Сценарий урока русского языка в 3 классе «Когда пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь»
Технологическая карта урока
Урок русского языка в 3 классе.
Учитель: Трифанова Анастасия Владимировна, учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 3
Наименование УМК: РИТМ
Автор учебника: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко «Русский язык», Москва, ООО «Дрофа», 2012 год.
Тип урока: Открытие новых знаний
Место урока: 1 урок по теме, предпоследний по разделу «Строение слова».
Тема урока: Когда пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь.
Цель урока: формирование умения правильного выбора написания в словах разделительных ъ и ь знаков.
Задачи:
- Формирование умения написания в словах ъ и ь знаков.
- Развивать познавательную активность, умение работать с интерактивной доской, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, маршрутные листы, карточки для оценки себя по критериям.
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Личностные УУД: |
Научиться писать слова с разделительным ъ и ь знаком. Целеполагание, планирование, прогнозирование, самооценка, самоконтроль. Работа в паре, коллективное обсуждение в группе, сотрудничество при отборе информации, выражение своих мыслей. Выделение цели, структурирование знаний, моделирование, синтез, анализ информации, доказательство. Смыслообразование, нравственно — этическая ориентация, жизненное самоопределение. |
Ресурсы: основные дополнительные |
Учебник, интерактивная доска. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||
Мотивационный |
Я начну урок с древней мудрой легенды: Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг. Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: Какая у меня в руках бабочка, о, мудрейший, - живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!». |
Слушают и анализируют. Настрой на работу на уроке. |
Личностные |
||||||||||||
Целеполагание. Планирование. |
Какой раздел изучаем? Давайте вспомним, что нам уже известно. Для этого вам нужно выполнить тест. Перед вами листы с тестами, предлагаю решить их. 1. Для образования новых слов служат - корень и приставка - корень - приставки и суффиксы 2. Главная значимая часть слова - корень - приставка - окончание 3. Значимая часть слова, которая стоит после корня называется -приставка -суффикс -окончание 4. Приставки от-, под-, с-, по-, за-, в-, до-, об- - пишутся так, как произносятся -пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся. 5. Предлоги иногда путают с приставками. Чтобы не ошибиться в написании, следует помнить: - предлоги пишутся со словами раздельно - между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить еще одно слово. 6. В слове под езд надо вставить - разделительный ь - разделительный ъ - ничего не надо вставлять 7. Предлоги никогда не стоят перед словами - которые обозначают действия - которые обозначают признак Проверка. Слайд Оцените себя по критерию « Что я знаю о строении слова». С какой трудностью столкнулись? Сформулируйте тему урока. Какую цель поставим? Давайте спланируем нашу работу на уроке. Перед вами задачи, расставьте их в нужной последовательности. Работаем в группах. Оценить свою работу на уроке Отработать выбор написания в словах разделительного ъ и разделительного ь Проанализировать написание слов с разделительным ъ и разделительным ь Вывести правило написания Проверка: слайд на интер. доске – задачи. Выдаю задачи на каждую парту – маршрутные листы, оценочные листы. |
Строение слова. Самостоятельная работа. Не знаем ответа на 6 вопрос. Тема урока: Когда пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь. Цель урока: научиться правильному выбору написания в словах разделительного ъ и ь. Работа в группах.
|
Личностные регулятивные познавательные Коммуникативные Познавательные |
||||||||||||
Открытие новых знаний |
Приступаем к решению 1 задачи. На ваших маршрутных листах - задание: упр. 113. Цель какая? Работать будете в парах. Проверка: Какой согласный звук повторяется в словах? Какое место в слове он занимает? Сочетанием каких букв обозначен на письме звук й? Слайд: вставить на доске, распределить в 2 столбика. Оцените себя. Переходим к следующей задаче. Какая? Работаем в группах – выведите правило написания разделительного ъ и ь. Попробуйте составить схему. Заслушивание выводов. Давайте сравним наши предположения с правилом в учебнике – с.67. А как вы думаете, во всех ли словах после приставки нужен разделительный ъ? Давайте проверим себя, выполнив след. задание. Упр. 114. 1 человек на доске – мелом, от слова ехал. На местах по вариантам. 1 в.- от слова ел. 2 в. – от слова явился. Проверка: с доски – вместе. С мест по вариантам. Вывод. Во всех ли словах нужен разделительный ъ? Почему? Оцените себя. На маршрутных листах – следующая задача. Какое задание? Итак, применим наши знания на практике. Все знают историю бедного зайчишки – трусишки, который всего боялся. Надоело ему бояться! Стал он хвастать, что все знает и может, и никого больше не боится. Не хочет опозориться Заяц Хваста перед сородичами, просит ему помочь. 1 вариант. Вам нужно прочитать определения, вопросы и дать ответ одним словом. Запишите ответы в тетради. Грибы, которые нельзя есть. Что мы говорим о ком-то, кто сжался от холода? Сильная метель. Ее можно проводить при помощи фоторужья. Дорога, круто поднимающаяся вверх. Наряд (одежда) девочки. 2 вариант. Составить пословицы, выбрать написание в словах разделительного ъ и ь. Об единяет, труд, людей. Удал ю, богатырей, сынов я, матерей, русских, славятся. Что овцу с ел, не за то волка б ют, а за то, что сер. Слайд. Оцените себя, как вы справились с заданием (самооценка по эталону). Вернитесь к тесту, который выполняли в начале урока. Как теперь правильно ответить на поставленный вопрос? Подъезд. Вывод. Какая цель урока? Достигли? Оцените себя по критерию «Умение правильно выбирать для написания слов разделительный ъ и разделительный ь». |
Проанализировать… Работа в парах - запись слов в тетрадь в 2 столбика. Вывести правило. Работа в группах.
Самостоятельная работа. Отработать…. Самостоятельная работа. Проверка по эталону, со слайда: 1 вариант. Несъедобные Съежился Вьюга Съемка Подъем Платье 2 вариант: Труд людей объединяет. Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. |
Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
||||||||||||
Домашнее задание |
с. 68 упр. 118 или найти 3 пословицы со словами, в которых есть разделительный ъ и разделительный ь. |
Записывают в дневники. |
|||||||||||||
Рефлексия |
Продолжите фразу слайд
Закончить урок я хочу опять легендой. Бежали 2 мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра. И мне, хотелось бы, чтобы вы так же, как 2 мышка, старательно учились, добивались высот. Урок закончен. Успехов на остальных уроках. |
Продолжают фразы с доски. |
Личностные Регулятивные коммуникативные |
Приложение.
Маршрутный лист.
Проанализировать написание слов с разделительным ъ и разделительным ь
Упр. 113.
Вывести правило написания.
Упр. 114
Отработать выбор написания в словах разд ъ и разд. ь.
Помочь Зайцу Хвасте.
Оценить свою работу на уроке.
Лист самооценки.
Задание |
Критерий |
Оценка |
Упр. 113 |
Умение выбирать разделительный ъ или ь. |
Самооценка по эталону |
Упр. 114 |
Умение писать слова с разделительным ъ. |
Самооценка |
Помощь Зайцу Хвасте |
Умение выбирать разделительный ъ или разделительный ь писать в словах. |
Самооценка |
Грибы, которые нельзя есть.
Что мы говорим о ком-то, кто сжался от холода?
Сильная метель.
Ее можно проводить при помощи фоторужья.
Дорога, круто поднимающаяся вверх.
Наряд (одежда) девочки.
Тест
1. Для образования новых слов служат
- корень и приставка
- корень
- приставки и суффиксы
2. Главная значимая часть слова
- корень
- приставка
- окончание
3. Значимая часть слова, которая стоит после корня называется
- приставка
- суффикс
- окончание
4. Приставки от-, под-, с-, по-, за-, в-, до-, об-
- пишутся так, как произносятся
- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.
5. Предлоги иногда путают с приставками. Чтобы не ошибиться в написании, следует помнить:
- предлоги пишутся со словами раздельно
- между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить еще одно слово.
6. В слове под езд надо вставить
- разделительный ь
- разделительный ъ
- ничего не надо вставлять
7. Предлоги никогда не стоят перед словами
- которые обозначают действия
- которые обозначают признак