12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максунова Любовь Васильевна19

Тема урока: Правописание приставок на –з/-с.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок.

Задачи урока:

1. Образовательные:

выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

формировать навык написания приставок, оканчивающихся на з – с;

повторить морфемный разбор слов;

развить умение формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

осуществлять системно-деятельностный подход;

развивать критическое мышление;

внимание;

умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

умение анализировать, сравнивать, обобщать;

умение применять новые знания;

творческие, речевые способностей учащихся;

логические умения;

умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

умение формулировать проблему.

3. Воспитательные:

воспитывать интерес и уважение к русскому языку;

воспитывать  ценностное отношение к слову.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать правило написания букв З и С на конце приставок, правило единообразного написания приставки С;

уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями


регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности

уважительное отношение к языку;

стремление к речевому самосовершенствованию;

пополнение словарного запаса;

способность к самооценке на основе критерия успешности




Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация PowerPoint, карта урока (для учащихся),  лист самооценки  достижений

Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика

УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. [Т.А. Ладыженская и др.]. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2021. – 207с.



Структура урока.

№№

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Я думаю, что у нас с вами все получится. Желаю успехов.

А оценивать нашу деятельность мы будем с помощью баллов, которые вы будете получать за выполненные задания.


Приветствуют учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Подписывают карты урока и листы самооценки.

2.

Актуализация и пробное учебное действие





- Ребята, напомните мне, что такое приставка?



- С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок, мы знакомы?

-Приведите примеры слов с этой орфограммой.

-А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо будет вспомнить парные согласные по глухости-звонкости.

Игра «Подскажи словечко»

Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким.

Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание.

шалость - ___________, почка - ______________,

тело - ______________ , горка - ______________,

плеск - ___________ ___, злой - _______________,

кости- __________ ____, колос - ______________,

год - _________________, жар - _______________,

дрова - _______________, доска - ______________.

Молодцы! Знания о глухих и звонких согласных нам сегодня ещё пригодятся.




Прочитайте слова. В каких морфемах пропущены буквы?


Бе..конечный бе..граничный



Отвечают на вопросы.

В картах урока выполняют задание «Подскажи словечко».

(Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов)


( С неизменяемыми приставками)


(надписать, заходить, и др.)




шалость - жалость,

тело - дело,

плеск - блеск,

кости-гости,

год - кот,

дрова - трава,

почка- бочка,

горка - корка,

злой - слой,

колос - голос,

жар - шар,

доска – тоска.



В ходе выполнения работы обучающиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую согласную писать в приставке.

3.

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности

Давайте вставим пропущенные буквы. Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой З, а в другом – с буквой С?

Надо постараться разрешить возникшую проблему? Сформулируйте тему урока.

Записываем тему в карту урока.


Какие цели поставим перед собой на уроке?

А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з и –с?



Формулируют тему урока и цель учебной деятельности в диалоге с учителем.


Правописание приставок на –з/-с.

-выяснить, когда на конце приставки пишется –з, когда –с;

-потренироваться в написании слов с этими приставками;

чтобы быть грамотными.



4.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

Наблюдаем

Бесшумный

Исправить

Расколоть

Безжалостный

Разбить

Разгадать

Задания:

Выделить приставки в словах.

Подчеркнуть согласную, с которой начинается корень.

Сделать вывод.


Откройте учебник на стр. и прочтите правило. Верно ли вы его сформулировали?


Заполним алгоритм правописания З-С на конце приставок.



Выделим в слове _______


С какого звука начинается _______?


________ звук _______ звук


в приставке в приставке

пишем ___ пишем ___



Работают по карте урока: знакомятся с заданием, слушают учителя, под его руководством выделяют приставки в словах, подчеркивают начальные согласные корня, делают вывод о звонкости – глухости этих согласных.









Заполняют алгоритм правописания З – С на конце приставок (карта урока), делают вывод об условиях написания приставок на З/С.

5.

Первичное закрепление во внешней речи


Задание 1. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.


во..вышать

6. бе..брежный

и..портить

7. и..лечить

бе..ценный

8. бе..сменный

ра..жигать

9. во..становить

ни..падающие

10. в..бираться






Проверяем:



Задание 1. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.


воЗвышать

6. беЗбрежный

иСпортить

7. иЗлечить

беСценный

8. беСсменный

раЗжигать

9. воСстановить

ниСпадающие

10. вЗбираться












Критерии оценивания

10 правильно написанных слов – 3 балла

9 правильно написанных слов – 2 балла

8 правильно написанных слов – 1 балл

меньше – 0 баллов

Выполняют задание в карте урока. Осуществляют проверку по предложенному ключу ответов (на слайде). Вносят результаты в листы самооценки.











6.

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

выше-выше потянулись,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук ладонями коснитесь.

Сели-встали, сели-встали.

Вы, надеюсь, не устали.

Физзарядка будет впрок.

Продолжаем наш урок.


Выполняют упражнения.

7.

Орфографическая задача

? биться

Как быть? Кто знает?

В словах здесь, здание, здоровье, здравствуйте, ни зги буква З входит в состав корня.


Высказывают предположения по решению орфографической задачи.

Совместно с учителем делают вывод: Приставки З- в русском языке нет! Есть только приставка С-.

8.

Тренируемся

Выполняем упражнение «Приставки на –З и -С», используя составленный алгоритм и объясняя правописание букв на конце приставок. (в парах)

Распределите слова на группы в зависимости от их написания.


Работают в парах - выполняют упражнение

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 3. Распредели слова на три группы.


Слова с приставкой на –З/ –С

Слова с приставкой – С

Слова без приставки




Здание, избрать, разгадать, свадьба, спросить, здесь, исцарапать, злой, спеть, распахать, безвольный, сводить, здоровье, сдать, здравствуйте, сложить, распустить.





Задание 4. Тест.

1

6

2

7

3

8

4

9

5

10


Если все выполнить верно, то при соединении всех букв а получится цифра «5»

9-8 – баллов 4

7-6 – баллов 3


Выполняют задание в карте урока, осуществляют проверку по эталону.



Оценивают свою работу по критериям и вносят результаты в листы самооценки.


17 – 16 правильно записанных слов – 3 б. 15 – 14 правильно записанных слов – 2 б. 13 – 11 правильно написанных слов – 1б. меньше – 0 баллов



Выполняют тест и вносят полученную оценку в лист оценивания.

10.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Подводит итоги работы на уроке. На основе заработанных баллов за выполненные упражнения выставляется оценка за урок.






Закончи предложение:

Буква З пишется на конце приставок, если…..

Буква С пишется на конце приставок, если…..

Я могу похвалить себя за ……


Считают заработанные баллы, выставляют оценку за урок:

11 баллов – 5

10-9 баллов – 4

8-7 баллов – 3

6 баллов и меньше – увы!


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

11.

Домашнее задание

Параграф 81 упр. 481

Записывают задания в дневники. Сдают учителю рабочие карты урока и листы оценивания



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.