12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лазутина Светлана Александровна761
Россия, Липецкая обл., с.Троекурово, Лебедянский район
4

Обобщающий урок по теме «Натуральные числа», посвященный М.Ю. Лермонтову



ОБОБЩАЮЩИЙСЯ УРОК ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА» ,

ПОСВЯЩЁННЫЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВУ

Лазутина Светлана Александровна

учитель математики МБОУ СОШ с.Троекурово

«М.Ю. Лермонтов - великий русский поэт»

Тема: обобщающийся урок по теме «Натуральные числа»

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Время проведения: 2 четверть

Участники: 5 класс

Цели урока:

- образовательные:

  • повторение изученного обучающимися материала натуральные числа в нетрадиционной форме;
  • проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся;

- развивающие:

  • развивать интерес и уважение к предмету; расширять кругозор учащихся;
  • познакомить с жизнью и деятельностью М.Ю Лермонтова,

- воспитательные:

  • формировать такие качества личности, как трудолюбие, организованность, активность и самостоятельность в выборе способа решения;
  • привить интерес к истории нашей Родины

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование ,контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Основные понятия: натуральные числа, сложение, вычитание,умножение и деление натуральных чисел.

Межпредметные связи: история,литература.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board , карточки.

Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и материалами виртуального урока): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по теме изучаемого урока, владение программой Notebook.

Роль учителя: организовать работу учеников. Проверить результативность этой работы.

Роль компьютера и ИД: обучающая, информационная, контролирующая.

Роль ученика: принимать активное участие в работе, выполнять задачи, поставленные учителем.

Пояснительная записка: этот урок разработан к юбилею 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтову

Программы по математике: урок может быть проведен в рамках программ под редакцией Н.Я. Виленкина

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1459184723.pptx (презентация к уроку Лермонтов)

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1459184811.notebook (презентация (интерактивная доска)

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Организационный этап

1.Всупительное слово учителя (2 слайд)

- Здравствуйте, ребята.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Пожелаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

-Запишем в тетрадях число, «Классная работа».

Сегодня обобщающий урок по теме «Натуральные числа» Цель урока - повторить, обобщить знания по данной теме. (3сл.)

Обучающиеся проверяют всё ли готово у них к уроку

Фронтально-индивидуальная

Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап актуализация опорных знаний

Наш урок пройдёт в форме путешествия. Этот урок хотелось бы посвятить великому русскому поэту. Кому? Расшифруем.

2. Блиц - турнир

Первая буква каждого ответа является шифром, великого поэта.(4 слайд)

1. Линия, которая имеет начало, но не имеет конца? ( Луч)

2.Самое маленькое натуральное число? (Единица)

3.Результат вычитания ? (Разность)

4. А умножить на в .Чем является а и в? (Множители)

5.Прямая линия, которая имеет начало и конец ?( Отрезок)

6. Числа, употребляемые для счёта предметов, называют…? (Натуральные)

7. Многоугольник с тремя углами, с тремя сторонами ? (треугольник)

8. Геометрическая фигура на плоскости, все точки которой равноудалены от данной точки (Окружность)

9. Число, которое вычитают …? (Вычитаемое)

Получилось слово Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. (5 слайд)

Отвечают на вопросы, получают слово Лермонтов

Фронтально-индивидуальная

Коммуникативные; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие, выведение следствий

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка.

Личностные: формирование познавательного интереса

Этап закрепления изученного

Этап обобщения изученного

Этап контроля и самоконтроля.

Отправимся в маленькое путешествие

Задание 1.Узнаем, в каком году родился Лермонтов? (6 слайд)

Для этого найдём значение выражения

(24•7-377:29)+3318:2 (1814)

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой. В 1817 г. Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив своего единственного сына сиротой. Воспитанием Лермонтова занималась бабушка , Елизавета Алексеевна Арсеньева.(7сл.)

Задание 2. Расшифруй слово, и ты узнаешь, где прошло детство Лермонтова?(инт. доска 1сл)

 

Р 2368-189

Х 133• 15

А 112000:400

Т 235+49

Н 4024:8

А 125• 12

Ы 563 • 0

284

1500

2179

1995

280

503

0

             

 

 

 

 

Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в нём. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой.(9 сл.)

Задание 3 (ин.дос. 2сл.)

Расшифруй слово, и ты узнаешь название города, где Лермонтов учился в университетском пансионе.

 

 

Задания

Ответы

Слово

1

5х+6х+10х

21х

М

2

125·23·8

23000

О

3

12х+12+4х

16х+12

С

4

11·16·125

22000

К

5

100х-52х+15х

63х

В

6

71х+15+12х+19

83х+34

А


 

21х-М, 83х+34-А, 16х+12-С, 22000-К, 23000-О, 63х-В

Лермонтов учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень гордился. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же подал прошение о приёме его студентом в Московский университет.(11 сл.)

Задание 4.(ин дос 3сл.)

В 1830 году в журнале «Атеней» напечатано стихотворение Лермонтова «Весна» («Когда весной разбитый лед...»). Это первое известное появление имени Лермонтова в печати.

1832 год - М. Ю. Лермонтов покидает Московский университет и поступает… (12сл.)

Чтобы узнать куда он поступил решим задание

Задание 5.(13 сл.)

Найдите значение выражение (147+n)-(m-236),если n=173,m=305

в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Задание 6.Расположите числа в порядке возрастания, и мы узнаем, название стихотворения написанному по поводу кончины А.С.Пушкина.(ин дос.4сл)

5001

831

6435

834

5021

54

Р

М

Ь

Е

Т

С

1015

85

10000

83

1010

Т

О

А

П

Э

Решение.

54

831

834

5001

50021

6435

С

М

Е

Р

Т

Ь

 

83

85

1010

1015

10000

П

О

Э

Т

А


 

В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образованной России благодаря стихотворению «Смерть поэта», написанному по поводу кончины А.С.Пушкина. Это стихотворение вызвало неудовольствие царского двора. Лермонтов вскоре был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ. Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк. В Петербурге Лермонтов сразу вошёл в свет, его видели во многих аристократических домах. Он входит в пушкинский круг писателей и знакомится с Жуковским, Вяземским, Плетнёвым, Баратынским. Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Он участвовал в боевых действиях, проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером, был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость».(15.16.17 сл.)

Физкульминутка. (18 сл)

Вы устали, засиделись?

Вам размяться захотелось?

Отложите вы тетрадки,

Приступаем мы к зарядке.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом: «Демон», “Мцыри”,его стихи «Парус», «Утёс»,»Тучи»и т.д.

В 1838-40 написан роман? Чтобы узнать какой роман давайте выполним задание.(19 сл.)

Задание 7.В книге напечатаны рассказ и роман ,которые вместе занимают 70 страниц. Роман занимает в 4 раза больше страниц, чем рассказ. Сколько страниц занимает рассказ и сколько роман?(14 страниц занимает рассказ,56 страниц – роман)

Это роман "Герой нашего времени".(20,21 сл.)

Задание 8 .Восстанови картину (5сл., интерактивная доска)

Каждый учащийся получает разграфлённую на 9 частей карту с заданиями и разрезанную на 9 частей открытку, на обороте которой написаны ответы к этим заданиям. Выполнив действия и наложив свой ответ на задание , ребята получают картину с изображением картины Лермонтова «Воспоминание о Кавказе». После на интерактивной доске восстанавливается эта картина.

Лермонтов был и художник, у него было много картин о Кавказе.(22 сл.)

Задание 9. Решите уравнение и вы узнаете год смерти Лермонтова? (6сл .ин.дос)

10х-8х=3682

2х=3682

х=1841

15 июля 1841г. на дуэли с Н.Мартыновым Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, в апреле 1842 г. гроб с его телом был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище (23сл.)

Именем Лермонтова названы улицы и площади городов, театры. Памятники в Москве,Санкт-Петербурге, Пензе, Пятигорске и других городах (24 сл.)

Один обучающийся находит значение выражения у доски, а остальные решают самостоятельно в тетрадях, после проверяется правильность решения

Решают по вариантам и записывают буквы на доске и получают слово Тарханы

Решают самостоятельно записывают буквы на интерактивной доске и получается слово Москва

Один обучающийся работает на интерактивной доске, а остальные в тетрадях.

получается слово весна

Работают по «цепочке», располагают числа в порядке возрастания и получают название стихотворения «Смерть поэта»

Делают физкультминутку

Участвуют в обсуждении задачи и решают её самостоятельно, после проверяется правильность решения.

Работа в парах. Обучающиеся решают примеры и собирают пазлы, после один из обучающихся на интерактивной доске собирает пазлы. Получается картина Лермонтова «Воспоминание о Кавказе»

Индивидуальная фронтальная.

Индивидуальная фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная, фронтальная

Фронтально-индивидуальная.

Индивидуальная

Парная ,фронтальная

Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция,

саморегуляция, самообразование

Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция. саморегуляция. Самообразование

Познавательные :самостоятельное применение алгоритмов деятельности, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности результатов.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Регулятивные :оценка результатов работы, саморегуляция.

Личностные: нравственно- этическая ориентация.

Этап подведения итогов учебного занятия. Рефлексия

VI. Этап подведения итогов. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Мы не только познакомились с жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтове, узнали о его творчестве,

но и решили много задач.(25 слайд)

Продолжите фразу:

“Сегодня на уроке я узнал…”

“Сегодня на уроке я научился…”

“Сегодня на уроке я познакомился…”

“Сегодня на уроке я повторил…”

“Сегодня на уроке я закрепил…”

Все очень хорошо поработали, оценки за урок . А теперь, ребята, я попрошу вас оценить своё настроение с помощью демонстрации смайликов , какой же действительно отвечает вашему настроению пройденного урока. Спасибо за работу.(26 сл)

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Личностные :нравственно- этическая ориентация, смыслообразование

Этап информации о домашнем задании.

IV. Домашнее задание: составить и решить задачи о М.Ю.Лермонтове(27сл)

Записывают домашнее задание

 

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Личностные :нравственный аспект поведения

Дополнительные задания

Задание 10.

Какое стихотворение Лермонтова зашифровано на интерактивной доске? (Парус. Бородино) (7 сл., ин .доск)

Задание 11

Решим устно. На экране появляется памятник Лермонтову.(28 сл.)

С помощью интерактивной доски собирают слово.

Отвечают устно.

Фронтально-индивидуальная.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.