12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Толокнова Мария Валентиновна28
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
1

Конспект патриотического занятия "У войны не детское лицо"

Технологическая карта занятия

Образовательная область: познавательное развитие

Группа: подготовительная

Воспитатель: Толокнова М.В.

Тема

«У войны не детское лицо…»


Цель

Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых во время Великой Отечественной войны.



Задачи

Образовательные:

Обобщать знания детей об исторических событиях Великой Отечественной войны.

Дать представление об организации жизни и быта детей во время войны.

Развивающие:

Способствовать формированию гражданской позиции, собственного отношения к войне как негативному явлению.

Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.

Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами.

Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Помочь учащимся осознать важность Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать, выделять главное, делать умозаключения.

Содействовать развитию умений ставить цель, работать, соблюдая временной режим, общаться, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Обеспечить развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Используя визуальные и аудиальные наглядные методы способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся, развитию эмпатии.


Планируемые результаты


Предметные умения

Формируемые УУД

Узнавать о жизни людей из презентации и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.



Личностные: Положительная мотивация и познавательный интерес к истории Отечества; Оценка жизненных ситуаций  и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные: Использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ; планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,  определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Основные понятия

Великая Отечественная война




Ресурсы:

- основные




- дополнительные


Мультимедийное оборудование, видеоклип «Память» Е.Цыброва; презентация по теме печатные и электронные материалы для изучения нового материала; таблички с темой занятия, девизом;

слайды с фотографиями военных лет; песни «Священная война», «День Победы».


Тип занятия

занятие открытия нового знания


Вид занятия

Проблемный диалог


Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.





Ход занятия







Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей + формы работы


Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный момент.

Цель.

Настроить детей на работу


Воспитатель: (вполголоса): 
Горит дрожащая свеча. 
Не дунь на пламя сгоряча. 
А ты, волшебный огонек, 
О чем бы нам поведать мог?
 

Предлагаю детям сесть в кружок в затемненном помещении, включаю тихо песню «Вечный огонь» и зажигаю свечку. 

Предлагаю детям посмотреть на горящую свечку и рассказать, какие чувства она вызывает



Личностные: Положительная мотивация на деятельность.

II. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы занятия, цели занятия, включение детей в деятельность на личностно- значимом уровне

-Вам нравится смотреть на огонь? Какого он цвета? --В каких еще ситуациях дети могут смотреть на пламя? (В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку и т.д.) 

-Когда вы смотрите на огонь вам не страшно?

-Сейчас вы, просмотрев видеоклип, постараетесь определить тему занятия




-А вот знаете, было время, очень давно, когда нас еще не было, 70 лет назад, все вокруг горело и люди плакали, и со страхом смотрели на огонь. Как вы думаете, когда это было? (Когда была война)

-А сейчас есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Как вы думаете, какой огонь?

Это вечный огонь. Свечка гаснет.

-Кто из вас был когда-нибудь у такого огня?

- С кем?

-По какому случаю?

- Ребята, а вы знаете для чего он существует?




Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.

Каждый год люди несут цветы и венки к этому огню, а кто знает какого числа? (9 мая).

-А что это за день такой? (День Победы)


-Как вы думаете это самый главный праздник нашей страны? Почему?

-Какую великую дату отмечаем мы в этом году? ( 75-летие Великой Победы)

-О чем мы сегодня будем говорить?

Действительно, приближается самый главный праздник 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике?

А знаете ли вы что-нибудь о детях, которые тогда были такими же как и вы, как они жили, чем питались, чем занимались, как вообще выживали в войну?

А хотите узнать больше о детях, живущих в дни войны?

- Итак, тема занятия «Дети войны»

- Что вы хотите узнать сегодня на занятии?

- Как вы думаете, зачем нам надо знать о войне, ведь это было так давно?

(Чтобы помнить, не повторять ошибок)

- Древние мудрецы говорили: «Если войну забывают, начинается новая».



Фронтальная, просмотр видеоролика

- Слушают и говорят свои предположения.

Слушают и просматривают видеоклип «Память» Е.Цыброва





Презентация слайда Вечный огонь

Фронтальная

- Высказывают свои предположения

Индивидуальный

Опрос

Выслушиваются ответы детей











Если кто-нибудь знает о «детях войны» слушаем ответы детей












Слайд с темой занятия






Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;  

III. «Открытие» детьми новых знаний

Цель.

Овладение новыми знаниями и способами действий

На протяжении всего занятия высказывания воспитателя и детей сопровождается показом слайдов презентации

Война лишила их счастливого детства. Они быстро повзрослели.

Послушайте стихотворение Т. Фроловой «Дети войны».

































Много дел было у ребятишек военной поры:

Чем занимались дети во время войны?

А где еще они помогали взрослым вы догадаетесь, если составите рассказ по картинкам.

В помощь для этого вы можете использовать фразы, представленные на доске.
























-А зачем солдатам на фронте продукты? 

В военное время очень трудно было с продуктами и все люди получали паек. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250граммов хлеба на весь день, а детям – 150 граммов хлеба

-Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить?  Люди жили, несмотря на все трудности военного времени.


-А как вы думаете, чем в это время были заняты школьники? (Школьники помогали взрослым).


-Во многих городах были организованы госпитали. Ребята, а что такое госпиталь? (Это больница для раненых солдат).


-Правильно, молодцы! В госпиталях ребята с медсестрами и нянечками ухаживали за ранеными солдатами, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали, чтобы отвлечь от боли, поднять настроение. А еще ребята готовили подарки для бойцов, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года вязали перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера. Получается, все могли дети делать в то время. Давайте посмотрим, сможете ли вы помочь своему раненому товарищу.

Кто из вас может перебинтовать раненого?

-Вот мы с вами узнали, что школьники много работали, взрослым помогали, как вы думаете, они учились в школе?


-Время было очень трудное, но дети продолжали учиться. В то время не было тетрадей и чернил. Писали дети на старых газетах, карандашами и углем. Но все старались учиться хорошо.


-Ребята, напомните мне, пожалуйста, как дети поднимали настроение больным? (Пели, танцевали, стихи читали). А давайте, мы с вами представим, что наши гости – это раненые в госпитале, у них все болит, им очень страшно и грустно, а мы поднимем им настроение.


-А где еще совершали дети свои подвиги вы узнаете, если прочитаете правильно слова перевертыши.


-Молодцы ребята. А теперь давайте еще раз повторим, что у нас получилось за предложения.


-Ребята до нашего времени дошла газета со статьей о детях военного времени. Вы ее прочитаете, если правильно вставите буквы.





-Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

















-По этому поводу великий маршал Жуков сказал знаменитую фразу

А какую, вы узнаете, если правильно соберете геометрические фигуры.

«Тыл - это половина победы!».






Представляете, некоторые дети даже сражались наравне со взрослыми в этой страшной войне.

Эти мальчики и девочки не играли в войну,  они жили по её суровым законам. Любовь к своему народу и ненависть к врагу позвали пионеров на защиту Родины.


 Как вы думаете, о чём мечтали дети в войну? (О мирном небе, о живых родителях, о красивых книжках и игрушках, о куске хлеба, …)



-Ребята, а вы знаете, что такое памятник?

-А кому его ставят?

-В нашей стране существуют разные памятники, даже «детям войны».






.






Постановка проблемной ситуации и её разрешение методом обсуждения



Подготовленный ребенок читает стихи:

Детям войны незнакомы игрушки,
Слаще пирожных хлеба горбушки,
Знали беду, голод, разлуки.
Сколько работали слабые руки!
Дети войны, дети сироты,
Их принимали в солдатские роты.
Часто бывало, они воевали,
Дети повсюду отцов заменяли.
В поле грузили картошку мешками,
Все для Победы! – голодные сами.
Раненых с фронта везли эшелоны,
Дети в тылу разгружали вагоны.
Им не забыть это страшное горе,
А на полях, на военных заводах,
Детство под градом военной картечи. Сколько свалилось на детские плечи…

Рассказ по картинкам.    Ребёнок. Дети заготавливали дрова, собирали урожай наравне со взрослыми.

Ребёнок. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

Ребёнок. Дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр.

Ребёнок. Работали дети от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили и собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.




- Высказывают свои предположения





показать кусочки хлеба












Ответы детей



Работа в парах

Выдаю бинты каждой паре













Ответы детей











Физкультминутка




Слова перевертыши

ыцто ан тнорф – итед ан доваз?



«Отцы на фронт- дети на завод».



Фронтальная (для читающих детей)

Д…ти в кор..ткие ср…ки приобр..тали р..б..чие пр…фессии, стан…вились т..кар..ми, слес..рями. П..др..стки р..б..тали и на авиам..торных зав…дах, на к..т..рых произв..дил…сь м..т..ры для сам..лет..в-истреб..телей и б..мбардир..вщиков. На Пермском м..т..рном зав..де раб..тало 7 тысяч п..др…стков в в..зрасте от 11 до 16 лет. В нек..т..рых ц..хах они с..ставляли 80 % с..ст..ва раб..чих. Д..ти стояли за ст..нками нар..вне со взр..слым раб..чим нар..дом.

 


Тыл это половина победы

t1639563667aa.gift1639563667ab.gift1639563667ac.gif






Воспитатель читает слайд о герое земляке Боре Новикове



Высказывания детей




Ответы детей




Показ слайда с памятниками войны











Узнавать о жизни людей из презентации слайдов и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.





















Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов презентации






































































Личностные:

Оценка жизненных ситуаций  и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.




Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;   сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



Регулятивные: Использовать  при выполнении задания ИКТ; корректировать работу по ходу его выполнения,  давать самооценку.





Познавательные: перерабатывать информацию

IV. Первичное закрепление

Цель.

Закрепление знаний и способов действий

- О чем мы с вами беседовали сегодня?(о Дне Победы, о детях войны …) 
- Когда празднуют День победы? (9 мая) 
- Куда возлагают цветы дети и взрослые 9 мая? (к Вечному Огню, к памятникам, к могилам солдат на воинском кладбище) 

- Как жили дети во время войны, чем они занимались

- О чем мечтали дети?

Фронтальная

- Высказывают свое мнение, подтверждая материалами занятия

Учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Познавательные: анализировать, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений

Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные: давать самооценку.

V.Самостоятельная работа с последующей проверкой

Цель.

Применение знаний и способов действий

Ребята во многих странах голубь является символом мира, и давайте сейчас на нашем занятии сделаем этих голубей. У вас на столах лежат листки бумаги и технологическая карта, которой вы можете воспользоваться, при изготовлении голубя. Подарите своего голубя товарищу

Дети по технологической карте изготавливают голубя мира


Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения,  определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Теперь вы, ребята, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час?



- Вспомните, о каких традициях празднования Дня Победы вы знаете? Какие традиции существуют в нашей школе; в семье; в поселке?

(возложение венков, минута молчания, вахта памяти, поминальная церковная служба, военный парад, смотр строя и песни)

Фронтальная

- дети, опираясь на ранее полученные знания, свой жизненный опыт, называют традиции Дня Победы

Узнавать о жизни людей и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Регулятивные: Использовать  при выполнении задания различные средства

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию на основе сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

VII. Рефлексия

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы

(на фоне музыки «День Победы»)

Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.


Фронтальная

- Высказывания детей

Учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы

Коммуникативные: участвовать в диалоге

VIII. Д/з.

Нет в России семьи такой,

Где б ни памятен был свой герой…

Эти слова песни подскажут вам домашнее задание: собрать материал о своих героях







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.