Тема: «Правописание безударных гласных»
Цель: Совершенствование и развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных слов и расширение знаний об известных орфограммах.
Задачи:
1. Образовательные. Продолжить формировать умение видеть орфограммы в корнях слов, решать орфографические задачи, доказывающие наличие орфограммы.
2. Развивающие. Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать учебно-деловую речь, пополнять словарный запас, умения работать с учебным материалом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
3. Воспитывающие. Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные. Совершенствовать умения работы с учебным материалом: закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова, различать проверочные и проверяемые слова
Метапредметные.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, учиться самостоятельно работать по установленному алгоритму.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные. Продолжить формирование мотивации к учению, интереса к изучению родного языка.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» ч.1 (автор Желтовская Л.Я.), ЭФУ 2 класс, карточки с индивидуальным заданием, цветные стикеры для самооценки, презентация, мультимедийный проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД
|
I. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность | - Прочитайте пословицу: «Грамоте учиться - всегда пригодится». Слайд 1 - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать на родном языке. Грамотных людей разных профессий всегда очень ценят на любой работе. А вы желаете быть грамотными? -Тогда вперёд! И девизом нашего урока станут слова этой пословицы. - Назовите из пословицы гласные буквы. (а, о, е, у, и, я) -Запишем их красиво и аккуратно в тетрадь. Подчеркните самую красивую букву. |
Ответы детей
Ответы детей
| Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Личностные: эмоционально – психологические. Мотивация к изучению темы.
|
II. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи | Словарная работа: в.рона, в.р.бей, сн.гирь, с.ва, с.рока. Слайд 2 - Поставьте ударение и подчеркните орфограммы в словах. -Проверьте, правильно ли вы записали эти слова? Слайд 3 Оцените на полях свою работу. -У кого все правильно? У кого есть ошибки?
- Как одним словом назвать все эти слова?
-А какие это птицы? -Правильно, ребята, многие птицы покидают наши края с наступлением холодов, а есть те, которые зимуют вместе с нами. Но с приходом зимы им бывает трудно питаться. И наша задача помогать им. Чем мы им можем помочь? - Как вы это делали? Молодцы! И в этом году мы тоже должны помочь нашим пернатым друзьям. -Какое слово лишнее?
Почему?
-Как называются слова, правописание которых нельзя проверить?
- А как тогда мы можем их правильно писать?
Какая орфограмма в слове «сова»? Можно ли проверить это слово?
-Кто уже может назвать тему урока? Слайд 4
-Для чего мы будем изучать эту тему? - Какие задачи поставим перед собой?
научиться правильно писать буквы безударных гласных в словах; научиться подбирать проверочные слова.
|
Ворона, воробей, снегирь, сова, сорока.
Птицы
Зимующие
Вешали кормушки, кормили их. Сова
Потому что его можно проверить, а остальные слова нельзя.
Словарные слова- с непроверяемой орфограммой, потому что их нельзя проверить Их надо учить наизусть
Проверяемая. Да
«Правописание безударных гласных»
Чтобы грамотно писать
| Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Личностные: эмоционально – психологические. Мотивация к изучению темы. Регулятивные: целеполагание. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. |
III. Построение выхода из затруднения. Изучение нового материала | Откройте учебники на с. 105. Прочитайте вопрос Почемучки. -Какие гласные в словах нужно проверять? Почему?
Вернемся к слову «сова». В каком слоге находится безударный гласный? Как проверить это слово?
Чтобы научиться грамотно писать, мы должны ответить на три вопроса: Слайд 5 1. Что проверять? 2. Чем проверять? 3. Как проверять?
И для этого мы проведем небольшое исследование. Найдите упр.№182 Слайд 6 -Прочитайте первое слово (скалы) -Какой звук в ударном слоге? (а) -Какой буквой он обозначается? (а) -А в каком слове надо проверить букву? Почему? Аналогично исследуем слова «сосны» и «стрелы». -Давайте сделаем вывод: Слайд 7
1. Что проверять? Какие буквы надо проверять (а о е и я) 2. Чем проверять? (ударением) 3. Как проверять? (подобрать проверочное слово) Ребята читают правило на с.105. -А мы в 1 классе уже знакомились с гласными, которые надо проверять. Кто помнит этот стишок? Этих гласных ровно пять Тех, что надо проверять Вы запомните друзья Буквы а-о е-и-я!
-Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. |
Надо безударный гласный сделать ударным
Безударные гласные. Потому что они находятся в слабой позиции, и мы можем ошибиться.
| Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: Логические. Установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самосознание. Формирование мотивации к учению, интереса к изучению родного языка. |
IV. Физминутка |
|
|
|
V. Первичная проверка усвоения знаний | - Теперь, когда мы научились проверять безударные гласные в словах, мы должны потренироваться. Упр.№183 – по рядам по две пары слов в парах -Вспомните о правилах работы в парах. Вам надо исследовать каждую пару слов и определить, какую букву нужно вставить в слове. Первые две пары слов фронтально, а остальные – в парах самостоятельно. - Проверим по эталону ваши результаты. Слайд 8 - Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы. - У кого допущены ошибки? - Для чего мы проводили эту работу? Оцените свою работу на полях. |
«Чтобы научиться правильно писать безударные гласные в словах»
| Познавательные: логические, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений |
VI. Контроль и самопроверка знаний | - Посмотрите и послушайте, какая однажды история произошла с Буратино, а потом выскажете свое мнение. Слайд 9
Вызвала меня Мальвина к доске Вот и стою у доски я в тоске Так неудобно стоять у доски, Словно ботинки мне стали узки. Всё, что слегка подучил я вчера, Всё как назло позабыл до утра. Громко диктует Мальвина: «Окно», Мелом пишу на доске я «Акно». Слышу, мне Артемон тут кричит: «Надо писать через «О», через «О»! Мел от стыда я крошу на куски… Эх, опозорился я у доски!
-Как помочь Буратино?
-Ребята, можно ли смеяться в такой ситуации?
-Давайте составим для Буратино памятку проверки безударных гласных. Составим алгоритм правила: как мы действуем при проверке данной орфограммы. Слайд 10 1.Прочитать слово и поставить в нем ударение. 2. Определить безударную гласную. 3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный является ударным. 4. Написать правильно слово. - Для чего мы составили алгоритм правила?
-Тогда давайте поможем Буратино открыть ключиками замки. Игра «Открываем все замки».
|
Научить Буратино писать безударные гласные в словах
ответы детей
| Познавательные: логические, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
|
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
VII. Домашнее задание | - Под каким девизом мы работали на уроке? Слайд 11 Какую учебную задачу мы ставили на урок? Удалось выполнить эту задачу? - Как правильно написать безударную гласную в словах? -У кого по два «+» на полях? Молодцы! -Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. -Если вам было всё понятно, то вы прикрепляйте к дереву зелёные ладошки, если остались вопросы, то жёлтые ладошки, а у кого сегодня были большие трудности-красные.
-Ребята, вы продолжите тренироваться в проверке безударных и на следующих уроках русского языка, узнаете разные способы проверки.
Домашнее задание (по желанию на выбор) Упр.№184 Придумать и записать пять слов с безударной гласной, подбирая проверочные слова.
| ответы детей
Дети на дерево оценивания прикрепляют «листья» в виде ладошек. | Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации.
Личностные: самосознание, мотивационная готовность. Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
|