Конспект по математике в подготовительной группе на тему «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Рыженко Елена Владимировна
Конспект НОД по математике в подготовительной группе
Тема: «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Цель: продолжать учить считать до 10.
Задачи:
• Закрепить знания детей о последовательности дней недели, части суток.
• Решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел, находить решение и делать выводы.
Формировать навык полных ответов на вопросы.
• Повторить знания детей о геометрических фигурах.
• Развивать логическое мышление, сообразительность, речевую деятельность, внимание, умению ориентироваться на листе бумаги.
• Воспитывать интерес к математике, усидчивость, умение слушать.
Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Демонстрационный материал: птичка с письмом, письмо от сказочного героя, четыре конверта с заданиями.
Раздаточный материал: счетные палочки, простые карандаши, тетради.
Ход занятия
1.Организационный момент.
«Доброе утро!» «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: (дети отвечают на вопросы)
Дети, назовите какая сейчас часть суток?
(Утро)
– Какой сегодня день недели?
– Какой был вчера день недели?
– Какой будет завтра день недели?
– Какой день недели будет послезавтра?
Молодцы, знаете дни недели.
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучит? (слышится стук в окно)
Воспитатель подходит к окну, на окошке сидит птичка и держит письмо.
-Посмотрите, это птичка, а в лапках у нее письмо. Интересно ребята, от кого может быть это письмо? (Дети предлагают варианты ответа). Воспитатель:
Сейчас мы узнаем от кого это письмо:
Чтение письма
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Я медвежонок Умка, мои друзья зверята собираются идти в лесную школу, потому что, они умеют считать, знают дни недели и геометрические фигуры.
А тетушка Сова, меня в школу не берет, говорит, что я еще маленький, мне нужно еще годик подождать. Но, если я выполню задания, которые, она мне дала, она возьмет меня в школу. Мне так хочется вместе со своими друзьями пойти в школу, но для этого, мне нужно немного подучиться считать. Помогите мне пожалуйста, заранее благодарен, медвежонок Умка.
Воспитатель:
- Ну, что, ребята? Поможем медвежонку Умке?
Дети: конечно поможем.
Воспитатель:
-Научим медвежонка Умку считать?
Дети: да.
Воспитатель:
-Я предлагаю птичке немного отдохнуть с дороги, а мы поможем Умке решить задачки.
2.Основная часть.
Воспитатель:
- Принесите конверт, на котором написана цифра 1.
(Ребёнок приносит конверт;
воспитатель достаёт листок и читает задание).
Задание№1 «Посчитай»
Работа со счетными палочками
- Нам для этого задания понадобятся счетные палочки.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Сколько счетных палочек использовали? (5). Сколько треугольников получилось? (2).
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. Сколько квадратов получилось? (2). Сколько палочек использовали? (7).
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Сколько фигур геометрических получилось? (3). Сколько палочек использовалось? (5).
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. Сколько треугольников получилось? (3). Сколько палочек использовали? (7).
- Молодцы! Справились с первым заданием.
Второе задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на апельсин.
- Что же это за геометрическая фигура?
- Принесите, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг.
Задание №2«Не зевай, на вопросы отвечай!»
1.Назовите дни недели по порядку (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.;)
2.У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
3. Какой сегодня день недели?
4.Какой день находится между средой и пятницей?
5.Какое число следует за числом 6? (7)
6. Какое число стоит перед числом 8? (7);
7. Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль);
8. Какой день недели был вчера?
9. Какой день недели будет завтра?
10. Сколько всего дней в неделе? (7);
11. Сколько в неделе дней? (7);
12.Прибор для измерения времени? (часы);
13 Какие дни недели «рабочие»?
14. Назовите «выходные» дни недели?
15.Сколько в пустом стакане клубничек? (ни одной);
- Молодцы! Справились и с этим заданием.
А вот и следующая подсказка: «Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?» Треугольник.
- Принесите конверт, на котором есть треугольник.
Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён треугольник, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм? Гимнастика.
Воспитатель:
- Вы наверное немного устали, давайте отдохнем и проведем разминку.
Мне помогут провести физкультминутку мальчик в синей рубашке и девочка в зеленой юбочке. (задействуются малоактивные дети).
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(движения выполняются по ходу текста)
-Ну что ребята мы с вами отдохнули, продолжим дальше наши задания.
Воспитатель:
Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны? У квадрата.
Принесите, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – квадрат.
Задание № 3. «Веселые задачки»
- Сейчас вы послушаете задачи и решите их.
1.Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзину,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж? (2).
- А теперь решите эту задачу, и скажите ответ.
2.У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит? (1).
3. Пять малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спиться.
А скольким сон хороший снится? (4).
4. Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
Два под березой,
Один – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3).
- Вы запомнили ответ последней задачи? (3)
Воспитатель:
- А теперь откроем конверт, на котором изображена цифра 3.
(Воспитатель открывает конверт, достаёт задание).
Задание № 4 Работа в тетради
- А теперь поработаем в наших тетрадках. Но сначала сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз. Дети выполняют задания в тетради.
Воспитатель:
-Ребята, я предлагаю вам, сделать для медвежонка подарок, вы согласны?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель:
Открывайте свои тетради и внимательно слушайте.
Графический диктант «Стульчик для Умки».
Отступите 4 клетки слева и 3 клетки сверху, поставьте точку и начинайте диктант, читается слева направо:
1 клетка влево
5 клеток вниз
5 клеток вправо
5 клеток вниз
1 клетка влево
4 клетки вверх
4 клетки влево
4 клетки вниз
1 клетка влево
5 клеток вверх
5 леток вверх
Воспитатель:
Ну ребята, что у вас получилось?
Дети: У нас получился стульчик для медвежонка.
Воспитатель:
Медвежонок Умка, обязательно обрадуется такому подарку.
Задание № 5 «Рассели соседей»
- Вам нужно расселить соседей в домике, нужно написать соседние цифры.
В тетрадях нарисованы домики с тремя окошками, в одном окошке есть цифра, в двух нет, нужно вписать в пустые окошки домиков соседей указанных чисел.
Самостоятельная деятельность детей.
Первый домик- соседей числа 5; (дети должны дополнить домик цифрами 4 и 6);
Второй домик- соседей цифры 6;(дети должны дополнить домик цифрами 5 и 7);
Третий домик – соседей цифры 8; (дети должны дополнить домик цифрами 7 и 9);
Четвертый домик – соседей цифры3; (дети должны дополнить домик цифрами 2 и 4);
Пятый домик – соседей цифры 7; (дети должны дополнить домик цифрами 6 и 8);
Шестой домик- соседей цифры 4; (дети должны дополнить домик цифрами 3 и 5);
Седьмой домик- соседей цифры 9 (дети должны дополнить домик цифрами 8 и 10).
3. Итог занятия.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Теперь медвежонок Умка обязательно попадет в лесную школу, и будет учиться со своими товарищами. Но нужно медвежонку, что посоветовать ребята?
Дети: (дети высказывают свои советы)
Чтобы не просить о помощи, постараться самому внимательно слушать тетушку Сову, и он сам научиться считать, будет знать геометрические фигуры, знать дни недели и решать математические задачки.
Воспитатель:
-Дети, я предлагаю, нарисовать медвежонку Умке какое-нибудь пожелание, чтобы медвежонок не забывал о нас, и знал, что мы всегда прийдем на помощь в трудную минуту.
Воспитатель:
Какое задание было ребята самым трудным, а какое самым интересным? Наше занятие закончено, всем спасибо!