Урок русского языка в 6 классе «Разделительные Ь и Ъ знаки. Обобщение изученного материала»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №19
городского округа – город Камышин
Волгоградской области
Юридический адрес: город Камышин, 5 микрорайон, дом 12.
E-mail: kamishynschool19@yandex.ru
Конкурсная работа
«Разделительные Ь и Ъ знаки. Обобщение изученного материала»
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы
Савченко Наталья Петровна
Nata.savchenko2014@yandex.ru
Тема: Разделительные Ь и Ъ знаки. Обобщение изученного материала.
Цель: Создать условия для повторения и отработки правописания слов с разделительным твёрдым или разделительным мягким знаком.
Задачи:
Систематизировать знания о правописании слов с данной орфограммой.
Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
Развивать рефлексивные умения и навыки.
Основное содержание темы, термины и понятия
Анализ структуры слова.
Владение навыками анализа, рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, синтеза и создания схемы изучаемого языкового явления.
Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Осознание особой роли букв Ъ и Ь знак в русском языке.
Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения, возможный выход на индивидуальный предметный проект «Сказки и стихи о Ъ и Ь знаках»
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
прогнозировать учебную ситуацию;
строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям;
обобщать полученную информацию;
Регулятивные результаты
идентифицировать собственные проблемы и соотносить их с темой и целью урока;
самостоятельно формулировать учебные задачи на урок, план работы;
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
Коммуникативные результаты
аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
отображать в речи содержание своих действий.
Предметные результаты
Знание правила выбора нужной буквы при правописании слов с данной орфограммой.
Формирование умения практического применения правила, графического обозначения орфограммы.
Урок с использованием сингапурской методики
Ход урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Здравствуйте! Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу. Вступительное слово. – Сядьте поудобней. Работать на уроке сегодня будем в парах и группах. А что для этого нам нужно? Давайте с помощью небольшого стихотворения, попробуем вспомнить о правилах поведения. Я начинаю строчку, вы продолжаете, не забудьте о поднятой руке, не перебивайте товарища. На уроке будь старательным, Будь спокойным и… (внимательным). Все пиши, не отставая, Слушай не… (перебивая). Говорите четко, внятно, Чтобы было все… (понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку… (поднимать). Будь прилежен на уроке, Не болтай: ты не… (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу – Подними спокойно… (руку). – То есть, по отношению к партнеру мы должны быть:…. За работу в группах сегодня на уроке вы будете получать жетоны. В конце урока мы подведем итоги. |
Слушают учителя, участвуют |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Определение темы урока ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде |
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Чтобы определить тему нашего урока, разгадайте загадки, ответы записывайте в тетрадь. После того, как я прочитаю последнюю загадку, посоветовавшись в своей группе, назовите тему урока. 1)Эти маленькие птицы Петь большие мастерицы На берёзке средь ветвей Трель заводят… (соловьи) 2) Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) 3)На столбе висит листок, в нем бывает мало строк, «покупаю», «продаю» иль «меняю», «отдаю» (объявление) 4) Из песка, сухих травинок, 5)Вставишь ключик в домофон, щелк и оказался в нем (подъезд) 6) Кто все ночи напролет Посмотрите на слова, проанализируйте их, посоветуйтесь в группах, какова же тема урока? Разделительные Ь и Ъ знаки Запишите тему в тетрадь А чтобы определить задачи урока запишем предложение С…ёжились от в…юги вороб…и на дерев…ях. Что вам потребовалось, чтобы записать предложение? Какие задачи поставим перед собой? Задачи: А что еще нужно? 1)Мы должны вспомнить правило 2)как писать слова с ь и ъ знаком А самое главное… 3)привести наши знания о ь и ъ знаках в систему |
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания |
Групповая |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован- ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
||||||||||||
3. Актуализация знаний. |
Тестирование усвоения мат-ла. СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку МЫСЛИ НА СТОЛЕ |
Чтобы проверить насколько хорошо вы знаете правило, выполним различные задания Первое задание называется Диктант «Плюс – минус». Вы записываете слова под диктовку, если в слове пишется разделительный мягкий или твердый знак, то ставите плюс, если не пишется, то ставите минус. Пью, заячьи, сосулька, овощной, съел, женщина, больница, почта, вьюн, долька, отъезд сердечко, уличный, объятия Сначала ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ ДРУГА, передайте тетради тому, кто сидит напротив – вашим партнеры по лицу, Теперь, воспользуйтесь эталоном, обратите внимание на правильность выполненного задания Следующее задание называется Мысли на столе. Не забывайте, работа идет совместно в группе Я предлагаю вам записать всего 8 слов на пройденное правило. Затем каждый, по очереди, по кругу объясняет написание своего слова, ребята в группе могут исправлять товарища, если это нужно 1В…юга, 2 от…езд, 3 п…еса,4 с…есть, 5 бул…он, 6 с…ёмка, 7шампин…он, 8 медвежьи Для окончательной проверки воспользуйтесь эталоном Рефлексия Вызвала ли работа затруднения? Были ли ошибки? Почему, как вы думаете? Что нужно сделать, чтобы устранить эти затруднения (Повторить правило, т.е. систематизировать наши знания) Для этого откройте учебники на с.114, каждый самостоятельно еще раз прочитает правило . Затем, каждая группа получает задание - это слова на пройденное правило, правописание в которых ь или ъ вы должны объяснить . Для ответа вы выберете в группы 1 ученика.
Группы получают слова: ОБЕЗЬЯНА СЪЕМКА БУЛЬОН ИНТЕРВЬЮ ОБЪЯВЛЕНИЕ Советуются и отвечают За правильное объяснение каждая группа получает жетон Хорошо. Правило мы повторили. А как вы думаете, что еще нам нужно продумать или придумать, чтобы привести наши знания в систему? Продумать опорную схему на которую можно опереться для употребления ь и ъ знаков |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
Групповая, индивидуальная. |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные опросы). |
Обобщение КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД СОБЕРИ ИДЕИ. РАУНД ТЕЙБ) |
Чтобы привести наши знания в систему нам понадобится коллективная работа , все ваши знания по пройденной теме, СОБЕРЕМ наши ИДЕИ вместе! Для этого каждая группа получает свое задание: 1 группа должна будет придумать опорную схему с примерами для разделительного Ъ знака, иллюстрирующими правило 2 группа должна будет придумать опорную схему с примерами для разделительного Ь знака, иллюстрирующими правило 3 группа должна будет придумать схему для исключений 4 группа придумать свой алгоритм написания ь знака, объяснить на примере 5 группа придумать свой алгоритм написания ъ знака, объяснить на примере Схема для 1 группы Схема для 2 группы Для 3 группы (схема для исключений) ! Для 4 группы 1)Определить …. слова, где находится орфограмма … знак 2)Если это …., проверить на какую букву она заканчивается и перед какой буквой … стоит 3)Если …. заканчивается на …., то перед буквами е,ё,ю,я пишется….. Для 5 группы 1)Определить …. слова, где находится орфограмма … знак 4)Если это орфограмма в …., перед буквами ….. пишется …….. 5) В некоторых словах иноязычного происхождения пишется ….. перед буквой…. и эти слова надо ……(……….) После того как вы подготовитесь, 2 участник группы выходит к доске и озвучивает правило Рефлексия Получают жетоны за правильно выполненное задание Молодцы! Что же у нас получилось? Ваша коллективная работа помогла нам вместе за короткое время создать схемы, которые помогут вам справиться с любым заданием на пройденное правило!!! Теперь, когда нам удалось создать и схему и алгоритм к чему вы готовы? К применению правила на практике! Выполнению заданий без ошибок! Выполним задание КРУГЛЫЙ СТОЛ У каждой группы текст про великана Объедало, текст передается по кругу в группе, вы должны вставить в него пропущенные буквы советуясь, используя полученный алгоритм, И как только буквы вставлены, текст вывешивается 3 отвечающим проверяется по эталону. Время пошло. «Великан Об…едало был в гостях». «Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоеные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел Об…едало немало, а голодным как был, так и остался». Рефлексия Молодцы, справились с заданием, применяя схему. Получите жетоны |
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, выполняют письменное задание по ря- дам, работают |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ДРУЗЬЯ ПО ВРЕМЕНИ Раунд Робин |
Задание 2 Следующее задание на быстроту вашей реакции и внимательность Команда должна найти по всему классу слова и распределить их в соответствии с правилом. Слушайте задание внимательно. В классе закреплены слова на пройденное правило, ваша задача, найти их и закрепить на доске. Всего члены каждой группы должны найти и закрепить на доске по 5 слов. Я включаю музыку и до тех пор пока она играет, члены группы ищут слова. Как только музыка заканчивается, все, кроме 4 ученика, который будет отвечать, садятся на свои места Слушайте внимательно! Задания для групп будет очень разным Задание для 1 группы Найти слова исключения, где ь разделительный знак пишется перед буквой О Задание для 2 группы Найти слова с разделительным ь знаком в корне слова ночью друзья Задание для 3 группы Найти слова, с разделительным ъ знаком после приставок Задание для 4 группы Найти слова, где нет ь разделительного знака (ь в этих словах смягчающий) дверь Задание для 5 группы Найти слова, где нет разделительного ь знака (ь в этих словах пишется у сущ. и глаголов после шипящей) Увлечься, покраснеешь, рожь, встретишься Подведение итогов Номер 4 читает слова, проверка Рефлексия Что вам помогло выполнить задание правильно? 3 задание называется ИСПРАВЬ ОШИБКУ Вы должны будете исправить ошибки, в словах с разделительным ь и ъ знаком, передавая задание по кругу в группе. Вы можете проверять и исправлять друг друга, думать вместе. В конце задания вы впишите в ответ задачи количество вставленных ь и ъ знаков Я включаю музыку - Время пошло, выключаю - закончилось Зачеркивайте и исправляйте каждая группа в своем тексте Шъет платье, журчание ручъя, сьедают листъя, сьемка обезъяны, подехал к подьезду, обедаться варенъем, птичъи семьи, злая въюга Шьет платье, журчание ручья, съедают листья, съемка обезьяны, подъехал к подъезду, объедаться вареньем, птичьи семьи, злая вьюга Ответ: В исправленных словах получилось разделительных …..Ь знаков и ….Ъ знаков. Ответ:9 –ь и 5-ъ Рефлексия За правильное количество Ь 1жетон, Ъ еще 1 жетон |
Принимают участие в обучающей игре, отвечают на вопросы, выполняют задание |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
ДЗ |
УГЛЫ КОНЭРС |
Подведем итог работы в группах Подсчет жетонов Посмотрите, сколько знаний в виде жетонов вы заработали. Я думаю, это говорит о том, что ваши знания приведены в систему. Молодцы, работа в группах получилась. Рефлексия Углы А для того, чтобы каждый смог оценить свою работу на уроке, вы должны разойтись по углам, в зависимости от того, как вы оцениваете, чего вы достигли сегодня на уроке 1 угол в 1 угол идут те из ребят, кто справился со всеми заданиями, хорошо понял тему, может оказать помощь 2 угол во второй угол идут те ребята, кто справился со всеми заданиями без затруднений, но оказать помощь в объяснении материала не могут 3 угол в третий угол идут те ребята, кто справился с заданиями, но им еще необходима помощь 4 угол встанут те ребята, кто в общем усвоил тему, но допускал ошибки Вы видите, как вы хорошо поработали, теперь вы можете выполнять роль учителя и объяснить тему товарищу. 1)написать сочинение о роль ь и ъ знаков или сказку про ь и ъ знаки или правило и упр.82 |
Обобщение |
Индивидуальная |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Презентация к уроку обобщения ь и ъ знаки
PPTX / 1.32 Мб