Урок «Музыкальность стихов А.А.Фета» (Литература, 10 класс)

2
1
Материал опубликован 14 September 2017

Интегрированный урок (литературная гостиная)

по творчеству А.А. Фета

«Музыкальность стихов А.А. Фета».

10 класс

Цели:

1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;

2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета;

3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;

4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета.

5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.

Предметы: литература и музыка.

Предварительное домашнее задание:

Чтение стихов А.А. Фета наизусть.

Индивидуальные сообщения о роли и месте музыки в жизни

А. Фета.

Сообщение об истории создания стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».

Музыкальные элементы:

Романс Чайковского «Я тебе ничего не скажу», Ширяева «Сияла ночь», К.Дебюси «Лунный свет».

Ход урока.

1. Организационный момент: 

1) приветствие учащихся,

2) проверка готовности учащихся к уроку,

3) мониторинг настроения учащихся.

2. Введение в тему.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

- Кто автор данного стихотворения?

- Автор данного стихотворения Афанасий Афанасьевич Фет - выдающийся лирик 19в., талантливый публицист и переводчик. Стихотворение «На заре ты ее не буди» положено на музыку композитором Варламовым и стало романсом. Стихами Фета восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев,

Л. Толстой и М.Е. С-Щедрина, А. Блок считал А. Фета своим учителем.

- Ребята, сегодня у нас необычный, интегрированный урок – литературная гостиная, посвященный творчеству русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. На уроке мы должны с вами рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета; понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека. И ответить на проблемный вопрос нашего урока: В чем заключается музыкальность стихов Фета?

- Сегодня вы еще раз убедитесь, как тесно связаны литература и музыка, как легко поэтические строки вдохновляли композиторов на создание замечательных произведений.

Звучит романс на стихи А. Фета «Я тебе ничего не скажу».

 

Романс, написанный П.И. Чайковским, начинается со стремительной музыкальной фразы, состоящей из восходящих по высоте звуков.

 

Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 веков: «Сад в цвету» А.Аренский, «В дымке-невидимке» С.Танеев, «Я тебе ничего не скажу» П.Чайковский, «На заре ты ее не буди» А.Варламов и др.

М Е. Салтыков-Щедрин писал в статье «Стихотворения Фета» (1863 г.): «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».

Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. Фет считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека, и когда слово немеет, на помощь приходит звук, музыка. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.

Сообщение Влада о роли и месте музыки в жизни А.Фета.

- Музыкальность поэзии Фета очевидна. Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики А.Фета отмечали еще современные поэту литературные критики. Музыка для Фета была философией жизни. Редко у кого из русских поэтов мы найдем такое разнообразие интонаций, ритмов, строфики стихотворений.

Там, где все гармонично, прекрасно – там мир музыки, там, где этого нет – нет и музыки, царит безмолвие. Поэт ищет в природе гармонию, красоту. Даже явления неживой природы Фета одушевляет и заставляет звучать:

«Этот листок что иссох и свалился

Золотом вечным горит в песнопенье!»

(звучит фортепиано Рахманинова, Чайковского)

Чтение стихотворения «Чайковскому» Данил

А.Фет часто использует в стихотворениях лексический ряд: песня пою, певица, звук, хоровод, слух. Звуки и тембр роля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль.

Чтение стихотворения «Певице» Женя П.

Учитель. Музыка была для Фета философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно-там мир музыки: там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.

Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой. Современники сравнивали стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена.

Чтение стихотворения «Шопену» Катя Б.

Учитель. Звуки рояля раскрепощают душу, окрыляют ее. Душа человека откликается на чудесные голоса инструментов, на волшебный голос певицы, которые звучат в стройном «небесном» хоре на таинственную красоту сада.

Читает Гриднева Валя.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна-любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тени ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна-вся жизнь, вся жизнь, что ты одна-любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

1877

- Какое стихотворение напоминает вам текст Фета? (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение»)

- Чем они похоже?

- Чем отличается стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение» от стихотворения «Сияла ночь» А.А.Фета?

Ученик рассказывает: Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской (Берс), женщине живой, обаятельной, с хорошим голосом. Впервые Т.А. Кузьминская увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. Она была одной из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н.Толстого Сергей Львович писал…

Ученик (голос С.Л.Толстого): «У нее довольно большое вибрирующее контральто с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».

Учитель: О своей встрече с А.Фетом Татьяна Андреевна писала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» .

Инсценирование

Ученица в роли Т.Кузьминской: «В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, "Скажи зачем". Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Уже стемнело, и лунный майской свет ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» П. Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы вошли в залу. Там стоял 2-ой рояль. За чаем пошел разговор о музыке. А.Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении».

Ученик в роли А.Фета: « Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно», – сказал поэт.

Ученица (Т.Кузьминская): «Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: "Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь. Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро А.Фет подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги.

Ученик в роли А.Фета: «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера,- сказал он.

Ученица (в роли Т.Кузьминской): «Заглавие было – "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят". 
С тех пор прошло четыре года.  Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. – десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка. 
Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал меня своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марье Петровне меня часто сердило. Она, прямо как заботливая няня, относилась к нему, ничего не требуя от него". 

Учитель: Стихотворение "Сияла ночь" вдохновило многих композиторов. Это одно из самых музыкальных стихотворений. Один из лучших романсов написал Николай Ширяев.  Сведений о композиторе найти не удалось. 

Звучит романс Н.Ширяева «Сияла ночь»

3.Анализ стихотворения «Сияла ночь».

Учитель: У вас на партах тексты стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».

- Какое настроение создает стихотворение? (грусть, печаль, тоска, «рыдающее»)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Назовите темы стихотворения текста Фета.

-Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

- Кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

- Какие средства языковой выразительности использует автором для создания поэтического образа

В стихотворении две основные темы: любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе темы слиты воедино. Любовь для Фета- самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство-самое прекрасное. Значит, стихотворение о двойне прекрасном, о самой полной красоте.

(Живо представляется затемненная гостиница, а за ее окнами сад-полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…». За этим образом мы не только видим сам рояль, но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы, читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

(У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это- явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода- многозначные, музыкальные- не могут восприниматься слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом. А в поэтическом восприятии.

?(Аллитерацию-вид звукописи, где используются особые сочетания согласных звуков. В стихах первой строфы звуки л –с передают очарование сверкающей ночи. Усиливают восприятие картины. Сияла ночь, луной был полон сад.

Анафору-повторение слов в начале предложений, стихотворных строк или строф. Третья строфа. Каждая строчка начинается с союза и. Он указывает на последовательность событий.

И много лет прошло…

Эпифора-фигура, противоположная анафоре,- повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Тебя любить , обнять и плакать над тобой !

Также автор использует синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, сравнения, эпитеты. Для создания мелодического образа преобладают фонетические приемы.)

Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье»

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Нарисуйте картину, которую вы видите.

- Что необычного заметили в этом стихотворении? (Необычайность стихотворения не только в том, что в нем нет ни одного глагола, образы его кажутся фрагментами, соединенными один с другим произвольно, бессистемно. Стихотворение состоит из одного предложения. Предложения назывные).

Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами:

1) отказ от глаголов;

2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы;

3)мелодическое повторение местоимений( это утро- радость эта);

4)составные эпитеты(благовонные речи);

5) недосказанность переживания;

6) беглость,зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении;

7) сочетание вопросов и восклицаний, сложение их в музыкальную линию;

8) введение в стихотворение музыкальных образов-слов( песнь, сюита, серенада);

9) введение образа плача, рыдания ( далёкий друг, пойми мои рыданья).

Рефлексия «Акрослово»

- Дайте характеристику стихам А.А. Фета.

А –

Ф –

А –

Н –

А –

С –

И –

Й –

Ф –

Е –

Т –

Вывод.

А.А.Фета называют поэтом-музыкантом. Действительно, музыка по отношению к поэзии Фета не красивая метафора, а реально существующая формальная сторона фетовского стиха.

Домашнее задание:

П.И.Чайковский говорил о Фете: «В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! интересный получился урок как подарок детям.

15 November