Конспект патриотического занятия «У войны не детское лицо»
Технологическая карта занятия
Образовательная область: познавательное развитие
Группа: подготовительная
Воспитатель: Толокнова М.В.
Тема | «У войны не детское лицо…» | ||||
Цель | Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых во время Великой Отечественной войны. | ||||
Задачи | Образовательные: Обобщать знания детей об исторических событиях Великой Отечественной войны. Дать представление об организации жизни и быта детей во время войны. Развивающие: Способствовать формированию гражданской позиции, собственного отношения к войне как негативному явлению. Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени. Воспитательные: Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени. Помочь учащимся осознать важность Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать, выделять главное, делать умозаключения. Содействовать развитию умений ставить цель, работать, соблюдая временной режим, общаться, осуществлять самоконтроль и самооценку. Обеспечить развитие монологической и диалогической речи учащихся. Используя визуальные и аудиальные наглядные методы способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся, развитию эмпатии. | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные умения | Формируемые УУД | ||||
Узнавать о жизни людей из презентации и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны. | Личностные: Положительная мотивация и познавательный интерес к истории Отечества; Оценка жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Регулятивные: Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ; планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные: Ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | ||||
Основные понятия | Великая Отечественная война | ||||
| | ||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Мультимедийное оборудование, видеоклип «Память» Е.Цыброва; презентация по теме печатные и электронные материалы для изучения нового материала; таблички с темой занятия, девизом; слайды с фотографиями военных лет; песни «Священная война», «День Победы». | ||||
Тип занятия | занятие открытия нового знания | ||||
Вид занятия | Проблемный диалог | ||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | ||||
Ход занятия | |||||
Этап занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей + формы работы | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
I.Организационный момент. Цель. Настроить детей на работу | Воспитатель: (вполголоса): | Предлагаю детям сесть в кружок в затемненном помещении, включаю тихо песню «Вечный огонь» и зажигаю свечку. Предлагаю детям посмотреть на горящую свечку и рассказать, какие чувства она вызывает | | Личностные: Положительная мотивация на деятельность. | |
II. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы занятия, цели занятия, включение детей в деятельность на личностно- значимом уровне | -Вам нравится смотреть на огонь? Какого он цвета? --В каких еще ситуациях дети могут смотреть на пламя? (В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку и т.д.) -Когда вы смотрите на огонь вам не страшно? -Сейчас вы, просмотрев видеоклип, постараетесь определить тему занятия -А вот знаете, было время, очень давно, когда нас еще не было, 70 лет назад, все вокруг горело и люди плакали, и со страхом смотрели на огонь. Как вы думаете, когда это было? (Когда была война) -А сейчас есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Как вы думаете, какой огонь? Это вечный огонь. Свечка гаснет. -Кто из вас был когда-нибудь у такого огня? - С кем? -По какому случаю? - Ребята, а вы знаете для чего он существует?
Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат. Каждый год люди несут цветы и венки к этому огню, а кто знает какого числа? (9 мая). -А что это за день такой? (День Победы) -Как вы думаете это самый главный праздник нашей страны? Почему? -Какую великую дату отмечаем мы в этом году? ( 75-летие Великой Победы) -О чем мы сегодня будем говорить? Действительно, приближается самый главный праздник 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике? А знаете ли вы что-нибудь о детях, которые тогда были такими же как и вы, как они жили, чем питались, чем занимались, как вообще выживали в войну? А хотите узнать больше о детях, живущих в дни войны? - Итак, тема занятия «Дети войны» - Что вы хотите узнать сегодня на занятии? - Как вы думаете, зачем нам надо знать о войне, ведь это было так давно? (Чтобы помнить, не повторять ошибок) - Древние мудрецы говорили: «Если войну забывают, начинается новая». | Фронтальная, просмотр видеоролика - Слушают и говорят свои предположения. Слушают и просматривают видеоклип «Память» Е.Цыброва Презентация слайда Вечный огонь Фронтальная - Высказывают свои предположения Индивидуальный Опрос Выслушиваются ответы детей Если кто-нибудь знает о «детях войны» слушаем ответы детей Слайд с темой занятия | | Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; | |
III. «Открытие» детьми новых знаний Цель. Овладение новыми знаниями и способами действий | На протяжении всего занятия высказывания воспитателя и детей сопровождается показом слайдов презентации Война лишила их счастливого детства. Они быстро повзрослели. Послушайте стихотворение Т. Фроловой «Дети войны». Много дел было у ребятишек военной поры: Чем занимались дети во время войны? А где еще они помогали взрослым вы догадаетесь, если составите рассказ по картинкам. В помощь для этого вы можете использовать фразы, представленные на доске. -А зачем солдатам на фронте продукты? В военное время очень трудно было с продуктами и все люди получали паек. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250граммов хлеба на весь день, а детям – 150 граммов хлеба -Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить? Люди жили, несмотря на все трудности военного времени. -А как вы думаете, чем в это время были заняты школьники? (Школьники помогали взрослым). -Во многих городах были организованы госпитали. Ребята, а что такое госпиталь? (Это больница для раненых солдат). -Правильно, молодцы! В госпиталях ребята с медсестрами и нянечками ухаживали за ранеными солдатами, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали, чтобы отвлечь от боли, поднять настроение. А еще ребята готовили подарки для бойцов, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года вязали перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера. Получается, все могли дети делать в то время. Давайте посмотрим, сможете ли вы помочь своему раненому товарищу. Кто из вас может перебинтовать раненого? -Вот мы с вами узнали, что школьники много работали, взрослым помогали, как вы думаете, они учились в школе? -Время было очень трудное, но дети продолжали учиться. В то время не было тетрадей и чернил. Писали дети на старых газетах, карандашами и углем. Но все старались учиться хорошо. -Ребята, напомните мне, пожалуйста, как дети поднимали настроение больным? (Пели, танцевали, стихи читали). А давайте, мы с вами представим, что наши гости – это раненые в госпитале, у них все болит, им очень страшно и грустно, а мы поднимем им настроение. -А где еще совершали дети свои подвиги вы узнаете, если прочитаете правильно слова перевертыши. -Молодцы ребята. А теперь давайте еще раз повторим, что у нас получилось за предложения. -Ребята до нашего времени дошла газета со статьей о детях военного времени. Вы ее прочитаете, если правильно вставите буквы. -Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. -По этому поводу великий маршал Жуков сказал знаменитую фразу А какую, вы узнаете, если правильно соберете геометрические фигуры. «Тыл - это половина победы!». - Представляете, некоторые дети даже сражались наравне со взрослыми в этой страшной войне. Эти мальчики и девочки не играли в войну, они жили по её суровым законам. Любовь к своему народу и ненависть к врагу позвали пионеров на защиту Родины. Как вы думаете, о чём мечтали дети в войну? (О мирном небе, о живых родителях, о красивых книжках и игрушках, о куске хлеба, …) -Ребята, а вы знаете, что такое памятник? -А кому его ставят? -В нашей стране существуют разные памятники, даже «детям войны». .
| Постановка проблемной ситуации и её разрешение методом обсуждения Подготовленный ребенок читает стихи: Детям войны незнакомы игрушки, Рассказ по картинкам. Ребёнок. Дети заготавливали дрова, собирали урожай наравне со взрослыми. Ребёнок. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл. Ребёнок. Дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр. Ребёнок. Работали дети от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили и собирали в тайге орехи, грибы, ягоды. - Высказывают свои предположения показать кусочки хлеба Ответы детей Работа в парах Выдаю бинты каждой паре Ответы детей Физкультминутка Слова перевертыши ыцто ан тнорф – итед ан доваз? «Отцы на фронт- дети на завод». Фронтальная (для читающих детей) Д…ти в кор..ткие ср…ки приобр..тали р..б..чие пр…фессии, стан…вились т..кар..ми, слес..рями. П..др..стки р..б..тали и на авиам..торных зав…дах, на к..т..рых произв..дил…сь м..т..ры для сам..лет..в-истреб..телей и б..мбардир..вщиков. На Пермском м..т..рном зав..де раб..тало 7 тысяч п..др…стков в в..зрасте от 11 до 16 лет. В нек..т..рых ц..хах они с..ставляли 80 % с..ст..ва раб..чих. Д..ти стояли за ст..нками нар..вне со взр..слым раб..чим нар..дом.
Тыл это половина победы
Воспитатель читает слайд о герое земляке Боре Новикове Высказывания детей Ответы детей Показ слайда с памятниками войны | Узнавать о жизни людей из презентации слайдов и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны. Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов презентации | Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Регулятивные: Использовать при выполнении задания ИКТ; корректировать работу по ходу его выполнения, давать самооценку. Познавательные: перерабатывать информацию | |
IV. Первичное закрепление Цель. Закрепление знаний и способов действий | - О чем мы с вами беседовали сегодня?(о Дне Победы, о детях войны …) - Как жили дети во время войны, чем они занимались - О чем мечтали дети? | Фронтальная - Высказывают свое мнение, подтверждая материалами занятия | Учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны. | Познавательные: анализировать, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Регулятивные: давать самооценку. | |
V.Самостоятельная работа с последующей проверкой Цель. Применение знаний и способов действий | Ребята во многих странах голубь является символом мира, и давайте сейчас на нашем занятии сделаем этих голубей. У вас на столах лежат листки бумаги и технологическая карта, которой вы можете воспользоваться, при изготовлении голубя. Подарите своего голубя товарищу | Дети по технологической карте изготавливают голубя мира | | Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | |
VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Теперь вы, ребята, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час? - Вспомните, о каких традициях празднования Дня Победы вы знаете? Какие традиции существуют в нашей школе; в семье; в поселке? (возложение венков, минута молчания, вахта памяти, поминальная церковная служба, военный парад, смотр строя и песни) | Фронтальная - дети, опираясь на ранее полученные знания, свой жизненный опыт, называют традиции Дня Победы | Узнавать о жизни людей и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны. | Регулятивные: Использовать при выполнении задания различные средства Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию на основе сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | |
VII. Рефлексия Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы | (на фоне музыки «День Победы») – Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете. | Фронтальная - Высказывания детей | Учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны. | Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: участвовать в диалоге | |
VIII. Д/з. | Нет в России семьи такой, Где б ни памятен был свой герой… Эти слова песни подскажут вам домашнее задание: собрать материал о своих героях | | | |