Урок литературного чтения во 2 классе «Люблю природу русскую. Весна»
Урок литературного чтения во 2Б классе (УМК «Школа России) Учитель: Столбовская Ольга Витальевна | |
Тема | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». |
Педагогическая цель | Обобщить знания учащихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна», сравнить произведение разных поэтов на одну тему; расширить знания учащихся о жизни и творчестве изученных писателей; уметь анализировать, высказывать своё мнение. |
Тип урока | Обобщение изученных знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Обобщить знания содержания и авторов прочитанных произведений; читать стихотворения выразительно; находить в стихотворении слова, которые помогают представить героев, картины природы; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. |
Личностные результаты | Воспитывать мотивацию к учению, любовь к природе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое), осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения. |
Основные понятия и термины | Произведение, стихотворение |
Методы, формы работы | Фронтальная, индивидуальная, групповая; словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Литературное чтение» 2 часть, автор В.Г. Горецкий; м/м презентация; карточки с заданиями. |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Витальевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Торопимся мы на урок, Будут знания нам в прок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники, пеналы и раздаточный материал. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | |
II. Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата учащихся к чтению. | Упр. в отработке дикции | Сл.1 -Посмотрите на слайд. Прочитайте строчки шепотом. Гори, солнце, ярче, Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее! - Теперь прочитаем с восхищением. -Теперь первый ряд прочитает стихотворение медленно. - Второй ряд прочитает начиная тихим голосом, затем всё громче. - Третий ряд прочитает скороговорку с радостной интонацией. | Показывает на доске четверостишие, проговаривает её с детьми, контролирует и исправляет ошибки в произношении | Читают четверостишие первоначально с учителем, затем по рядам читают её с разной интонацией | |
III. Проверка домашнего задания Цель: проверить усвоение изученного материала. | Вырвзительное чтение стихотворения Э.Э.Мошковской «Я маму обидел» | - На дом вам было задано выразительное чтение стихотворения Э. Э. Мошковской «Я маму мою обидел». - По цепочке прочитайте выразительно стихотворение на оценку. Критерии: 1. Правильная постановка логического ударения. 2. Соблюдение пауз. 3. Правильный выбор темпа. 4. Соблюдение нужной интонации. Оценка «5» - выполнены правильно все требования Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования Оценка «3» - допущены ошибки по 3 требованиям Оценка «2» - допущены ошибки более, чем по трём требованиям - Молодцы, многие из вас получили положительные оценки, это говорит о том, что вы хорошо готовились дома. | Формулирует учебную задачу, проверяет выразительное чтение учащимися стихотворения, оценивает чтение учащихся в соотвектствие с критериями, комментирует. | Читают выразительно стихотворение. | |
IV. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | – Итак, сегодня на уроке мы обобщаем знания по разделу , в котором будем говорить… А о чем - вы догадаетесь сами, отгадая загадку. Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко красном Шагает по земле … весна (хором). - Сегодня на уроке мы будем исследователями и слушателями. -А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы. -Какое время года вам представляется? (весна) -Назовите признаки весны? (Весной начинается активное таяние снега, а в воздухе разносится веселое журчание ручейков. Одним из самых ярких явлений весны, безусловно, является цветение. Уже в конце апреля набухшие почки начинают постепенно раскрываться и открывать миру свои изумрудные листья, а зеленые стройные, словно солдаты, травинки, тянутся к теплым солнечным лучам. Вскоре появляются и первые цветы, которые гостеприимно раскрывают свои лепестки навстречу проснувшимся насекомым.) - А как называется раздел, связанный с весной? (Люблю природу русскую. Весна) | Мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению | Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний. | |
Определение темы и задач урока | - Наш урок мы посвятим весне и обобщим раздел «Люблю природу русскую. Весна». - Определим задачи урока. - Сегодня на уроке мы вспомним всех авторов и их произведения, которые изучали в разделе; - будем сравнивать стихотворения разных авторов о весне; - выразительно читать стихотворения. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | ||
V . Актуализация опорных знаний Цель: выявить опорные знания учащихся | Беседа по ранее изученному разделу | - Произведения каких авторов вы изучили? (Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, А.А. Блок, С.Я. Маршак, И.А. Бунин, Е.А. Благинина, Э.Э. Мошковская) - Назовите стихотворения, которые вы прочитали в данном разделе? («Весна», «Весенние воды», «Сельская песенка», «На лугу», «Снег уже теперь не тот…», «В бурю», «Зима недаром злится…», «Посидим в тишине», «Я маму мою обидел…») - Какое из стихотворений вам понравилось? Почему? - Расскажите понравившееся вам стихотворение наизусть. | Актуализирует знания по разделу. | Отвечают на вопросы учителя. | |
VI. Обобщение изученного материала Цель: обеспечить обобщение и закрепление ранее изученного материала. | Игра «Назови писателя» | Сл.2 - Перед вами портреты поэтов. Выберите только тех поэтов, с которыми вы познакомились в разделе «Люблю природу русскую. Весна» Е.А. Благинина А.С.Пушкин К.И.Чуковский А.Н.Плещеев С.А.Есенин С.Я.Маршак | Формулирует учебную задачу, контролирует ее выполнение. | Вспоминают поэтов из раздела «Люблю природу русскую. Весна», выбирают этих поэтов из предложенного списка. | |
Задание на соотнесение автора и его произведения | Сл.3 - Сейчас я проверю, как вы усвоили этот раздел. Соедини название произведения с фамилией автора
Вывод: Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (они все писали о весне) | Актуализирует знания учащихся, контролирует ход выполнения задания, корректирует ошибочные ответы | Слушают задание, соотносят произведение с фамилией автора | ||
Сравнение произведений Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» и А.Н. Плещеева «Сельская песенка» | - Поэты в своих произведениях воспевают красоту русской природы, восхищаются ей, они передают нам свое впечатление от увиденного и изображают словами то, что их вдохновило. А помогают им в этом средства выразительности языка. - А давайте сравним два произведения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злиться» и А.Н.Плещеева «Сельская песенка». - Что общего в этих стихотворениях? (авторы описывают наступление весны) - Какие образы использует в стихотворении Ф.И.Тютчев, чтобы передать картину наступления ранней весны? (образ задорной веселой маленькой девчушки (весна), образ злой ведьмы, старухи (зима) -Найдите в тексте стихотворения строки, которые позволяют нам представить весну, зиму? - Какие чувства вы испытываете, слушая оба этих стихотворения? (радость от прихода весны) - А как описывает наступление ранней весны А.Н.Плещеев, прочитайте? (Природа как бы просыпается ото сна, происходят изменения в природе: становится теплее, птицы прилетают, травка зеленеет) - В каких строках передается отношение поэта к приходу весны в первом стихотворении ? (травка зеленеет, солнышко блестит, и лишь краше стала…) - Кто является вестником весны в стихотворении А.Н.Плещеева? (ласточка) - Как автор относится к ласточке,в стихотворении «Сельская песенка» прочитайте? (с нею солнце краше и весна милее… прощебечь с дороги нам привет скорей.) - В каких строках передается отношение поэта к приходу весны в стихотворении Ф.И.Тютчева?? (Весне и горя мало: умылася в снегу и лишь румяней стала наперекор врагу) - Как относится автор к весне , к зиме? - Сколько образов представлено поэтом в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»? - Сколько образов представлено в стихотворении А.Н.Плещеева «Сельская песенка»? (через образ ласточки поэт показывает приход весны). - Что общего у этих двух стихотворений? ( приход ранней весны, отношение поэтов к весне, передают радость от прихода весны). - Чем различаются эти стихотворения? (В первом стихотворении Ф.И.Тютчев показывает переход от зимы к весне на примере двух противоположных образов: злой ведьмы и маленького юного прекрасного дитя, а в стихотворении А.Н.Плещеева «Сельская песенка», наступление весны показано через один положительный образ ласточки). Обобщение: поэты в стихотворении показали наступление ранней весны , используя образные выражения, художественно- выразительные средства смогли передать красоту природы с наступлением весны, радость). | Проводит сравнительный анализ двух произведений, подводит учащихся к выводам, обобщает. | Анализируют произведения о весне, делают выводы. | ||
Составление рассказа по опорным словам | - Откройте учебник на странице 126-ой, прочитайте задание №4, подумайте и ответьте на вопрос (Выбери слова, которые могут быть связаны с темой «Весна»: дождь, солнце, гроза, сосулька, метель, тучи, листопад, цветы. -Составь по этим опорным словам рассказ о весне.) - Итак, какие же слова могут быть связаны с темой «Весна»? (дождь, солнце, гроза, тучи, цветы) - Составьте рассказ о весне, опираясь на данные слова. | Формулирует учебную задачу, контролирует ее выполнение. | Внимательно читают задания, отвечают на вопросы, выбирают слова, подходящие по теме: «Весна», составляют рассказ, опираясь на данные слова | ||
ФИЗМИНУТКА | -На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. | Осуществляет профилактику переутомления учащихся, показывает образец выполнения движений | Слушают учителя, выполняют упражнения под его руководством | ||
Упражнение «Продолжи строку» | Сл.4 -А сейчас проверим, насколько хорошо вы помните стихотворения, которые учили наизусть. Продолжите строки. - Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною…. (в сени к нам летит) - Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится…. (и гонит со двора) - Снег уже теперь не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лед,…(будто раскололи) - Я маму мою обидел, Теперь никогда-никогда Из дому мы вместе не выйдем, …(не сходим с ней никуда) - Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и… (блещут и гласят...) - Молодцы ребята, я вижу вы хорошо учили стихотворения. | Мотивирует детей на выполнение задания «Продолжи строку», задаёт детям вопросы | Продолжают строки ранее изученных стихотворений. | ||
Игра «Подбери строку» | -А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. - На слайде будут появляться картинки, а вы подберите к картинкам строчки изученных стихотворений. Сл.5 1.Весна идет сторонкой; весна в окно стучится; весне и горя мало…и лишь румяней стала. Сл.6 2. И на вербах серебром светятся сережки. Сл.7 3. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят; уж тает снег, бегут ручьи; в ручье журчит волна. Сл.8 4. Ласточка с весною в сени к нам летит. | Показывает картинки, контролирует процесс подбирания стихотворения | Слушают задание, рассматривают картинки, подбирают строки из стихотворения | ||
Игра «Собери пословицу» | - На партах у вас лежат карточки со словами. Ваша задача – в группе собрать пословицу о весне. 1. Апрель с водой, май с травой. 2. Весенний день год кормит. 3. Февраль силен метелью, а март – капелью. 4. Вода с гор потекла – весну принесла. 5. Где в апреле река, там в июле лужица. - Как вы понимаете эти пословицы? - А какие пословицы о весне знаете вы? (примеры детей) | Проводит работу с пословицами, контролирует процесс работы в группе. | Выполняют задание, собирают пословицы. | ||
Кроссворд по теме «Весна» | Сл.9 - Перед нами «Весенний кроссворд». Давайте его разгадаем. 1. Хрустальные бусы На солнце тают, Текут ручьями, Тепло встречают. (Капель) 2.Ревнул вол За сто сёл, За сто речек. (Гром) 3.Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. (Весна) 4.Желтый кнут Во всю длину По небу прошел Небо зажег. (Молния) 5.Стеклянный дворец Разбился наконец, Пробежали трещинки – В них вода плещется. (Ледоход) 6. Его просят, его ждут, А как придет – Прятаться начнут. (Дождь) 7. Ледяная Бахрома Разукрасила дома. (Сосулька) 8. Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель) 9. Я выступаю перед вами, Как молодой весны гонец, Я рад увидеться с друзьями Ну, а зовут меня…(Скворец) 10. Бегу я как по лесенке По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручей) 11. Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц ...(Март) 12. Сад примерил белый цвет, Соловей поёт сонет, В зелень наш оделся край - Нас теплом встречает...(Май) 13. Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! (Подснежник) 14. Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут ...(Гнездо) | Читает детям задания, контролирует процесс разгадывания кроссворда | Слушают задания, разгадывают кроссворд | ||
Проверочная работа по теме | - Вот добрались мы до самой ответственной части нашего урока. На партах у вас лежат карточки с самостоятельной работой. Подпишите их и приступайте к выполнению теста. ФИ ________________________________ Тест к разделу «Люблю природу русскую. Весна.» 1. Найди лишнее слово. 1) снег 2) солнце 3) сосулька 4) листопад 2. Кто написал стихотворение «В бурю»? 1) С. Маршак 2) Ф. Тютчев 3) А. Плещеев 4) Е. Благинина 3. О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»? 1) о борьбе зимы с весной 2) о борьбе весны с летом 3) о борьбе зимы с осенью 4) о борьбе весны с осенью 4. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»? 1) об отлёте птиц 2) о прилёте птиц 3) о разливе рек 4) о таянии снега 5. Закончи четверостишие А. Блока. …Чу, слышен голос звонкий. Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье… 1) блестит луна 2) журчит вода 3) журчит волна 4) блестит звезда 6. Вставь пропущенное слово в четверостишие. Всё чернее с каждым днем Стёжки и дорожки. И на вербах … Светятся серёжки. 1) ярко 2) огоньками 3) золотом 4) серебром -Теперь поменяйтесь листочками -Проверяем-1-4, 2-3, 3-1, 4-2, 5-3, 6-4 -У кого нет ошибок-оценка 5 1-2 ошибки-оценка 4 3 ошибки-оценка 3 4 и более-оценка 2. | Раздаёт детям проверочную работу по теме, проверяет и оценивает результаты, осуществляет взаимопроверку | Самостоятельно решают проверочную работу, осуществляют взаимопроверку, оценивают свои результаты | ||
VI. Итог урока Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Обобщающая беседа | - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Удалось ли вам почувствовать весну? -Какие задания показались самыми интересными? - Закончите предложения: Сегодня я на уроке… Мне понравилось… | Организует обобщающую беседу, требует от учащихся полных ответов. | Отвечают на вопросы. | |
Рефлексия выставление оценок | - Ребята, если вам всё было понятно и вы довольны своей работой на уроке – покажите открытую ладонь, а если вам что-то было не понятно и вы не довольны своей работой на уроке, то покажите кулак. | Мобилизует учащихся на рефлексию своей деятельности. | Оценивают свою работу на уроке. |