Конспект по развитию речи для старшей логопедической группы (дети с ОНР II–III уровня) на тему «Мамин праздник»

1
0
Материал опубликован 14 July

Конспект по развитию речи для старшей логопедической группы (дети с ОНР II – III уровня) на тему «Мамин праздник»

 

 

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: обобщение знаний детей о празднике 8 марта - Международный женский день.

Задачи

образовательные: учить составлять рассказ по сюжетной картине, пользуясь мнемотаблицей, активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных, расширение глагольного словаря).

развивающие: развитие зрительного восприятия, внимания, связной речи, памяти, мышления, речевого дыхания, координации речи с движением.

воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание любви и уважения к самому близкому человеку.

Оборудование: картинка «Мамин праздник», схемы предложений к картине «Мамин  праздник», мяч, картинки к играм, магнитная доска.

Программное обеспечение: сенсорная доска, ноутбук, презентация в PowerPoint, музыка

Предварительная работа: разучивание игры «Подскажи словечко».

Возраст детей: 5-6 лет (старшая логопедическая группа)

 

 

Ход занятия:

Орг.момент

Дети сидят на стульчиках.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Она была такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

То тихая, то вихрем кружится.

                                (Зима)

Логопед: Вот и закончилась зима. Какое время года наступило после зимы?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

(И. Токмакова)

Какой сейчас месяц? Какое время года наступило? Какие весенние месяцы вы знаете? Какой праздник бывает в марте?

(ответы детей)

 

Основной этап

На сенсорной доске появляется изображение девочки Маши, девочка задумчивая и грустная.

 

Логопед: сегодня к нам на занятие пришла девочка Маша, она не знает, как поздравить маму с праздникам 8 марта. Поможем ей? (ответ детей).

Логопед предлагает рассмотреть картинку «Мамин праздник» и проводит беседу по ней. Вопросы по картинке. Составление рассказа по мнемо-таблице

Логопед. Кого вы видите на картине?

Дети. На картине нарисованы мама и девочка.

Логопед. Что подарила девочка маме?

Дети. Девочка подарила маме открытку.

Логопед. Что нарисовала девочка на открытке?

Дети. На открытке девочка нарисовала цветы.

Логопед. Как вы думаете, что понравилось маме?

Дети. Маме понравились цветы на открытке.

Логопед. Какое у мамы настроение, и как вы догадались об этом?

Дети. У мамы хорошее настроение, она улыбается.

Дети составляют описание картины с опорой на изображения.

 

Логопед: В праздник принято дарить подарки? Сейчас мы поиграем в игру «Маме подарили» (авторская разработка). Давайте вспомним, что ещё можно подарить маме?

Правила игры: дети делятся на 2 команды. У ребят из первой команды картинки с изображением подарков маме (ваза, бусы, туфли, открытка, картина и т.д.). Ребенок выходит к магнитной доске с карточкой, показывает картинки и проговаривает предложение «Маме подарили бусы». Другая команда – называет предмет (бусы) и делит на слоги. Потом команды меняются.

 

Логопед приглашает всех детей встать в круг.

Дидактическая игра «Что делает мама дома» (Развитие речевого слуха, расширение глагольного словаря).

Логопед: Молодцы! А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Что делает мама дома». Мы вспомним с вами, чем дома занимаются ваши мамы. Я буду говорить об этом, кидать каждому из вас мяч, а вы будете мне подсказывать и возвращать его.

Мама квартиру...

1-й ребенок. ...Убирает.

Логопед. Мама обед...

2-й ребенок. ...Готовит.

Логопед. Мама белье...

3-й ребенок. ...Стирает.

Логопед. Мама пыль...

4-й ребенок. ...Вытирает.

Логопед. А вы маме должны...

Дети. ...Помогать.

Логопед. И не только восьмого марта, но и  каждый день.

Логопед убирает мяч  и предлагает им сделать  упражнение.

 

Пальчиковая гимнастика   «Помощники» на развитие мелкой моторики.

 

 

Раз, два, три, четыре,

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.

Мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Развести руки в сторону, показать большой предмет

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.

 

     

Логопед предлагает сделать упражнение  на развитие речевого дыхания.

Исходное положение  - стоя. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки: «При солнышке тепло, при матушке добро».

 

Дети садятся на стульчики.

Логопед: ваши мамы каждый день ходят на работу. Сейчас мы узнаем, кем работают ваши мамы. Нужно достать из волшебного мешочка картинку с изображением предмета профессии и рассказать, кем работает мама.

Игра «Кем работает мама?» (авторская разработка)

Правила игры: из «Волшебного мешочка» достаются предметы, связанные с профессиями: линейка и тетрадь, книга, медицинский бинт, руль, половник, игрушечные весы, моток ниток, строительная каска и т.д.. Нужно назвать профессию мамы по предмету.

Предложения строятся по образцу:

У этой мамы строительная каска, она строитель

У этой мамы линейка и тетрадь, она учитель

У этой мамы моток ниток, она швея

У этой мамы половник, она повар

У этой мамы бинт, она врач

У этой мамы ножницы, она парикмахер

У этой мамы весы, она продавец

У этой мамы касса, она бухгалтер

 

Игра проводится с применением сенсорной доски

Логопед: Всем мамам приятно получать на праздник цветы. Давайте поиграем в игру «Собери букет для мамы».

Один тюльпан – три тюльпана – пять тюльпанов

Одна роза – три розы – пять роз

Одна мимоза – три мимозы – пять мимоз.

 

 

Логопед: Ребята, что нужно делать, чтобы мама не чувствовала себя уставшей? Надо ей помогать. Выполним упражнение «Маму я свою люблю».

Дети встают с мест, выполняют упражнения.

 

Маму я свою люблю,                 (Сжать руки на груди).

 Я всегда ей помогу:

 Я стираю,                                (Тереть кулачок о кулачок).

 Полоскалю,        (Пальцы сжаты в кулак, двигать кистями рук из стороны в сторону).

 Воду с ручек отряхаю,                 (Трясти кистями рук)

 Пол я чисто подмету         (Воображая в руке веник, подметать пол).

 И дрова ей наколю.                 (Воображая в руке топор, рубить дрова).

 Маме надо отдыхать,                 (Ладошки обеих рук положить под щёку),

 Маме хочется поспать.                 (Голова слегка наклонена в сторону).

 Я на цыпочках хожу,                 («Ходить» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке).

И ни разу, и ни разу                 (На последнем слове поднести

Ни словечка не скажу.                 указательный палец правой руки к губам).

 

Логопед: Ребята! Смотрите, девочка Маша улыбается, она поняла, как поздравить маму с праздником. Мы прощаемся с Машей и желаем ей хорошо провести праздник для своей мамы.

 

Сенсорный экран выключается

Итог занятия

Логопед: О чем мы сегодня говорили? Какой самый главный подарок для мамы, как вы считаете?

Логопед просит детей  рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.

 

А завершаем мы наше занятие прекрасным стихотворением о маме.

 

Ночью темной мне светло,
В день морозный мне тепло,
Если мама рядом
Смотрит нежным взглядом.
Солнца ярче для меня — мама!
Мир и счастье для меня — мама!
Шум ветвей, цветы полей — мама!
Зов летящих журавлей — мама!
В роднике чиста вода — мама!
В небе яркая звезда — мама! (Я. Фархади.)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации