Конспект по литературному чтению на тему:«Люблю природу русскую. Весна» (2 класс)
Предмет: литературное чтение
Учитель: Супроненко Е.Д.
Класс: 2
Тема урока: «Люблю природу русскую. Весна»
Цель урока: познакомить с темой подраздела «Весна», с загадками, пословицами, закличками, народными поверьями о весне
Планируемые результаты:
Регулятивные: принимать и решать учебные задачи урока проверять себя и оценивать свои достижения.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, делать вывод на основе прочитанного и увиденного материала.
Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, высказывать свое мнение.
Личностные: воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник УМК Школа России 2 класс (2ч), учебная презентация, раздаточный материал, наглядный материал.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Орг.момент |
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” -Готовы, отправиться в страну поиска знаний? -Я вам желаю успеха. |
|
Л:самоорганизация |
2.Проверка д/з |
А сейчас я проверю, как вы подготовили домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Критерии: -Правильность (искажение слов: замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов) -интонация (паузы между словами, конец предложения) -ударение -плавность чтения (целые слова) «5»-соблюдены все требования «4»-плавное чтение, 1-2 ошибки в словах, соблюдена интонация конца предложения «3»-3-5 ошибок, не соблюдаются паузы между словами и в конце предложения |
|
П: умение ориентироваться в своей системе знаний Р: умение оценивать свою деятельность |
3.Определение темы и целей урока |
-Давайте посмотрим ряд, состоящий из фотографий о природе, и подумаем, в какой закономерности они расположены. Показ фотографий с изображением природы в разные времена года. -Кто же смог увидеть закономерность? -Давайте повторим, какие вы знаете времена года. -А кто был самым внимательным и заметил, а с какого времени года начался ряд? - Как вы думаете, это было случайно или нет? -Давайте вместе сформулируем тему, над которой мы будем работать на протяжении нескольких уроков. - Какие жанры произведений о весне мы будем читать? - Предположите, а чему мы будем учиться на уроке? Какие цели перед собой поставим? (Запись на доске).
|
-Здесь изображены времена года. -Зима, весна, лето, осень -Весна Тема: «Люблю природу русскую. Весна»
-Стихотворения, пословицы, загадки Цели: - красиво правильно говорить - выразительно читать - узнавать новое |
П: осознавать познавательную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Р: принимать и решать учебные задачи урока К: умение высказывать свое мнение |
4.Изучение нового материала |
-Вы все молодцы! Посмотрите, а ведь на первом месте стоят слова «красиво говорить», а почему не читать? На презентации изображение А ведь и правда. Русская изба. В избе собралась вся семья. А старый дедушка рассказывает сказку. Именно рассказывает. Когда-то давно и он услышал эту сказку от своей бабушки или дедушки. Так из уст в уста, а устами раньше называли губы, передавались сказки, предания, поверья. А каким необычным словом называется устное народное творчество? (Фольклор, что в переводе с английского – народная мудрость) -И эту мудрость учёные смогли записать, ну а мы с вами прочитать. -Вспомните, какие жанры устного народного творчества вы знаете? - Давайте откроем учебник на с.109 и посмотрим, какие из жанров устного народного творчества здесь есть? Чтение загадок -Что общего между этими загадками? -Какие весенние месяцы вы знаете? -Посмотрите на изображение. Как вы думаете, какой месяц весны здесь изображен? -Попробуйте составить небольшой рассказ-описание по этой картине. -А какие вы знаете народные мудрости о весне? -Я подобрала 2 высказывания о весне. Давайте прочитаем их. Матушка-весна всем красна. Весенний день год кормит. -Кто знает, как называются эти небольшие высказывания? -Пословица – это мудрость, проверенная веками. На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер. -Что значит слово «красна» в этой пословице? -Подумайте , в чём заключается смысл пословицы «Весенний день год кормит»? -Оказывается, наши предки обращались к силам природы, просили о хорошем урожае, о доброй охоте или рыбалке. Так родились заклички. Весна-Красна, приходи, Снег холодный растопи, Деревья зеленью одень - Пусть теплее будет день.
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.
Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым!
Ты приди, Весна – веснянка, Выходи к нам на полянку! Дружно, дружно, всем народом, Мы пройдемся хороводом. Песни, пляски заведем, Игры разные начнем… Не дадим Весне скучать, Будем праздник отмечать!
Раздаточный материал (заклички) - Как вы думаете, с какой интонацией надо читать песенку-закличку? Инсценировка закличек - О чём просят люди? -Как люди обращаются к весне? -Мы с вами разгадывали загадки, читали пословицы, исполняли заклички и пришла пора познакомиться с новым для нас жанром устного народного творчества «поверьем» А что же обозначает слово «поверье»? Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета Какие вы знаете приметы о весне? Про март: Про первый месяц весны, некогда открывавший на Руси годовой цикл, ходит множество народных премудростей. Главная гласит, что март — еще не весна, а всего лишь — предвесенье, то есть предваряющий новый сезон, период. Частые туманы — к сырому лету. -Что обозначает здесь слова «сырое лето»? Про апрель: Следующий за мартом месяц в народе всегда ассоциировали с половодьем, разливом рек, повсеместным таянием льда и снега. Погода в апреле переменчива: днем тепло, ночью — прохладно, возможно и резкое ухудшение погоды после, казалось бы, устоявшегося тепла. Вот основные апрельские приметы: Дождик в середине весны дороже злата. -Что называли златом в старину? -О чем говорится в этой примете? Про май: Май славится буйным цветением всевозможных растений, и определенная категория поверий связано с наблюдением за весенними цветами, кустарниками и деревьями. Именно в мае можно созерцать глубокую, чувственную красоту настоящей весны, которую великие творцы — художники, музыканты, поэты, драматурги — воспевают в своих шедеврах. Сколько будет дождей в мае — столько лет быть урожаю! -Что обозначает эта примета? А вот еще примета, действие которой вы сможете проверить сами: Из-под крыш в феврале сосульки длинные свисают — значит, быть долгой весне, скоро все они растают.
|
Успех во многом зависит от умения человека владеть словом. Это касается не только публичных выступлений, где умение красиво говорить особенно важно, но и повседневной жизни. -Фольклор - Загадки, пословицы, считалки, поговорки, заклички, сказки. -Загадки -Все загадки о весне. -Март, апрель, май -Апрель
-Пословицы
-«Красна» обозначает слово красивая, всем нравится -Что посеешь весной, то и будешь есть весь год.
-Нужно читать с веселой, радостной интонацией, как будто зовем весну, чтобы она к нам быстрее пришла. -Люди просят тепла, солнца, хорошего урожая и настроения. -Они называют ее весна красна и Весна-веснянка. -Поверье – это то, во что люди верят, народные приметы.
-Дождливое лето.
-Золото -Дождь в середине весны дороже золота, т.е. очень ценен.
-Чем больше дождей, тем больше урожай.
|
К: умение высказывать свое мнение, умение участвовать в учебном диалоге Л: воспитывать интерес к чтению, любовь к природе. П: умение делать вывод на основе прочитанного и увиденного материала. |
5.Итог
|
Итак, наш урок подходит к концу. -Какие жанры устного народного творчества были для вас новыми? -Вам сегодня было интересно на уроке? -А что вас особенно заинтересовало? -Что узнали нового? -Что хотелось бы узнать?
|
-Поверья, заклички |
П: умение делать обобщение на основе пройденного материала |
6.Рефлексия |
- Кто доволен своей работой на уроке? - Кому было трудно? Поднимите карточки и оцените свою работу (светофор) Зелёный – у меня всё получилось, я не испытывал(а) затруднений. Жёлтый – у меня всё получилось, но иногда мне было трудно. Красный – у меня ничего не получилось, ничего не понятно.
|
|
Р: оценка процесса и результатов деятельности |
7.Домашнее задание |
Придумайте свою загадку к одному из рисунков на с.109 |
|
|