Конспект по теме "Склонение имен существительных" 3 класс

0
0
Материал опубликован 10 October

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Чернышова С.П.

Тема: «Склонение имен существительных».


Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.



Обучающие цели:

- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

- развитие интереса к предмету


Воспитывающие:

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.



Задачи:

Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.


Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, презентация.

Оборудование:

таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,

карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, карточки-знаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.




Структура и содержание урока.


I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).

Учитель.

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.

- Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы -внимательные, мы- старательные!

II Актуализация знаний.

1. - Включиться в работу нам поможет «мозговой штурм» (напечатать карточки и прикреплять к доске: часть речи, кто?, что?, предмет, по числам, м.р., ж.р., ср.р. по падежам, склоняются)

-Отвечайте на вопросы быстро и хором:

1. Существительное- это (часть речи-карточку на доску)

2. Отвечает на вопросы…

3. Обозначает…

4. Изменяется по…

5. Бывает…

- Ребята, в конце урока мы вернёмся к этой таблице. Когда откроем для себя новое о существительном. (как геом. фигура в математике: имеет начало, но нет конца)


Учитель.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

2. Чистописание.

скл кло лон оне нен ени ние

- Внимательно посмотрите на соединения букв, кто догадался, какое слово спрятано?

- А теперь скажите, что такое склонение?

2.Словарная работа (дифференцированная)

Продолжим урок со словарными словами.

-(карточка зелёного цвета-задание облегченное, жёлтого - сложнее)

- Внимательно прочитайте задание, выполните.

Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня (дядя, дедушка)

Проверка.

Учитель.

-Проверяем внимательно с экрана.

-Я открываю (Слайд №1)

-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

-Все ли словарные слова вы записали? Почему? Что заметили?

(дядя и дедушка не словарные слова).

-Как вы думаете, а для чего они записаны?

-Запишите их в карточку ниже.

-Ребята, что вы можете сказать об этих словах?

(Ответы детей)

(Самооценка детей) –карточка (1 задание)


2.Определение окончания и рода.

Учитель.

-Во всех словах выделите окончание и определите род. (Проверка)

-Работаем по цепочке.

(Слайд №1 )-(окончание и род в окошечке).

Учитель.

-А на сколько групп можно разделить слова? (ответы детей).

Учитель.

-В зависимости от окончания и рода в начальной форме( в И.п.)

все существительные можно разделить на 3 группы, т.е. на 3склонения.

III.Сообщение темы урока. Постановка цели.

-Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?

( Слайд №2)-(Склонение имен существительных).

Целеполагание.

-Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (определять склонение имен существительных, находить отличительные признаки сущ. 1,2,3 склонения…).

(ответы детей).

IV. Изучение нового материала.

(Поиск решения проблемной ситуации.)

Учитель.

- Ребята, а как же определить к какому склонению относятся имена существительные?

- Как нам решить эту проблему?

1.Самостоятельное изучение новой темы. ( Решение проблемы.)

-А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне, открыв учебник на (странице 36).

2.Работа в парах.

- Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3

Слайд № 3 - обобщение

V.ФИЗМИНУТКА

VI. Первичное закрепление знаний.

1. Распределение существительных по склонениям.

-Еще раз, на что необходимо обратить внимание? ( на окончание и род).

-По цепочке определяем склонение у наших слов.

- Мысленно разделите страницу на 3 столбца, запишите зелёной ручкой 1скл,2столбец- 2 скл., 3- 3скл.

(Слайд № 4)


1СКЛ.(Ж.Р.,М.Р.)-А,Я

2СКЛ.(М.Р. С.Р.-О,Е)

3СКЛ.(Ж.Р. с Ь знаком на конце)

Москва

ветер

морковь

деревня

холод

сирень

аптека

облако

тетрадь

яблоня

болото


дядя

счастье


дедушка



Вывод:

-Так какой вывод мы можем сделать?

-Попробуйте его сформулировать. Выводы детей. (спросить нескольких)



V. Физминутка (слайд № 5)

- Я буду читать вам слова, а вы

(дочка, дочь, тетрадка, учебник, тетрадь, облако, метель, зима, снежок, перемена, дядя, дерево, медаль, медалька, медальон, (красивый)- почему?



VII. Закрепление знаний и умений.

1. Работа по карточке в парах.

1. Определите тип склонения по его признакам.


М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.

Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

Вывод:

Проверка. (Слайд №6).

(Самооценка детей) –карточка. (2 задание)


2. Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.


Земля 1склонение


Лень

2склонение

Овца


Дуб

3склонение

Дедушка


Мышь

Солнце


Вывод: - Давайте ещё раз повторим, как определить склонение существительных?


3. .Проверка. (Слайды №7).

(Самооценка детей) –карточка. (3- задание)


- Сейчас вы будете выполнять задание в группе.

Каждая группа получает задание по составлению предложений с грамматическим заданием.


Задание №1.

Выполните задания.

1.Составьте предложение, изменив окончания существительных по смыслу, и запишите в тетрадь.

2.Подчеркните грамматическую основу.

3.Определите падеж и склонение имён существительных.

1группа

в, сорвались, с , тетерева , кормёжка, паника

2 группа

лиса, к , чаща, из, полянка, направлялась

3 группа

макушка, затрещали, на, сороки, ольха, звонко

4 группа

хищница, добыча, спешка, в, поползла, к,

5 группа

полянка, на, тетерева, поедали, семена, ольха


Самостоятельная работа.

После выполнения работы консультант каждой группы зачитывает предложения и проверяется правильность выполнения по эталону на слайде.


Слайд № 8.

1 группа.

Тетерева (И.п.) в панике (П.п.) сорвались с кормёжки. (Р.п.)

2 группа.

Из чащи (Р.п.) к полянке (Д.п.) направлялась лиса.( И.п.)

3 группа.

На макушке (П.п.) ольхи ( Р.п.) звонко затрещали сороки. (И.п.)

4 группа.

Хищница (И.п.) в спешке (П.п.) поползла к добыче. (Д.п.)

5 группа.

На полянке (П.п.) тетерева (И.п.) поедали семена (В.п.) ольхи. (Р.п.)


-Консультанты отмечают тех учащихся, которые работали в группе более эффективно.


2.Коллективная работа.

Составление рассказа из этих предложений.

- Можно ли сказать, что эти предложения связаны одной темой?

- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Устное выполнение задания.




Слайд № 9.

На полянке тетерева поедали семена ольхи. Из чащи к полянке направлялась лиса. Хищница в спешке поползла к добыче. На макушке ольхи звонко затрещали сороки. Тетерева в панике сорвались с кормёжки.

- Прочитайте получившийся текст.

- Озаглавьте текст.


Тест. (ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ)

- Выпишите буквы в строчку, где задание выполнено неверно.

Слайд № 10.

Слайд № 11 - проверка

(Самооценка детей) –карточка. (Задание 4)


IX. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель.

- Вспомните ту цель, которую вы поставили в начале урока?

-Достигли ее?

- Зачем надо хорошо уметь определять склонение имен существительных?

(ответы детей).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель.

-Оцените результаты своего труда на уроке.

-Кто хочет показать их? Прокомментируйте.(кружок одного цвета)

-А сейчас покажем результаты труда всего класса.

-(поднимите кружок: красный-все получилось, зеленый -нужно еще постараться, синие -предстоит много трудиться.)

- С каким настроением заканчиваем урок?

X. Информация о домашнем задании.

1.Повторить алгоритм стр. 36-37.

2. стр. 37, упр.2 - 3

в) сочинить сказку о склонениях.

( Слайд №12).-Спасибо за урок!











Резерв

-Найдите имена существительные и определите склонение.


И.Суриков

«Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.


С. Дрожжин

«Зимний день».

По задворью злится

и трещит мороз,

иней серебрится

на ветвях берез.

В улице немая

тишина кругом,

только галок стая

вьется над селом.

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации