Конспект по литературному чтению на тему:«Люблю природу русскую. Весна» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 28 October 2019 в группе

Предмет: литературное чтение

Учитель: Супроненко Е.Д.

Класс: 2

Тема урока: «Люблю природу русскую. Весна»

Цель урока: познакомить с темой подраздела «Весна», с загадками, пословицами, закличками, народными поверьями о весне

Планируемые результаты:

Регулятивные: принимать и решать учебные задачи урока проверять себя и оценивать свои достижения.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, делать вывод на основе прочитанного и увиденного материала.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, высказывать свое мнение.

Личностные: воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник УМК Школа России 2 класс (2ч), учебная презентация, раздаточный материал, наглядный материал.


 


 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

-Готовы, отправиться в страну поиска знаний?

-Я вам желаю успеха.

 

Л:самоорганизация

2.Проверка д/з

А сейчас я проверю, как вы подготовили домашнее задание: выразительное чтение стихотворений

Критерии:

-Правильность (искажение слов: замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов)

-интонация (паузы между словами, конец предложения)

-ударение

-плавность чтения (целые слова)

«5»-соблюдены все требования

«4»-плавное чтение, 1-2 ошибки в словах, соблюдена интонация конца предложения

«3»-3-5 ошибок, не соблюдаются паузы между словами и в конце предложения

 

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

Р: умение оценивать свою деятельность

3.Определение темы и целей урока

-Давайте посмотрим ряд, состоящий из фотографий о природе, и подумаем, в какой закономерности они расположены.

Показ фотографий с изображением природы в разные времена года.

-Кто же смог увидеть закономерность?

-Давайте повторим, какие вы знаете времена года.

-А кто был самым внимательным и заметил, а с какого времени года начался ряд?

- Как вы думаете, это было случайно или нет?

-Давайте вместе сформулируем тему, над которой мы будем работать на протяжении нескольких уроков.

- Какие жанры произведений о весне мы будем читать?

- Предположите, а чему мы будем учиться на уроке? Какие цели перед собой поставим?

(Запись на доске).

 

-Здесь изображены времена года.

-Зима, весна, лето, осень

-Весна

Тема: «Люблю природу русскую. Весна»

 

 

 

 

 

 

 

-Стихотворения, пословицы, загадки

Цели:

- красиво правильно говорить

- выразительно читать

- узнавать новое

П: осознавать познавательную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Р: принимать и решать учебные задачи урока

К: умение высказывать свое мнение

4.Изучение нового материала

-Вы все молодцы! Посмотрите, а ведь на первом месте стоят слова «красиво говорить», а почему не читать?

На презентации изображение

А ведь и правда. Русская изба. В избе собралась вся семья. А старый дедушка рассказывает сказку. Именно рассказывает. Когда-то давно и он услышал эту сказку от своей бабушки или дедушки. Так из уст в уста, а устами раньше называли губы, передавались сказки, предания, поверья. А каким необычным словом называется устное народное творчество?

(Фольклор, что в переводе с английского – народная мудрость)

-И эту мудрость учёные смогли записать, ну а мы с вами прочитать.

-Вспомните, какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Давайте откроем учебник на с.109 и посмотрим, какие из жанров устного народного творчества здесь есть?

Чтение загадок

-Что общего между этими загадками?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

-Посмотрите на изображение. Как вы думаете, какой месяц весны здесь изображен?

-Попробуйте составить небольшой рассказ-описание по этой картине.

-А какие вы знаете народные мудрости о весне?

-Я подобрала 2 высказывания о весне. Давайте прочитаем их.

Матушка-весна всем красна.

Весенний день год кормит.

-Кто знает, как называются эти небольшие высказывания?

-Пословица – это мудрость, проверенная веками. На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер.

-Что значит слово «красна» в этой пословице?

-Подумайте , в чём заключается смысл пословицы «Весенний день год кормит»?

-Оказывается, наши предки обращались к силам природы, просили о хорошем урожае, о доброй охоте или рыбалке. Так родились заклички.

Весна-Красна, приходи,

Снег холодный растопи,

Деревья зеленью одень -

Пусть теплее будет день.


 

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью:

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.


 

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!


 

Ты приди, Весна – веснянка,

Выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно, всем народом,

Мы пройдемся хороводом.

Песни, пляски заведем,

Игры разные начнем…

Не дадим Весне скучать,

Будем праздник отмечать!


 

Раздаточный материал (заклички)

- Как вы думаете, с какой интонацией надо читать песенку-закличку?

Инсценировка закличек

- О чём просят люди?

-Как люди обращаются к весне?

-Мы с вами разгадывали загадки, читали пословицы, исполняли заклички и пришла пора познакомиться с новым для нас жанром устного народного творчества «поверьем» А что же обозначает слово «поверье»?

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета

Какие вы знаете приметы о весне?

Про март:

Про первый месяц весны, некогда открывавший на Руси годовой цикл, ходит множество народных премудростей. Главная гласит, что март — еще не весна, а всего лишь — предвесенье, то есть предваряющий новый сезон, период.

Частые туманы — к сырому лету.

-Что обозначает здесь слова «сырое лето»?

Про апрель:

Следующий за мартом месяц в народе всегда ассоциировали с половодьем, разливом рек, повсеместным таянием льда и снега. Погода в апреле переменчива: днем тепло, ночью — прохладно, возможно и резкое ухудшение погоды после, казалось бы, устоявшегося тепла. Вот основные апрельские приметы:

Дождик в середине весны дороже злата.

-Что называли златом в старину?

-О чем говорится в этой примете?

Про май:

Май славится буйным цветением всевозможных растений, и определенная категория поверий связано с наблюдением за весенними цветами, кустарниками и деревьями. Именно в мае можно созерцать глубокую, чувственную красоту настоящей весны, которую великие творцы — художники, музыканты, поэты, драматурги — воспевают в своих шедеврах.

Сколько будет дождей в мае — столько лет быть урожаю!

-Что обозначает эта примета?

А вот еще примета, действие которой вы сможете проверить сами:

Из-под крыш в феврале сосульки длинные свисают — значит, быть долгой весне, скоро все они растают.

 

Успех во многом зависит от умения человека владеть словом. Это касается не только публичных выступлений, где умение красиво говорить особенно важно, но и повседневной жизни.

-Фольклор

- Загадки, пословицы, считалки, поговорки, заклички, сказки.

-Загадки

-Все загадки о весне.

-Март, апрель, май

-Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Пословицы

 

 

 

 

-«Красна» обозначает слово красивая, всем нравится

-Что посеешь весной, то и будешь есть весь год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нужно читать с веселой, радостной интонацией, как будто зовем весну, чтобы она к нам быстрее пришла.

-Люди просят тепла, солнца, хорошего урожая и настроения.

-Они называют ее весна красна и Весна-веснянка.

-Поверье – это то, во что люди верят, народные приметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дождливое лето.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Золото

-Дождь в середине весны дороже золота, т.е. очень ценен.

 

 

 

 

 

 

 

-Чем больше дождей, тем больше урожай.

 

 

 

К: умение высказывать свое мнение, умение участвовать в учебном диалоге

Л: воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

П: умение делать вывод на основе прочитанного и увиденного материала.

5.Итог

 

Итак, наш урок подходит к концу.

-Какие жанры устного народного творчества были для вас новыми?

-Вам сегодня было интересно на уроке?

-А что вас особенно заинтересовало?

-Что узнали нового?

-Что хотелось бы узнать?

 

 

-Поверья, заклички

П: умение делать обобщение на основе пройденного материала

6.Рефлексия

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кому было трудно?

Поднимите карточки и оцените свою работу (светофор)

Зелёный – у меня всё получилось, я не испытывал(а) затруднений.

Жёлтый – у меня всё получилось, но иногда мне было трудно.

Красный – у меня ничего не получилось, ничего не понятно.

 

 

Р: оценка процесса и результатов деятельности

7.Домашнее задание

Придумайте свою загадку к одному из рисунков на с.109

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации