Коррекционное индивидуальное занятие по развитию речи у детей с ОНР II уровня «Незнайка в гостях у домашних животных»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Индивидуальное занятие по развитию речи у детей с ОНР II уровня
Тема: «Незнайка в гостях у домашних животных».
Подготовила
учитль-логопед
Т.А. Скачкова
2018
Сценарный план занятия (мероприятия)
Тема: Тема: «Незнайка в гостях у домашних животных».
Цель: Цель: ознакомить с формами слов в родительном, винительном падежах и притяжательными прилагательными.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, артикуляционную моторику, зрительное восприятие, фонематический слух, грамматический строй речи.
2. Воспитывать у детей бережное отношение к животным.
Материалы и оборудование: изображение сказочного героя Незнайки, предметные картинки домашних животных и их детёнышей, а также некоторых диких животных, разрезные картинки с изображением животных, домики с двумя и тремя окошками, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Вводная часть (чтение стихотворения домашних животных «Как живёте?»).
2. Основная часть.
а) «Забывчивый художник»;
б) Пальчиковая гимнастика «Козлики»;
в) Артикуляционная гимнастика(проводится в стихотворной форме);
г) Игра «Накорми животных»;
д) Игра «Незнайка и животные»;
е) Физкультурная минутка «Этажи»;
ж) Игра «Найди домик»;
з) Игра «Путаница»;
3. Заключительная часть. Домашнее задание.
Материалы к занятию
1. Вводная часть.
Логопед приветствует ребёнка и предлагает прослушать стихотворение и сказать, чём пойдёт речь на занятии.
Как живёте?
- Кони, кони, как живёте?
Кони, кони, что жуёте?
- Хорошо пока живём,
На лугу траву жуём.
- Куры, куры, как живёте?
Куры, куры, что жуёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не жуём.
Мы клюём проворно
На тропинке зёрна.
- Козы, козы, как живёте?
Козы, козы, что клюёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не клюём,
А дерём мы поутру
С молодых осин кору.
- Как вы, кролики, живёте?
Что вы, кролики, дерёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не дерём,
А грызём мы ловко
Свежую морковку.
- Вы, котята, как живёте?
Что, котята, вы грызёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не грызём.
Пьём мы понемножку
Молоко из плошки.
- Птицы, птицы, как живёте?
Птицы, птицы, что вы пьёте?
- Хорошо пока живём,
Дождевые капли пьём
И поём мы песни вам
Предполагаемый ответ: «Речь пойдёт домашних животных».
2. Основная часть.
(Игровой момент). Логопед показывает картинку сказочного героя Незнайки, который очень рассеянный. Он нарисовал домашних животных, но каждому животному забыл дорисовать какую - то часть тела. Нужно назвать чего не хватает? Логопед задаёт вопросы таким образом, чтобы ответы детей были в родительном падеже.
а) «Забывчивый художник»;
Чего не хватает у кролика? (Ушей).
Чего не хватает у свиньи? (Пятачка).
Чего не хватает у кошки? (Глаз).
Чего не хватает у козы? (Спины).
Чего не хватает у коровы? (Рогов).
Чего не хватает у собаки? (Хвоста).
Чего не хватает у лошади? (Шеи).
Чего не хватает у ослика? (Ног).
б) Пальчиковая гимнастика «Козлики»;
«Козлики».
Вот мостик горбатый, вот козлик рогатый.
На мостике встретил он серого братца.
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться!
И стали два козлика сильно бодаться!
Бодались, бодались, сражались, сражались
И в речке глубокой вдвоём оказались!
в) Артикуляционная гимнастика(проводится в стихотворной форме);
«Лопатка».
Язык лопаткой положи и под счёт его держи: раз, два, три, четыре, пять - язык надо расслаблять!
«Чашечка».
Язычок поднимем вверх и растянем мы пошире! Раз, два, три, четыре. До чего же он хорош, так на чашечку похож!
«Змейка».
Подражаю я змее, с ней мы будем наравне! Язык я высуну и спрячу - будет так, а не иначе!
«Футбол».
Поиграем мы в футбол и забьём в ворота гол!
«Часики».
Тик-так, тик-так. Все часы идут вот так!
«Гармошка».
На гармошке я играю, и язык не отрываю! Раз, два, три, раз, два, три – я играю, посмотри!
«Лошадка».
Я лошадка – серый бок. Я копытцем цок-цок-цок. Прокатить тебя хочу, я копытцем постучу, и к тебе я прискачу, и тебя я прокачу!
«Кошечка сердится».
Там на лавке, под окошком прилегла и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, кошка спинку выгибает.
г) Игра «Накорми животных»;
Логопед говорит, что Незнайка хотел бы накормить животных. Ему нужна помощь: среди запутавшихся дорожек, необходимо найти правильную, которая приведёт животное к излюбленной еде.
д) Игра «Незнайка и животные»;
Незнайка нарисовал домашних животных и их детёнышей, но перепутал мам и малышей. Ему надо помочь и правильно назвать у кого кто.
У коровы телёнок.
У кошки котёнок.
У свиньи поросёнок.
У козы козлёнок.
У собаки щенок.
У лошади жеребёнок.
У овцы ягнёнок.
е) Физкультурная минутка «Этажи»;
Мы по лестнице идём
И считаем этажи.
Раз, два, три, четыре.
Вот и мы уже в квартире!
ж) Игра «Найди домик»;
Незнайка решил пригласить животных погостить у него. Он выбрал два домика. Но как расселить животных? В одном доме два окошка, а в другом три. Надо разделить на слоги название каждого животного. Если мы хлопнем в ладоши два раза, то эти животные будут жить в домике с двумя кошками. А если три раза, эти животные поселятся в домике с тремя окошками.
Ло-шадь ко-ро-ва
Свинь-я со-ба-ка
Кро-лик
Кош-ка
Ов-ца
О-сёл
Ко-за
з) Игра «Путаница»;
. «Поменяй тело животных»;
Незнайка играл в мозаику и неправильно сложил тело животных. Надо исправить его ошибки. Ребёнку предлагаются картинки собаки, слона, носорога, лисы. После выполнения ребёнком задания, логопед спрашивает, какое из этих животных домашнее?
Предполагаемый ответ - собака.
. «Поменяй лапы (ноги) животных;
Незнайка решил посмотреть альбом с картинками животных. Там он увидел несколько смешных изображений. Чем же они так развеселили Незнайку? Надо разобраться. Найти хозяина и его лапы или ноги. Логопед использует притяжательные прилагательные.
У лося ноги лосиные.
У слона ноги слоновьи.
У лошади ноги лошадиные.
У осла ноги ослиные.
У белки лапы беличьи.
У волка лапы волчьи.
Логопед спрашивает: «Какие домашние животные здесь встретились?»
Предполагаемый ответ - (лошадь, осёл).
А как называют остальных животных?
Предполагаемый ответ - (дикие).
Об этих животных речь пойдёт на следующем занятии.
3. Заключительная часть.
Логопед спрашивает ребёнка, о ком говорили на занятии?
Предполагаемый ответ (о домашних животных). Учитель-логопед даёт оценку работы ребёнка. Затем ему вручается работа с выполненным заданием «Накорми животных», и, предлагается дома дорисовать каждому животному его любимую еду.