Обобщающий урок по теме «Натуральные числа. Линии» (Математика, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель: Гордеева Г. В. |
МАОУ г. Жуковки «Лицей № 1 имени Д. С. Езерского» |
||||
Предмет, класс |
Математика, 5 класс |
||||
Тема урока |
Обобщающий урок по теме «Натуральные числа. Линии» |
||||
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
||||
Формы работы на уроке |
Фронтальная, индивидуальная, парная. |
||||
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, чертёжные инструменты, раздаточные материалы |
||||
Учебник |
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. В.Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. ; под ред. Г. В.Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. |
||||
Цель урока |
Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Натуральные числа. Линии». |
||||
Задачи урока |
Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение правил записи, округления, сравнения натуральных чисел и величин, способов решения комбинаторных задач, создать условия для отработки навыков работы с циркулем и линейкой. Развивающие: создать условия для развития логического мышления и навыков исследовательской работы, формирования умения анализировать, выдвигать гипотезы, переносить свои знания в новые ситуации; расширение кругозора. Воспитательные: прививать любовь к малой родине, способствовать развитию целеустремленности, настойчивости, аккуратности, культуры взаимоотношений при работе в паре, коллективе; содействовать формированию интереса к математике и активной жизненной позиции. |
||||
Планируемые результаты |
Предметные: ученик продемонстрирует умение записывать, сравнивать, округлять натуральные числа, отмечать точки на координатной прямой, выполнять перебор возможных вариантов при решении комбинаторных задач, проводить линии с помощью циркуля и линейки. Личностные: планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности, демонстрировать навыки самостоятельной работы, осуществлять анализ своей деятельности, формулировать свое мнение, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, простые речевые средства для передачи своего мнения; контролировать свои действия в коллективной работе; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, полученную на уроке. |
||||
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
1.Организационный момент (1 мин) |
Создание благоприятного психологического настроя на работу. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня мы отправляемся в путешествие. В парах повернитесь друг к другу, соедините пальцы рук, улыбнитесь и пожелайте удачи. Надеюсь, что наша совместная работа будет плодотворной! |
Включаются в деловой ритм урока. Касаются одноименных пальцев рук соседа и говорят: •желаю (соприкасаются большими пальцами); •большого (указательными); •успеха (средними); •в постижении (безымянными); •тайн и загадок (мизинцами); •нашего путешествия (прикосновение всей ладонью) |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. (9 мин) |
Организует фронтальную работу. Ребята, почему люди любят путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие? Где бы вы хотели побывать? В пути нашими верными друзьями будут натуральные числа и линии, с которыми мы познакомились на уроках математики. Я думаю, что путешествие не только поможет нам обобщить полученные знания и умения по изученной теме, но и расширит наш кругозор и даст возможность почувствовать гордость за нашу Брянскую область и Россию. Задание 1 Запишите все числа, которые встречаются в тексте. 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. В план Года экологии включено 64 природоохранных мероприятия, реализуемых 21 крупным предприятием в 22 субъектах Российской Федерации. Планируемое снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду составит свыше 70 тыс. тонн в год. Уже подписано 25 соглашений о реализации экологических программ с предприятиями на сумму 24 млрд. руб. и планируется заключить еще 13 соглашений. В 2017 году в России будет восстановлено для дальнейшего использования более 20 полигонов бытовых отходов. Будет создано 7 национальных парков 2 государственных природных заповедника и 2 федеральных заказника. В план Года экологии включено более 70 мероприятий, касающихся охраны водных объектов. Большое внимание уделено программе защиты озера Байкал, которая включает 33 мероприятия Планируется восстановить 800 тыс. га лесов на территории страны. Ребята, сколько чисел вы записали? Проверьте правильность выполнения задания. Задание 2 Чтобы определить место нашего путешествия, необходимо разгадать кроссворд. (Приложение 2) 1. Главный город нашей области. 2.Математическая операция, позволяющая заменить число его приближённым значением с определённой точностью. 3.Линия, не имеющая начала и конца. 4.Наименьшее натуральное число. 5.Страна, в которой мы живем. 6.Инструмент для построения окружностей. 7.Natura в переводе с латинского. 8.Раствор для обработки царапин и ран, который берут в походы и путешествия. 9.Название 1 главы учебника математики. 10.Часть прямой, ограниченная 2 точками. 11.Разряд между сотнями и единицами. Кто полностью разгадал кроссворд? Какие слова выделены ? Кто догадался, куда мы отправимся в путешествие? А что такое «Брянский лес»? Что бы вы хотели узнать о заповеднике «Брянский лес»? Какую цель мы поставим? |
Устно отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы. Учащиеся на слух воспринимают информацию и записывают числа в тетрадь. 18 чисел. Проводят взаимопроверку выполнения задания. 18 чисел – «5», 16 – 17 – «4», 10 15 – «3». В парах разгадывают кроссворд. Оценивают свою работу. 11 ответов – «5», 9 – 10 – «4», 6 – 8 – «3». Устно отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы. Формулируют цель. |
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение сотрудничать при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках. |
||
3. Обобщение и систематизация знаний (15 мин) |
Заповедник «Брянский лес» создан 14 июля 1987 года на территории Трубчевского и Суземского районов Брянской области, в междуречье Десны и Неруссы. Ребята, как вы думаете, наш заповедник большой или маленький? Поднимите руку те, кто считает, что заповедник большой! Кто считает, что заповедник маленький? Кто знает, как читается запись % ? Это много или мало? Ответить на этот вопрос нам поможет практическая работа. Задание 3 Возьмите листы бумаги, которые лежат на ваших столах. Какая это фигура? Измерьте сторону квадрата. Наша задача разделить данный квадрат на 100 равных частей. Как это можно сделать? Представьте себе, что данный квадрат это территория Брянской области. А одна клеточка – это 1%. Но нам нужно отметить клеточки. Как можно получить ? Закрасьте выделенную часть. Сделайте вывод о размерах заповедника «Брянский лес». Действительно, заповедник «Брянский лес» входит в число 15 самых маленьких по размерам заповедников России. Площадь заповедника – 12 186 га. Задание 4 Округлите число 12 186 до десятков, до сотен, до тысяч. Вокруг Заповедника для смягчения влияния хозяйственной деятельности человека на нетронутую природу создана охранная зона в размере 9 654 гектаров. Её режим менее строг, чем охранный режим Заповедника. Здесь разрешён в отличие от территории самого «Брянского леса» любительский лов рыбы, сбор грибов и ягод, познавательный туризм. Задание 5 Сравните площадь заповедника и площадь охранной зоны. На бумажной модели зафиксируйте площади заповедника и охранной зоны. |
Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Квадрат. 20 см. Предлагают различные способы. Предлагают различные способы. Это маленький заповедник. Выполняют округление. 12 186 12 190 12 186 12 200 12 186 12 000 Выполняют сравнение натуральных чисел. 12 186 9 654 Фиксируют данные. |
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (преобразовывать информацию из одной формы в другую, отличать новое от уже известного); анализ, синтез, аналогия. Личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Коммуникативные: высказывание своего мнения при обсуждении задания. Регулятивные: выдвижение версий, выбор средств достижения цели. |
||
4. Динамическая пауза (1 мин) |
Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся. |
Организует музыкальную физкультминутку. Что такое физкультура? Тренировка и игра. Что такое физкультура? Физ и куль, и ту, и ра! Руки вверх, руки вниз – это физ. Крутим шею, словно руль – это куль. Ловко прыгай в высоту – это ту. Приседать сейчас пора – это Ра. Занимаясь этим делом, Станешь сильным, ловким, смелым. Плюс – хорошая фигура. Вот что значит физкультура! |
Выполняют действия по образцу. |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
|
5. Применение знаний и умений в новой ситуации (13-14 минут) |
Формирование навыка применения знаний при решении задач. |
Организует решение задач. 6. На бумажной модели постройте окружность, радиус которой 4 см. Это место для эмблемы заповедника. Кто является символом заповедника «Брянский лес»? Символ заповедника черный аист. Приклейте эмблему заповедника на ваши модели. Задание 7 В заповеднике произрастает 19 видов северных орхидей. Здесь можно встретить и венерин башмачок, занесенный в Красную книгу. Чтобы он зацвел должно пройти 15 лет, причем первые 4 года растение проводит под землей. Отметьте на координатной прямой точки, координатами которых будут числа из задания 7. Ребята, а какие животные обитают в заповеднике «Брянский лес»? Сейчас мы точно узнаем, кто живет в заповеднике, посмотрев маленький фильм. (2 мин 40 сек.) https://www.youtube.com/watch?v=Ed4bFIiJ9S0&feature=youtu.be Задание 8 На модели запишите названия животных, которые попали в фотоловушки. Задание 9 Учащимся 5 класса необходимо подготовить сообщения о животных «Брянского леса». Дети выбрали зубра, оленя, выхухоль и сорокопута. Сколькими способами можно выбрать два различных обитателя заповедника? Запишите все варианты. |
Строят окружность. Выдвигают предположения. Приклеивают эмблемы. Строят координатную прямую и отмечают точки А(19), В(15), С(4). Высказывают предположения, называя животных. Смотрят фильм. Записывают обитателей заповедника. 5 и более животных – «5», 4 животных – «4», 3 животных – «3». Решают комбинаторную задачу. ВС, ВЗ, ВО, СЗ, СО, ЗО. |
Личностные: самоопределение. Познавательные: самостоятельное планирование деятельности, применение способов решения, прогнозирование результата, выстраивание логической цепи рассуждений. Регулятивные: проявление познавательной инициативы. Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем, координирование своих действий. |
|
6. Информация о домашнем задании (2 мин) |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Конкретизирует и комментирует учебный материал для дифференцированной домашней работы. |
Фиксируют домашнее задание в дневниках. |
Регулятивные: оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные: адекватное реагирование на трудности. |
|
7. Рефлексия, подведение итогов урока (4 мин) |
Организация рефлексии учебной деятельности, оценка работы учащихся. |
Организует рефлексию деятельности: помогает осуществить анализ деятельности, выявить допущенные ошибки и пути их устранения, создает условия для осознания своей роли в достижении успеха. |
Учащиеся высказывают свое мнение по уроку, выставляют себе оценку с учетом записи натуральных чисел (задание 1), кроссворда (задание 2) и практической работы (заполненная бумажная модель). |
Познавательные: фиксирование материала, изученного на уроке, оценивание личного вклада в результаты коллективной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: адекватное понимание причины успеха / неуспеха в деятельности. |
Урок-путешествие
PPTX / 3.82 Мб
Приложение 1
5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
В план Года экологии включено 64 природоохранных мероприятия, реализуемых 21 крупным предприятием в 22 субъектах Российской Федерации.
Планируемое снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду составит свыше 70 тыс. тонн в год.
Уже подписано 25 соглашений о реализации экологических программ с предприятиями на сумму 24 млрд. руб. и планируется заключить еще 13 соглашений.
В 2017 году в России будет восстановлено для дальнейшего использования более 20 полигонов бытовых отходов.
Будет создано 7 национальных парков 2 государственных природных заповедника и 2 федеральных заказника.
В план Года экологии включено более 70 мероприятий, касающихся охраны водных объектов.
Большое внимание уделено программе защиты озера Байкал, которая включает 33 мероприятия
Планируется восстановить 800 тыс. га лесов на территории страны.
Приложение 3
Использованные ресурсы:
http://bryansky-les.ru/videogallery/1309/
https://www.youtube.com/watch?v=Ed4bFIiJ9S0&feature=youtu.be
Грибанова Наиля Гадельжановна
Гордеева Галина Владимировна
Сидорова Зоя Григорьевна