Обобщающий урок математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»
Пояснительная записка к презентации
ОБОБЩАЮЩИЙСЯ УРОК ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА» ,
ПОСВЯЩЁННЫЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВУ
Лазутина Светлана Александровна
учитель математики МБОУ СОШ с.Троекурово
«М.Ю. Лермонтов - великий русский поэт»
Тема: обобщающийся урок по теме «Натуральные числа»
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Время проведения: 2 четверть
Участники: 5 класс
Цели урока:
- образовательные:
- повторение изученного обучающимися материала натуральные числа в нетрадиционной форме;
- проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся;
- развивающие:
- развивать интерес и уважение к предмету; расширять кругозор учащихся;
- познакомить с жизнью и деятельностью М.Ю Лермонтова,
- воспитательные:
- формировать такие качества личности, как трудолюбие, организованность, активность и самостоятельность в выборе способа решения;
- привить интерес к истории нашей Родины
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование ,контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Основные понятия: натуральные числа, сложение, вычитание,умножение и деление натуральных чисел.
Межпредметные связи: история,литература.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board , карточки.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и материалами виртуального урока): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по теме изучаемого урока, владение программой Notebook.
Роль учителя: организовать работу учеников. Проверить результативность этой работы.
Роль компьютера и ИД: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: принимать активное участие в работе, выполнять задачи, поставленные учителем.
Пояснительная записка: этот урок разработан к юбилею 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтову
Программы по математике: урок может быть проведен в рамках программ под редакцией Н.Я. Виленкина
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1459184723.pptx (презентация к уроку Лермонтов)
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1459184811.notebook (презентация (интерактивная доска)
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
1.Всупительное слово учителя (2 слайд) - Здравствуйте, ребята. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Пожелаю всем удачи, За работу, в добрый час! -Запишем в тетрадях число, «Классная работа». Сегодня обобщающий урок по теме «Натуральные числа» Цель урока - повторить, обобщить знания по данной теме. (3сл.) |
Обучающиеся проверяют всё ли готово у них к уроку |
Фронтально-индивидуальная |
Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализация опорных знаний |
Наш урок пройдёт в форме путешествия. Этот урок хотелось бы посвятить великому русскому поэту. Кому? Расшифруем. 2. Блиц - турнир Первая буква каждого ответа является шифром, великого поэта.(4 слайд) 1. Линия, которая имеет начало, но не имеет конца? ( Луч) 2.Самое маленькое натуральное число? (Единица) 3.Результат вычитания ? (Разность) 4. А умножить на в .Чем является а и в? (Множители) 5.Прямая линия, которая имеет начало и конец ?( Отрезок) 6. Числа, употребляемые для счёта предметов, называют…? (Натуральные) 7. Многоугольник с тремя углами, с тремя сторонами ? (треугольник) 8. Геометрическая фигура на плоскости, все точки которой равноудалены от данной точки (Окружность) 9. Число, которое вычитают …? (Вычитаемое) Получилось слово Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. (5 слайд) |
Отвечают на вопросы, получают слово Лермонтов |
Фронтально-индивидуальная |
Коммуникативные; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие, выведение следствий Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка. Личностные: формирование познавательного интереса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап закрепления изученного Этап обобщения изученного Этап контроля и самоконтроля. |
Отправимся в маленькое путешествие Задание 1.Узнаем, в каком году родился Лермонтов? (6 слайд) Для этого найдём значение выражения (24•7-377:29)+3318:2 (1814) М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой. В 1817 г. Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив своего единственного сына сиротой. Воспитанием Лермонтова занималась бабушка , Елизавета Алексеевна Арсеньева.(7сл.) Задание 2. Расшифруй слово, и ты узнаешь, где прошло детство Лермонтова?(инт. доска 1сл)
Р 2368-189 Х 133• 15 А 112000:400 Т 235+49 Н 4024:8 А 125• 12 Ы 563 • 0
Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в нём. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой.(9 сл.) Задание 3 (ин.дос. 2сл.) Расшифруй слово, и ты узнаешь название города, где Лермонтов учился в университетском пансионе.
21х-М, 83х+34-А, 16х+12-С, 22000-К, 23000-О, 63х-В Лермонтов учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень гордился. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же подал прошение о приёме его студентом в Московский университет.(11 сл.) Задание 4.(ин дос 3сл.)
В 1830 году в журнале «Атеней» напечатано стихотворение Лермонтова «Весна» («Когда весной разбитый лед...»). Это первое известное появление имени Лермонтова в печати. 1832 год - М. Ю. Лермонтов покидает Московский университет и поступает… (12сл.) Чтобы узнать куда он поступил решим задание Задание 5.(13 сл.) Найдите значение выражение (147+n)-(m-236),если n=173,m=305 в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Задание 6.Расположите числа в порядке возрастания, и мы узнаем, название стихотворения написанному по поводу кончины А.С.Пушкина.(ин дос.4сл)
Решение.
В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образованной России благодаря стихотворению «Смерть поэта», написанному по поводу кончины А.С.Пушкина. Это стихотворение вызвало неудовольствие царского двора. Лермонтов вскоре был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ. Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк. В Петербурге Лермонтов сразу вошёл в свет, его видели во многих аристократических домах. Он входит в пушкинский круг писателей и знакомится с Жуковским, Вяземским, Плетнёвым, Баратынским. Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Он участвовал в боевых действиях, проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером, был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость».(15.16.17 сл.) Физкульминутка. (18 сл) Вы устали, засиделись? Вам размяться захотелось? Отложите вы тетрадки, Приступаем мы к зарядке. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь - лень отбросим. Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом: «Демон», “Мцыри”,его стихи «Парус», «Утёс»,»Тучи»и т.д. В 1838-40 написан роман? Чтобы узнать какой роман давайте выполним задание.(19 сл.) Задание 7.В книге напечатаны рассказ и роман ,которые вместе занимают 70 страниц. Роман занимает в 4 раза больше страниц, чем рассказ. Сколько страниц занимает рассказ и сколько роман?(14 страниц занимает рассказ,56 страниц – роман) Это роман "Герой нашего времени".(20,21 сл.) Задание 8 .Восстанови картину (5сл., интерактивная доска) Каждый учащийся получает разграфлённую на 9 частей карту с заданиями и разрезанную на 9 частей открытку, на обороте которой написаны ответы к этим заданиям. Выполнив действия и наложив свой ответ на задание , ребята получают картину с изображением картины Лермонтова «Воспоминание о Кавказе». После на интерактивной доске восстанавливается эта картина.
Лермонтов был и художник, у него было много картин о Кавказе.(22 сл.) Задание 9. Решите уравнение и вы узнаете год смерти Лермонтова? (6сл .ин.дос) 10х-8х=3682 2х=3682 х=1841 15 июля 1841г. на дуэли с Н.Мартыновым Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, в апреле 1842 г. гроб с его телом был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище (23сл.) Именем Лермонтова названы улицы и площади городов, театры. Памятники в Москве,Санкт-Петербурге, Пензе, Пятигорске и других городах (24 сл.) |
Один обучающийся находит значение выражения у доски, а остальные решают самостоятельно в тетрадях, после проверяется правильность решения Решают по вариантам и записывают буквы на доске и получают слово Тарханы Решают самостоятельно записывают буквы на интерактивной доске и получается слово Москва Один обучающийся работает на интерактивной доске, а остальные в тетрадях. получается слово весна Работают по «цепочке», располагают числа в порядке возрастания и получают название стихотворения «Смерть поэта» Делают физкультминутку Участвуют в обсуждении задачи и решают её самостоятельно, после проверяется правильность решения. Работа в парах. Обучающиеся решают примеры и собирают пазлы, после один из обучающихся на интерактивной доске собирает пазлы. Получается картина Лермонтова «Воспоминание о Кавказе» |
Индивидуальная фронтальная. Индивидуальная фронтальная Индивидуальная Индивидуальная, фронтальная Фронтально-индивидуальная. Индивидуальная Парная ,фронтальная |
Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, саморегуляция, самообразование Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция. саморегуляция. Самообразование Познавательные :самостоятельное применение алгоритмов деятельности, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности результатов. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий. Регулятивные :оценка результатов работы, саморегуляция. Личностные: нравственно- этическая ориентация. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап подведения итогов учебного занятия. Рефлексия |
VI. Этап подведения итогов. Рефлексия Наше путешествие подошло к концу. Мы не только познакомились с жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтове, узнали о его творчестве, но и решили много задач.(25 слайд) Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я узнал…” “Сегодня на уроке я научился…” “Сегодня на уроке я познакомился…” “Сегодня на уроке я повторил…” “Сегодня на уроке я закрепил…” Все очень хорошо поработали, оценки за урок . А теперь, ребята, я попрошу вас оценить своё настроение с помощью демонстрации смайликов , какой же действительно отвечает вашему настроению пройденного урока. Спасибо за работу.(26 сл) |
Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи Личностные :нравственно- этическая ориентация, смыслообразование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап информации о домашнем задании. |
IV. Домашнее задание: составить и решить задачи о М.Ю.Лермонтове(27сл) |
Записывают домашнее задание |
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Личностные :нравственный аспект поведения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные задания |
Задание 10. Какое стихотворение Лермонтова зашифровано на интерактивной доске? (Парус. Бородино) (7 сл., ин .доск) Задание 11 Решим устно. На экране появляется памятник Лермонтову.(28 сл.) |
С помощью интерактивной доски собирают слово. Отвечают устно. |
Фронтально-индивидуальная. |