Сценарий урока русского языка в 3 классе «Когда пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь»

3
0
Материал опубликован 20 November 2015 в группе

Технологическая карта урока

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Трифанова Анастасия Владимировна, учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 3

Наименование УМК: РИТМ

Автор учебника: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко «Русский язык», Москва, ООО «Дрофа», 2012 год.

Тип урока: Открытие новых знаний

Место урока: 1 урок по теме, предпоследний по разделу «Строение слова».

Тема урока: Когда пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь.

Цель урока: формирование умения правильного выбора написания в словах разделительных ъ и ь знаков.

Задачи:

  • Формирование умения написания в словах ъ и ь знаков.
  • Развивать познавательную активность, умение работать с интерактивной доской, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, маршрутные листы, карточки для оценки себя по критериям.

УУД:

Предметные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Личностные УУД:

Научиться писать слова с разделительным ъ и ь знаком.

Целеполагание, планирование, прогнозирование, самооценка, самоконтроль.

Работа в паре, коллективное обсуждение в группе, сотрудничество при отборе информации, выражение своих мыслей.

Выделение цели, структурирование знаний, моделирование, синтез, анализ информации, доказательство.

Смыслообразование, нравственно — этическая ориентация, жизненное самоопределение.

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник, интерактивная доска.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный

Я начну урок с древней мудрой легенды:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.

Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее»

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: Какая у меня в руках бабочка, о, мудрейший, - живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!».
И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка и открыть новые тайны русского языка.

Слушают и анализируют.

Настрой на работу на уроке.

Личностные

Целеполагание. Планирование.

Какой раздел изучаем?

Давайте вспомним, что нам уже известно. Для этого вам нужно выполнить тест.

Перед вами листы с тестами, предлагаю решить их.

1. Для образования новых слов служат

- корень и приставка

- корень

- приставки и суффиксы

2. Главная значимая часть слова

- корень

- приставка

- окончание

3. Значимая часть слова, которая стоит после корня называется

-приставка

-суффикс

-окончание

4. Приставки от-, под-, с-, по-, за-, в-, до-, об-

- пишутся так, как произносятся

-пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

5. Предлоги иногда путают с приставками. Чтобы не ошибиться в написании, следует помнить:

- предлоги пишутся со словами раздельно

- между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить еще одно слово.

6. В слове под езд надо вставить

- разделительный ь

- разделительный ъ

- ничего не надо вставлять

7. Предлоги никогда не стоят перед словами

- которые обозначают действия

- которые обозначают признак

Проверка. Слайд

Оцените себя по критерию « Что я знаю о строении слова».

С какой трудностью столкнулись?

Сформулируйте тему урока.

Какую цель поставим?

Давайте спланируем нашу работу на уроке.

Перед вами задачи, расставьте их в нужной последовательности. Работаем в группах.

Оценить свою работу на уроке

Отработать выбор написания в словах разделительного ъ и разделительного ь

Проанализировать написание слов с разделительным ъ и разделительным ь

Вывести правило написания

Проверка: слайд

на интер. доске – задачи.

Выдаю задачи на каждую парту – маршрутные листы, оценочные листы.

Строение слова.

Самостоятельная работа.

Не знаем ответа на 6 вопрос.

Тема урока: Когда пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь.

Цель урока: научиться правильному выбору написания в словах разделительного ъ и ь.

Работа в группах.

    1. Проанализировать написание слов с разделительным ъ и разделительным ь.

      Вывести правило написания.

      Отработать выбор написания в словах разд ъ, ь.

      Оценить свою работу на уроке.

Личностные

регулятивные

познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Открытие новых знаний

Приступаем к решению 1 задачи.

На ваших маршрутных листах - задание: упр. 113.

Цель какая?

Работать будете в парах.

Проверка: Какой согласный звук повторяется в словах? Какое место в слове он занимает? Сочетанием каких букв обозначен на письме звук й?

Слайд: вставить на доске, распределить в 2 столбика.

Оцените себя.

Переходим к следующей задаче. Какая?

Работаем в группах – выведите правило написания разделительного ъ и ь. Попробуйте составить схему.

Заслушивание выводов.

Давайте сравним наши предположения с правилом в учебнике – с.67.

А как вы думаете, во всех ли словах после приставки нужен разделительный ъ? Давайте проверим себя, выполнив след. задание. Упр. 114.

1 человек на доске – мелом, от слова ехал.

На местах по вариантам. 1 в.- от слова ел. 2 в. – от слова явился.

Проверка: с доски – вместе. С мест по вариантам.

Вывод. Во всех ли словах нужен разделительный ъ? Почему?

Оцените себя.

На маршрутных листах – следующая задача. Какое задание?

Итак, применим наши знания на практике.

Все знают историю бедного зайчишки – трусишки, который всего боялся. Надоело ему бояться! Стал он хвастать, что все знает и может, и никого больше не боится. Не хочет опозориться Заяц Хваста перед сородичами, просит ему помочь.

1 вариант. Вам нужно прочитать определения, вопросы и дать ответ одним словом. Запишите ответы в тетради.

Грибы, которые нельзя есть.

Что мы говорим о ком-то, кто сжался от холода?

Сильная метель.

Ее можно проводить при помощи фоторужья.

Дорога, круто поднимающаяся вверх.

Наряд (одежда) девочки.

2 вариант. Составить пословицы, выбрать написание в словах разделительного ъ и ь.

Об единяет, труд, людей.

Удал ю, богатырей, сынов я, матерей, русских, славятся.

Что овцу с ел, не за то волка б ют, а за то, что сер.

Слайд.

Оцените себя, как вы справились с заданием (самооценка по эталону).

Вернитесь к тесту, который выполняли в начале урока. Как теперь правильно ответить на поставленный вопрос?

Подъезд.

Вывод. Какая цель урока? Достигли? Оцените себя по критерию «Умение правильно выбирать для написания слов разделительный ъ и разделительный ь».

Проанализировать…

Работа в парах - запись слов в тетрадь в 2 столбика.

Вывести правило.

Работа в группах.

 

Самостоятельная работа.

Отработать….

Самостоятельная работа.

Проверка по эталону, со слайда:

1 вариант. Несъедобные

Съежился

Вьюга

Съемка

Подъем

Платье

2 вариант: Труд людей объединяет.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Домашнее задание

с. 68 упр. 118 или найти 3 пословицы со словами, в которых есть разделительный ъ и разделительный ь.

Записывают в дневники.

 

Рефлексия

Продолжите фразу

слайд

На уроке я работал

Активно\пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен\недоволен

Урок мне показался

Коротким\длинным

За урок я

Не устал\устал

Материал урока мне был

Полезен\бесполезен

Мое настроение

Стало лучше\хуже

Закончить урок я хочу опять легендой.

Бежали 2 мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра.

И мне, хотелось бы, чтобы вы так же, как 2 мышка, старательно учились, добивались высот.

Урок закончен. Успехов на остальных уроках.

Продолжают фразы с доски.

Личностные

Регулятивные

коммуникативные

 

Приложение.

Маршрутный лист.

Проанализировать написание слов с разделительным ъ и разделительным ь

Упр. 113.

Вывести правило написания.

Упр. 114

Отработать выбор написания в словах разд ъ и разд. ь.

Помочь Зайцу Хвасте.

Оценить свою работу на уроке.

Лист самооценки.

Задание

Критерий

Оценка

Упр. 113

Умение выбирать разделительный ъ или ь.

Самооценка по эталону

Упр. 114

Умение писать слова с разделительным ъ.

Самооценка

     

Помощь Зайцу Хвасте

Умение выбирать разделительный ъ или разделительный ь писать в словах.

Самооценка

Грибы, которые нельзя есть.

Что мы говорим о ком-то, кто сжался от холода?

Сильная метель.

Ее можно проводить при помощи фоторужья.

Дорога, круто поднимающаяся вверх.

Наряд (одежда) девочки.

 

Тест

1. Для образования новых слов служат

- корень и приставка

- корень

- приставки и суффиксы

2. Главная значимая часть слова

- корень

- приставка

- окончание

3. Значимая часть слова, которая стоит после корня называется

- приставка

- суффикс

- окончание

4. Приставки от-, под-, с-, по-, за-, в-, до-, об-

- пишутся так, как произносятся

- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

5. Предлоги иногда путают с приставками. Чтобы не ошибиться в написании, следует помнить:

- предлоги пишутся со словами раздельно

- между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить еще одно слово.

6. В слове под езд надо вставить

- разделительный ь

- разделительный ъ

- ничего не надо вставлять

7. Предлоги никогда не стоят перед словами

- которые обозначают действия

- которые обозначают признак

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.