Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОНР 2-3 уровня старшей логопедической группы «Развитие фонетико-фонематических процессов у детей»

5
0
Материал опубликован 5 November 2017 в группе

 

МДОУ детский сад № 9 «Берёзка»


Конспект
коррекционно-развивающего занятия

для детей с ОНР
II-III уровня старшей логопедической группы (5-6 лет)

 

По теме: Развитие фонетико-фонематических процессов у детей.


Автор:
Плешанова С.Б.,учитель-логопед
Первая квалификационная категория

г. Углич

2017 год

 

Цель. Развитие слухового восприятия.
Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование артикуляционной моторики. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слогов. Закрепление понятий речевые и неречевые звуки.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, мимических мышц лица, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности.
Предварительная работа. Проведение игр и упражнений на развитие слухового восприятия на неречевых и речевых звуках. Например: упражнение «Коробочки». Цель: узнавание и дифференциация неречевых звуков. Оснащение: в одинаковые металлические баночки ( из-под леденцов, крема и т.п) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.
Оборудование. Плоскостное изображение двух солнышек: грустное и радостное, бумага, игрушечная пила с бруском и молоток, пластиковые бутылки с горохом, с орехами; ширма; колокольчик и колпак на голову; фонарики красного цвета; фишки красного цвета (крышки от пластиковых бутылок); волшебная книга, сделанная из коробки с предметными картинками внутри; маленький сундучок (внутри полоски бумаги, служащие для обозначения «слов»).

Ход занятия.
1. Организационный момент.

Передай мимикой (радость, грусть).
- Посмотрите на солнышко.
- Какое у него настроение (грустное).
- Почему? (у него грустные глаза, не улыбается).
- А когда у вас такое настроение бывает? (когда иду в детский сад и т. д.)
- Изобразите грусть.
- Посмотрите на другое солнышко.
- Какое у него настроение? (радостное).
- Почему? (оно улыбается).
- А когда у вас такое настроение бывает? (когда мне покупают игрушку и т. д).

- Изобразите радость.
2. Основная часть.
1)
– Ребята, посмотрите сколько у меня различных предметов. (молоток, пила с бруском, бумага, пластиковые бутылки).
- Для чего я их принесла? (чтобы выполнять разные действия с предметами)

- Могут ли предметы издавать звуки? (да).
Логопед демонстрирует действия со звучащими предметами.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Игра «Назови звучащий предмет» (логопед за ширмой выполняет действия с предметами). Дети отгадывают, какой предмет звучал.
- Что вы услышали? (звуки).
- Какие речевые или неречевые звуки? (неречевые).
- Почему? (потому что мы их не произносили ртом).
Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному.
2)
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Дети произносят текст с движением.
Еле, еле, еле, еле (двигаются шагом)
Двигаемся мы пешком (двигаются шагом)
А потом, потом, потом (бег)
Все бегом, бегом, бегом (бег) (сигнал стоп)
Водящий в центре круга, на голове колпак. Движется по направлению звучания колокольчика.
- Какие вы услышали звуки? Речевые или неречевые? (неречевые).

- Какие звуки мы называем речевые? (которые произносятся ртом).
- Какие органы артикуляции помогают нам произносить звуки? (губы, зубы, язык, твёрдое нёбо).
3)
Игра «Живые звуки».
- Дети, посмотрите на меня и скажите, какой звук я хочу сказать.
Дети по беззвучной артикуляции узнают звук и произносят его: А У И О У Э Ы.

4)
Игра «Посвети фонариком».
Дети на определённый гласный звук светят красным фонариком.
5)
Упражнение «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь звуков».
Логопед произносит звуки, а дети прослушав ряд одинаковых звуков хлопают в ладоши столько раз сколько услышали звуков. Работу можно осуществлять как индивидуально так и фронтально.
Например:
А-А-А У-У И-И-И и т.д.
6)
Игра «Что получится?»
-К звуку А прибавим У получается? (АУ).
- Сколько всего звуков услышали? (два).
- Какой первый звук? (А).
- Какой второй звук? (У).
Дети с помощью фишек составляют слог АУ. И т. д.
7)

Игра «Угадай по голосу».
Дети произносят текст с движением.
Вот построились мы в круг (идут по кругу)
Повернулись разом вдруг (идут по кругу)
А как скажем цок-цок-цок (бег)
Отгадай чей голосок? (бег) (сигнал стоп).
Водящему в центре круга на голову надевают колпак. Он отгадывает, кто его позвал по имени.

8)
- Ребята, посмотрите какая у меня есть волшебная книга. В ней только картинки. Дети вам нужно взять по одной картинке, назвать её и определить первый звук в слове. (аист, утка, эму, индюк, удочка, арка, обруч, эльф и т.д.)

9)
Упражнение «Придумывание слов на заданный звук».
Дети получают полоску бумаги (слово) нужно придумать слово на заданный звук и положить в сундучок, а затем придумать предложение с этим словом.
Например: придумай слово, которое начинается со звука О (окунь), а предложение (Окунь плавает в воде).

Логопед напоминает детям, что предложение состоит из слов, слова в нём дружат, из предложения мы о чём –то узнаём.

3. Окончание занятия.

Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли.

- Что вам было сложно выполнять? (придумывать слова на заданный звук, прохлопывать звуки, составить предложение и т.д.)

- Что вам было легко? (узнавать по голосу, называть звучащий предмет и т. д.)

- В какие игры вам было интересно играть? ( «Жмурки с колокольчиком», «Угадай по голосу» и т.д.)

- Какое у вас сейчас настроение? (радостное).

- Какое солнышко мы оставим у себя? ( которое улыбается).

- Кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Список использованной литературы.

Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2004

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми СПб.,1995

Волина В.В. Праздник Букваря. М.,1996

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985

Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. СПб.,1997

Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи.СПб.,1999

Журнал. Логопед в детском саду 7 (42) 2009

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации