Конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе «Змейка в гости к нам пришла»
Конспект педагогического мероприятия
в подготовительной группе
Тема: «Змейка в гости к нам пришла».
Цель: Совершенствовать умение употреблять звук [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Способствовать формированию речевого дыхания: длительного плавного выдоха.
2. Расширять и уточнять словарный запас.
3. Развивать навыки звукового анализа: умение находить слова со звуком Ш и определять место звука в слове.
4. Воспитывать чувство доброты и взаимопомощи, воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: зеркала, мягкая игрушка – змея, предметные картинки: собака, петушок, змея, шапка, слон, машина, медведь, лягушка, карандаш, шкаф, шары, карточки-схемы для характеристики артикуляционного уклада звука Ш; «сундук с сокровищами», мелкие игрушки: мышки, кошки, лягушки, медведи, барашек; компьютер, телевизор, мышь; Интернет-ресурсы: http://www.logoped.ru/, http://logoportal.ru/, http://festival.1september.ru, http://www.maam.ru/detskijsad.
Методы и приемы: психогимнастика, дидактическая игра, образец правильного произношения, звукоподражание, сопряженная и отраженная речь, наглядные приемы: демонстрация движений, артикуляционных позиций, использование мнемотаблиц.
Технологии: технология формирования речевого дыхания.
Ход занятия.
Организационный момент.
Психогимнастика «Приветствие»:
– Доброе утро, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам,
«Доброе утро!» улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
пусть доброе утро продлится до вечера!
- Я приглашаю вас поиграть. А вы хотите поиграть со мной? …
2. Развитие речевого дыхания.
- Вы знаете, сегодня гости принесли нам вот такие дудочки. Давайте попробуем на них сыграть.
Игра на музыкальном инструменте «Дудочка» (напоминается детям, что делаем вдох носом и активно выдыхаем ртом в медленном темпе, следим, чтобы щеки не надувались).
Сообщение цели занятия.
В то время как дети играют, платок с корзинки падает и дети видят змею.
- Кто это у нас появился?
- Как вы думаете, зачем она к нам приползла?
- Она очень хорошо умеет шипеть. Как шипит змея? (Ш-ш-ш). Какой звук умеет произносить змея? Может быть, она хочет послушать, как вы научились произносить звук Ш? Что же тогда мы с вами сейчас будем делать? (Учиться произносить звук Ш). Хорошо, тогда пусть змея нас слушает.
4. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», нужно сначала выполнить гимнастику для язычка, а змейка будет наблюдать за нами. (Презентация «Артикуляционная гимнастика звук «Ш»)
- Возьмите зеркала и поставьте их перед собой:
«Заборчик»
Зубы ровно я смыкаю и заборчик получаю.
«Бублик»
Бублик я изображу, губки плавно округлю.
«Лопатка»
Ты лопатку подержи, язык широкий покажи.
«Чашка»
А теперь чаёк попьем, чай мы в чашечку нальём.
«Вкусное варенье»
Ели мы варенье ложкой на верхней губе осталось немножко.
«Парус»
Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй!
«Фокус»
На нос ватку положу, всем я фокус покажу.
5. Звукоподражание.
- Язычок у нас размялся, стал послушным и ловким. Теперь мы можем пошипеть, как настоящие змеи. (Шшшшшшш)
6. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
- Молодцы, вы уже умеете шипеть так же красиво как змейка. Давайте расскажем змейке, как надо правильно произносить звук Ш. (рассказ с опорой на схему)
- В каком положении губы? (округлены бубликом)
- Зубы? (заборчиком, разомкнуты)
- Где находится язычок? Какой он? (поднят за верхние зубы, он широкий в форме чашечки)
- Какая выдыхаемая воздушная струя? Подставьте ладонь тыльной стороной ко рту и произнесите звук Ш. (тактильный контроль: тёплая)
Характеристика звука.
- Звук Ш гласный или согласный?
- Как мы произносим звук Ш с голосом или без? Положите ладонь тыльной стороной к горлышку и произнесите «Шшшш». Горлышко звенит? (нет) Голос не работает. Значит звук Ш глухой или звонкий? (глухой)
- Как звучит звук Ш твердо или мягко?
- Каким цветом обозначаем звук Ш? (синим)
7. Произнесение изолированного звука на выдохе.
- Давайте покажем, как долго вы умеете шипеть. Сделайте вдох носом, губки округлите, поставьте язычок - чашечку за верхние зубы и произнесите звук Ш длительно. (Дети произносят, педагог считает: 1-2-3-4-5).
- Молодцы!
8. Автоматизация изолированного звука.
- Шшшшш. Посмотрите, что то шуршит у змейки в корзинке? Листочки (показывает один), а здесь картинка. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Я скажу вам начало слова, а вы его дополните. (Мы…, ду…, малы …, ланды…, каранда…, камы …).
9. Автоматизация звука в слогах.
Любит слушать змейка как камыши шумят. Послушайте и пошумите как камыши:
Ша-ша-ша-ша (качают поднятыми над головой руками)
шу-шу-шу-шу (машут кистями рук, держа руки над головой)
шо-шо-шо-шо (машут кистями рук, держа руки на уровне груди)
Ши-ши-ши-ши (наклонившись, машут кистями рук, опустив руки вниз)
Ша-шо-шу-ши, ши-ша-шо-шу (делают волнообразные движения кистями рук из стороны в сторону).
Так шумят камыши.
10. Развитие фонематического слуха.
- А змея приготовила вам ещё одно задание, но перепутала все картинки. Поможем змейке выбрать картинки в названии которых есть звук Ш?
Дети выполняют задание самостоятельно. (картинки: собака, петушок, змея, шапка, слон, машина, медведь, лягушка, карандаш, шкаф, шары)
- А теперь давайте проверим, выделяя звук Ш и определяя его место в слове.
- Давайте узнаем сколько слогов в каждом из этих слов.
11. Автоматизация звука в словах и предложениях.
- А что там ещё у змейки в корзинке припрятано? (дидактическое пособие «Сундук с сокровищами»)
-Хотите узнать, что там спрятано?
Задание: дети, изображая пальчиками «идущего человечка» шагают по крупе, ищут и находят игрушку со словами:
- Я (шёл, шёл, шёл) и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мишку) нашел.
Дети составляют предложения: У мышонка сыр. Кошка держит шарики.
- Вот сколько друзей у змейки. Как можно назвать одним словом всех её друзей? (звери, животные)
Игра «Один – много» с этими словами.
12. Рефлексия.
- Ребята, что вы сегодня учились делать?
- Если вы считаете, что всё делали правильно, что у вас всё хорошо получилось – возьмите зелёную змейку, если вы думаете, что вам ещё нужно ещё поучиться правильно произносить звук Ш, возьмите жёлтую змейку.