Ф.И.О. (полностью): Пименова О.В.
Место работы: МОУ СОШ
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс: 5
Глава и номер урока в главе: Умножение и деление натуральных чисел (27ч.) 23 урок.
Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012
Цель урока: повторить и закрепить действия с натуральными числами.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
совершенствовать вычислительные навыки учащихся, продолжить обучение рациональным приемам вычислений;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок систематизации и коррекции знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (тесты), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Структура и ход урока
Этапы урока
|
Задачи этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1. Организационный момент
|
Создать благоприятный психологический настрой на работу
|
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.(слайд № 1)
|
Включаются в деловой ритм урока.
|
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2. Устный счет
|
Актуализация опорных знаний и способов действий.
|
Знания будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды №2)
|
Считают, применяя сочетательное, распределительное свойства
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
|
3.Целеполагание и мотивация
|
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
|
а) какие свойства вам пришлось использовать при вычислениях?
б) какие еще действия с числами мы изучили на предыдущих уроках?
в) как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? г) Кроме того, урок у нас сегодня необычный. Будет связан с историческим материалом. О чем будет речь, вам нужно определить самим. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей (слайд 4)
|
а)сочетательные свойства относительно сложения и умножения, распределительное свойство;
б)деление, деление с остатком;
в)Цель урока: продолжим работу с этими свойствами, действиями
г) Чесменский район
|
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
|
4. Актуализация знаний
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми, предлагаемой информации
|
Наш урок посвящен истории Чесменского района. Это уголок Челябинской области – наша с вами малая Родина. Немного истории. В 1830г был утвержден проект оренбургского губернатора П.П.Сухтелена по устройству новой пограничной линии, в которую наряду с другими вошли станицы Березинская, Тарутинская и Чесменская (слайд 5) Станица Чесменская была основана 1843г. На экране вы видите сооружение, которое расположена при въезде в с.Чесма.
|
Учащиеся внимательно слушают вступительное слово учителя
|
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
|
5.Закрепление по теме урока
|
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
|
К 1901г станица Чесменская заметно выросла, обогнав по численности другие поселки. Затем вокруг с.Чесма образовался район. Дату его образования вы можете узнать, решив следующие уравнения, но прежде повторим, как решаются такие уравнения
Как находятся неизвестные делимое и делитель?
|
К доске вызываются два ученика для решения №639 д,е. Остальные решают уравнения в тетрадях.
Отвечают на вопросы.
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
6. Организация первичного контроля
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
|
Самостоятельная работа.
Группа I (определяют число даты образования)
2369 : (х + 85) = 23
Группа 2 (месяц)
2575 : (104 – х) = 25
Группа 3 (год)
(43 + х) : 23 = 86
(слайд 6)
Ответ: 18 января 1935г
(слайды 7, 8, 9, 10) Если кто-то выполнит быстрее остальных, может помочь слабому.
На экране можно увидеть кадры о нашем районном центре. Район был организован за счет разукрупнения Варненского, Нагайбакского, Троицкого и Кочкарского районов. Как вы думаете, почему поселок, а потом и район назвали Чесменским? Предлагаю прорешать следующие задачи и узнать дату события, в честь которого село и район носит название. (слайд 11)
Группа 1 (определяют число события)
Из 300г шерсти связали 5 одинаковых детских шапочек. Сколько таких же шапочек можно связать из 420г шерсти?
Группа 2 (месяц)
Для посадок привезли 375 саженцев фруктовых деревьев. В школьном саду посадили 23 ряда по 16 деревьев в каждом. Сколько саженцев осталось?
Группа 3 (год)
(864 + 172 – 918) ∙ 15
Ответ:7 июля 1770г
Произошло сражение русского флота с турецким в Чесменской бухте Эгейского моря. Название поселок и район получили в честь победы русского флота. (слайд 12)
В с.Чесма возведена стела в память Чесменского сражения. Это уменьшенная копия Чесменской колонны, сооруженная в 1770г в г.Пушкине.
|
Самостоятельное решение в тетради.
Самопроверка.
Нет
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
|
7. Физкультминутка
|
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
|
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
|
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу
|
|
8.Контроль знаний(взаимоконтроль)
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
|
Предварительно к этому уроку учащиеся выполнили групповой мини-проект, где были зашифрованы понятия, которые они предлагают вам в форме теста. (Приложение 1) После завершения работы обменяйтесь вариантами с соседом, выполните проверку и оцените.(слайд 13)
Ответ: герб и флаг.
Каким общим понятием можно объединить эти слова? Ребята, приглашаю на защиту своего проекта. (слайд 14)
|
Учащиеся решают тест в 2 вариантах.
Отвечают на вопрос -официальные символы района.
Участники группы рассказывают о гербе и флаге Чесменского района.
|
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия.
|
9. Подведение итогов урока.
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
|
-Какие законы сложения и умножения мы применяли на уроке?
-В каком случае мы применяли сочетательный и распределительный законы?
-При решении уравнений какими пользовались правилами?
-Что нового узнали?
-Как думаете где пригодятся вам эти знания?
Оценить отдельных учащихся
|
Ответы учащихся.
|
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
|
|
|
11. Рефлексия
|
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
|
Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то поднимите зеленый треугольник.
Если вы считаете, что были небольшие затруднения и вы обращались за помощью, то поднимите синий треугольник.
Если вы считаете, что вам было сложно и часто приходилось обращаться за помощью, то поднимите красный треугольник. (Приложение 2)
|
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
|