12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Максунова Любовь Васильевна19 |
Конспект по русскому языку на тему "Правописание приставок на -з/-с"
Тема урока: Правописание приставок на –з/-с.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок.
Задачи урока:
1. Образовательные:
выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
формировать навык написания приставок, оканчивающихся на з – с;
повторить морфемный разбор слов;
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
осуществлять системно-деятельностный подход;
развивать критическое мышление;
внимание;
умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
умение анализировать, сравнивать, обобщать;
умение применять новые знания;
творческие, речевые способностей учащихся;
логические умения;
умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
умение формулировать проблему.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к русскому языку;
воспитывать ценностное отношение к слову.
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать правило написания букв З и С на конце приставок, правило единообразного написания приставки С; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями | регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности | уважительное отношение к языку; стремление к речевому самосовершенствованию; пополнение словарного запаса; способность к самооценке на основе критерия успешности |
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация PowerPoint, карта урока (для учащихся), лист самооценки достижений
Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. [Т.А. Ладыженская и др.]. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2021. – 207с.
Структура урока.
№№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку | Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. Я думаю, что у нас с вами все получится. Желаю успехов. А оценивать нашу деятельность мы будем с помощью баллов, которые вы будете получать за выполненные задания. | Приветствуют учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Подписывают карты урока и листы самооценки. | ||||||||||||||||||||||||
2. | Актуализация и пробное учебное действие | - Ребята, напомните мне, что такое приставка? - С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок, мы знакомы? -Приведите примеры слов с этой орфограммой.
-А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо будет вспомнить парные согласные по глухости-звонкости. Игра «Подскажи словечко» Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким. Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание. шалость - ___________, почка - ______________, тело - ______________ , горка - ______________, плеск - ___________ ___, злой - _______________, кости- __________ ____, колос - ______________, год - _________________, жар - _______________, дрова - _______________, доска - ______________. Молодцы! Знания о глухих и звонких согласных нам сегодня ещё пригодятся. Прочитайте слова. В каких морфемах пропущены буквы? Бе..конечный бе..граничный | Отвечают на вопросы. В картах урока выполняют задание «Подскажи словечко». (Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов) ( С неизменяемыми приставками) (надписать, заходить, и др.) шалость - жалость, тело - дело, плеск - блеск, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка- бочка, горка - корка, злой - слой, колос - голос, жар - шар, доска – тоска. В ходе выполнения работы обучающиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую согласную писать в приставке. | ||||||||||||||||||||||||
3. | Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности | Давайте вставим пропущенные буквы. Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой З, а в другом – с буквой С? Надо постараться разрешить возникшую проблему? Сформулируйте тему урока. Записываем тему в карту урока. Какие цели поставим перед собой на уроке?
А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з и –с? | Формулируют тему урока и цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Правописание приставок на –з/-с. -выяснить, когда на конце приставки пишется –з, когда –с; -потренироваться в написании слов с этими приставками; чтобы быть грамотными. | ||||||||||||||||||||||||
4. | Построение проекта выхода из затруднения и его реализация | Наблюдаем Бесшумный Исправить Расколоть Безжалостный Разбить Разгадать Задания: Выделить приставки в словах. Подчеркнуть согласную, с которой начинается корень. Сделать вывод. Откройте учебник на стр. и прочтите правило. Верно ли вы его сформулировали? Заполним алгоритм правописания З-С на конце приставок. Выделим в слове _______ С какого звука начинается _______? ________ звук _______ звук в приставке в приставке пишем ___ пишем ___ | Работают по карте урока: знакомятся с заданием, слушают учителя, под его руководством выделяют приставки в словах, подчеркивают начальные согласные корня, делают вывод о звонкости – глухости этих согласных. Заполняют алгоритм правописания З – С на конце приставок (карта урока), делают вывод об условиях написания приставок на З/С. | ||||||||||||||||||||||||
5. | Первичное закрепление во внешней речи |
Проверяем:
Критерии оценивания 10 правильно написанных слов – 3 балла 9 правильно написанных слов – 2 балла 8 правильно написанных слов – 1 балл меньше – 0 баллов | Выполняют задание в карте урока. Осуществляют проверку по предложенному ключу ответов (на слайде). Вносят результаты в листы самооценки. | ||||||||||||||||||||||||
6. | Физминутка | Быстро встали, улыбнулись, выше-выше потянулись, Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук ладонями коснитесь. Сели-встали, сели-встали. Вы, надеюсь, не устали. Физзарядка будет впрок. Продолжаем наш урок. | Выполняют упражнения. | ||||||||||||||||||||||||
7. | Орфографическая задача | ? биться Как быть? Кто знает? В словах здесь, здание, здоровье, здравствуйте, ни зги буква З входит в состав корня. | Высказывают предположения по решению орфографической задачи. Совместно с учителем делают вывод: Приставки З- в русском языке нет! Есть только приставка С-. | ||||||||||||||||||||||||
8. | Тренируемся | Выполняем упражнение «Приставки на –З и -С», используя составленный алгоритм и объясняя правописание букв на конце приставок. (в парах) Распределите слова на группы в зависимости от их написания. | Работают в парах - выполняют упражнение | ||||||||||||||||||||||||
9. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Задание 3. Распредели слова на три группы.
Здание, избрать, разгадать, свадьба, спросить, здесь, исцарапать, злой, спеть, распахать, безвольный, сводить, здоровье, сдать, здравствуйте, сложить, распустить. Задание 4. Тест.
Если все выполнить верно, то при соединении всех букв а получится цифра «5» 9-8 – баллов 4 7-6 – баллов 3 | Выполняют задание в карте урока, осуществляют проверку по эталону. Оценивают свою работу по критериям и вносят результаты в листы самооценки. 17 – 16 правильно записанных слов – 3 б. 15 – 14 правильно записанных слов – 2 б. 13 – 11 правильно написанных слов – 1б. меньше – 0 баллов Выполняют тест и вносят полученную оценку в лист оценивания. | ||||||||||||||||||||||||
10. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Подводит итоги работы на уроке. На основе заработанных баллов за выполненные упражнения выставляется оценка за урок. Закончи предложение: Буква З пишется на конце приставок, если….. Буква С пишется на конце приставок, если….. Я могу похвалить себя за …… | Считают заработанные баллы, выставляют оценку за урок: 11 баллов – 5 10-9 баллов – 4 8-7 баллов – 3 6 баллов и меньше – увы! Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | ||||||||||||||||||||||||
11. | Домашнее задание | Параграф 81 упр. 481 | Записывают задания в дневники. Сдают учителю рабочие карты урока и листы оценивания |