах идет речь?
- Работа по теме урока.
- Сколько существует современных цифр? Что мы составляем с помощью цифр? Как называются числа, которые мы используем при счете? Назовите самое маленькое число. Можно ли назвать самое большое число? Является ли число 0 натуральным? (слайд 6)
Знаете ли вы? 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 – эти числа называются арабскими, хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Девять индусских знаков: 9,8,7,6,5,4,3,2,1. С помощью этих знаков и знака 0, который называется по-арабски «цифр», можно написать какое угодно число. Слово «цифра» произошло от названия нуля у арабов. (слайд 7)
- Продолжим. Заполните таблицу. В русском языке из букв составляют слова, а в математическом языке из цифр - … (слайд 8):
Русский язык | Математический язык |
буквы | цифры |
? Слова | ? Числа |
- Рассмотрим числа: 57 234, 342, 5 173. Запишите их в тетради. Что означает цифра «3» в каждом числе? Что означает каждая цифра в числе 342? (2 – разряд единиц, 4 – разряд десятков, 3 - разряд сотен). Какая цифра означает отсутствие разряда? (слайд 9)
- Какие цифры не были использованы при записи данных чисел? (6, 8, 9, 0.) Составьте и запишите в тетради из этих чисел самое маленькое и самое большое четырехзначное число, записанное этими цифрами. (6089, 9860).
- Прочитайте все записанные числа. На следующей строчке тетради запишите их в порядке возрастания. (342, 5173, 6089, 9860, 57 234)
Знаете ли вы? Суеверия, связанные с числом 3, относятся к тому времени, когда у древних людей счет не доходил дальше трех. На этой основе в христианской религии можно говорить о Святой Троице. Число 3 часто встречается в русских народных сказках, пословицах, поговорках. (слайд 10) Приведите примеры.
- Какие действия вы можете производить с натуральными числами? (складывать, вычитать, умножать и делить)
- Выполните следующие задание. (слайд 11) Первый ряд вычисляет цепочку синего цвета, второй ряд – цепочку красного цвета, третий ряд – зеленого цвета. Начиная с первой парты, выполняя по одному действию, вы передаете листочек с ответом. Последняя парта дает ответ. Все ответы вы записываете на интерактивной доске.
Знаете ли вы? Всем известен панический страх перед числом 13 (чертовой дюжиной). В древние времена у некоторых народов число 12 замыкало натуральный ряд. Поэтому за числом 12 шло неизвестное, а значит опасное для простых смертных. В связи с этим в Англии, США во многих гостиницах отсутствуют номера с числом 13, лифт не останавливается на 13 этаже, нет автобусов с номером 13 и т.д. (слайд 12)
- Физминутка.
- Сядьте равно. Руки положите за спины. Не поворачивая головы, посмотрите на окно, на стенд на противоположной стороне, наверх, на парту, на доску. Закройте глаза, представьте голубое небо. Нарисуйте на небе цифру 8. Получилось? Откройте глаза. Руки положите на стол. (Во время физминутки изображение на доске отсутствует, с помощью соответствующей функции на проекторе). Продолжим…
- Выполнение упражнений.
- Выполните задание: вместо звездочек вставить нужную цифру. Ученики выполняют задание в тетради. Во время проверки цифры записываются на интерактивной доске. (слайд 13)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
*5* 3*4 738 | *48 2*1 58* | 5*7 *0* 600 |
- Запишите цифрами числа: 7 тыс., 703 тыс., 6081 тыс., 17 млн., 9 млрд., 26 млн. 408 тыс. (слайд 14, Дети работают в тетради и по одному человеку выходят к интерактивной доске и записывают числа)
Знаете ли вы? В хозяйственной жизни далекого прошлого люди довольствовались сравнительно небольшими числами. Счет доходил до 10 000 – это число называли «тьмой». (слайд 15)
Были и такие числа: легион – 1 000 000 000 000, леодр – 10 с 24 нулями, ворон – 10 с 48 нулями, колода – 10 с 49 нулями.
Современные названия некоторых чисел: 1 000 миллионов = 1 миллиард = 1 биллион
1 000 биллионов = 1 триллион
1 000 триллионов = 1 квадриллион
1 000 квадриллионов = 1 квинтиллион
- Сравните числовые выражения. Чем они схожи и различны? Установите порядок действий и вычислите самостоятельно, записывая в тетради. Проверка на интерактивной доске. (слайд 16)
96 – 64 : 16 · 6
(96 – 64 : 16) · 6
(96 - 64) : 16 · 6
- И последнее на сегодня задание. Давайте вместе прочитаем числа:
12849
13845
133029
12835
16919
2801
48112
590001
- Что у нас получилось? Посчитайте сколько в этом стихотворении однозначных чисел, двухзначных и трехзначных.
- Подведение итогов.
- На этом наш урок подошел к концу. О каких числах мы сегодня говорили? Назовите самое маленькое число. Из чего составляют числа? Сколько цифр мы используем? Я желаю вам успехов в освоении такой сложной, но увлекательной науки математики.
- Домашнее задание
- изучить пункт 1, стр. 5-6, придумать и записать в тетради по 5 двузначных, трехзначных, четырехзначных, пятизначных чисел. А так же придумайте свое стихотворение, в нем подсчитайте количество однозначных, двухзначных и трехзначных чисел.
54 |